Анализ динамики развития сферы культуры в Российской Федерации
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 12-2 (198), Декабрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Черепенников К.Г. Анализ динамики развития сферы культуры в Российской Федерации // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 12. – С. 29-34.
Аннотация:
В статье рассмотрены основные направления развития сферы культуры Российской Федерации в условиях переходной экономики, дана критическая оценка реформ, проводимых в этой области, представлены ключевые показатели, отражающие динамику развития отдельных отраслевых составляю- щих сферы культуры. Результаты анализа могут быть использованы в процессе формирования долгосрочных управляющих воздействий на развитие культурного комплекса страны.
Ключевые слова: конкурентоспособность, сфера культуры, господдержка, экономика культуры, культурная политика
Современные научные исследования показывают, что развитие рыночных отношений в Российской Федерации, как и во всех странах с транзитивной экономикой, сопровождается необходимостью усиления государственного участия в развитии социальной сферы, в том числе в сфере культуры.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечается, что в условиях перехода на инновационный путь развития эффективная культурная политика является важнейшим условием сбережения нации и ключевым фактором роста человеческого потенциала.
Как отметил в очередном Послании Совету Федерации Д. А. Медведев: «стратегической целью Российской Федерации является создание полноценной российской нации при сохранении идентичности всех населяющих страну народов» [3]. В рамках указанной стратегической парадигмы культурной политики, единая нация может воспроизводиться исключительно через интеграцию населения страны на основе русской культуры, путем обеспечения свободного доступа к культурным ценностям и благам для широких слоев населения.
Трансформационные процессы значительно активизировали развитие конкурентных отношений, в том числе и в сфере культуры. В Концепции Федеральной целевой программы «Культура России (2012–2016 годы)» подчеркивается, что в ходе реализации предыдущей Федеральной целевой программы не удалось преодолеть спад в развитии культуры, добиться расширения форм и объемов участия государства и общества в поддержке культуры [1].
Становление новой экономической модели развития культуры как отрасли
Спад в развитии сферы культуры вызван проблемами, снижающими эффективность функционирования институтов, призванных обеспечить включение культуры в рыночные отношения. К числу проблем, в первую очередь, можно отнести неэффективное расходование бюджетных средств, отсутствие выделения ключевых приоритетных направлений развития сферы культуры, имеющиеся несовершенства нормативно-правовой базы в области государственно-частного партнерства, меценатства и благотворительности и т.п. Значительную роль в условиях макроэкономических колебаний и нестабильности играет также падение платежеспособного спроса, особенно на региональном уровне, а также актуальные изменения в структуре потребительских предпочтений россиян.
В настоящее время в стране происходит становление новой экономической модели развития отрасли культуры, которые можно охарактеризовать как переход от традиционной сферы культуры к культурной индустрии. Актуальные изменения продиктованы новым жизненным укладом и резким ростом доли нематериальных, неутилитарных благ в структуре потребления: медиапотребления и услуг сферы культуры. Вышеперечисленные факторы требуют системных отраслевых реформ, основанных на максимально объективной оценке текущей ситуации.
Прежде всего, целесообразно ответить на вопрос: какие именно общеэкономические факторы детерминируют развитие сферы культуры? Автор отмечает, что уравнения линейно-регрессионной зависимости количества театров, музеев, общедоступных библиотек и культурно-досуговых учреждений от объема валового внутреннего продукта за период 2002–2009 г. не позволяют сделать вывод о существовании статистической зависимости между этими двумя факторами. Следовательно, динамика числа учреждений культуры в России детерминируется иными, отличными от темпов экономического роста факторами. В первую очередь к детерминирующим факторам следует отнести объемы государственных инвестиций в сферу культуры. Расчеты автора позволяют заключить, что кризис 2008–2009 годов не оказал существенного негативного влияния на динамику количества организаций и учреждений сферы культуры, а также на их посещаемость (за исключением посещаемости кинотеатров).
Одновременно с этим проведенный анализ показал, что расходы россиян на культуру (в классификации, согласно которой они учитываются Федеральной службой государственной статистики), малочувствительны к изменениям среднедушевого дохода.
Состояние сферы культуры за период 1980–2009 гг.
Анализ состояния сферы культуры за период с 1980 по 2009 год позволяет прийти к выводу о наличии двух устойчивых тенденций в ходе рыночных реформ. Снижение общего числа учреждений и падение посещаемости коснулись таких отраслевых составляющих сферы культуры, как учреждения культурно-досугового типа и общедоступные библиотеки. Число первых за годы реформ сократилось более чем на 40%. Общее количество библиотек в России за период 1990–2009 гг. сократилось на 24,7%. Число зарегистрированных пользователей общедоступных библиотек за рассматриваемый период сократилось на 27%.
В ходе реформ значительно выросло число профессиональных театров, расширился музейный комплекс Российской Федерации. Количество официально зарегистрированных музеев постоянно увеличивается, причем темп изменений постоянен. Так, за период с 2005 по 2009 год число музеев увеличилось на 254 единицы, то есть на 10%.
Анализ статистических данных показал, что средний темп прироста числа музеев за анализируемый период составляет 4,3% в год. Автор отмечает также существенные структурные сдвиги в разрезе направленности музеев. В первую очередь, значительно возросло количество краеведческих музеев, которые по состоянию на 2009 г. составляют более половины всего музейного комплекса Российской Федерации.
Посещаемость профессиональных театров и музеев за анализируемый период демонстрирует устойчивую положительную динамику. Проведенные автором расчеты показывают, что в период с 1995 по 2009 год посещаемость театров в среднем составляла 29,77 млн чел. и увеличивалась в среднем на 0,7% в год. Еще более устойчивую динамику роста посещаемости в период с 1995 по 2009 год демонстрируют музеи, посещаемость которых в 2009 году возросла на 7% относительно аналогичного показателя 1995 года. Отметим, что согласно данным Росстата, по числу посещений музеев лидирует (1729 посещений музеев на 1000 человек населения) Северо-Западный федеральный округ. Аналогичный показатель для Центрального федерального округа (включая Москву) почти в 2,5 раза меньше (657 посещений музеев на 1000 чел. населения).
Проведенный автором анализ позволил прийти к выводу, что несмотря на усилия, предпринимаемые органами власти и управления на всех уровнях государственного устройства, положение учреждений сферы культуры в стране остается довольно сложным.
Экономика и особенности современной российской культуры
Нами выделены следующие особенности современной российской сферы культуры, обусловленные институциональными изменениями в переходной экономике и макроэкономической динамикой.
Во-первых, изменение системы финансирования бюджетного сектора, расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования в культуре как на федеральном, так и на региональном уровне.
Во-вторых, стремительное развитие рыночной конкуренции в творческих и зрелищных отраслях, успешная интеграция новых российских направлений индустрии культуры в рыночные отношения.
В-третьих, реформа бюджетного сектора экономики, появление в сфере культуры новых типов бюджетных учреждений: бюджетных и автономных. Автономная форма представляется чрезвычайно перспективной для учреждений культуры, так как предоставляет организации экономическую свободу в формировании политики платных услуг и возможность формирования целевого капитала в качестве внебюджетного источника финансирования.
В-четвертых, неравномерное развитие сферы культуры в масштабах всех страны вследствие глубокой дифференциации в социально-экономическом развитии регионов. Региональная дифференциация ограничивает возможности для привлечения организациями и учреждениями культуры средств крупных инвесторов, свободных финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, представляющих средний и малый бизнес регионов, а также частных лиц, заинтересованных в спонсорской поддержке учреждений культуры.
Совокупность указанных факторов приводит к резкому падению конкурентоспособности отраслевых составляющих сферы культуры, неэффективному распределению государственных инвестиций, падению качества культурных благ и услуг.
Следовательно, можно констатировать, что в настоящее время сфера культуры не входит в число ключевых приоритетов государственной социальной и бюджетной политики, что приводит к негативным последствиям в виде сокращения бюджетных инвестиций в развитие производительных сил в культуре. Государственная составляющая инвестиций направлена на обеспечение текущей деятельности учреждений сферы культуры, необходимые меры для сохранения культурного наследия.
Отсутствуют необходимая государственная поддержка научно-исследовательских проектов в области культуры, законотворческая активность в области культуры, адекватная потребностям реформируемого бюджетного сектора.
Вывод
В свете указанных проблем растущее значение приобретают такие вопросы, как методологическое обеспечение взаимодействия субъектов хозяйствования отрасли культуры с экономикой страны в целом, повышения эффективности бюджетных инвестиций в сферу культуры, интеграции отрасли культуры в общую структуру целенаправленной деятельности в интересах развития социально-экономической сферы и проведения национальной культурной политики в условиях современного мультикультурного общества.
Источники:
2. Экономические основы культурной деятельности. Индивиду альные предпочтения и общественные интересы. – СПб.: Алетейя, 2002.
3. Президент России. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. 12 ноября 2009 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/reanscripts/5979.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:54:12