Азербайджан: экономический кризис и национальная конкурентоспособность
Скачать PDF | Загрузок: 12
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11-2 (196), Ноябрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье анализируется конкурентоспособность производственных отраслей в Азербайджане до и после глобального экономического кризиса. Автор приходит к заключению, что влияние глобального финансового кризиса на экономику страны проявилось в форме снижения экономического роста. Однако конкурентоспособность отраслей, не связанных с нефтедобычей, продолжает оставаться на уровне, требующем дальнейшего развития.
Ключевые слова: конкурентоспособность, нефтедобыча, мировой финансовый кризис, Азербайджан, отрасли производства
В данной работе мы попытаемся посредством определения конкурентоспособных отраслей страны в докризисный и кризисные периоды выявить результаты влияния кризиса с позиции макроэкономической конкурентоспособности.
Информационную базу исследования составляют данные о статистике мировой торговли ЮНКТАД и ООН, отчеты WITS (World Integrated Trade Statistics), Всемирного экономического Форума и Всемирного Банка.
Оценка конкурентоспособности по индексу Баласса
При оценке текущей конкурентоспособности в исследовании использованы индекс Баласса (Баласса, 1965). Индекс Баласса – хороший индикатор с точки зрения определения текущего относительного преимущества экспорта. Он рассчитывается как отношение удельного веса товара «I» в экспорте страны «j» к доле этого товара в мировом экспорте. Исследования показали, что независимо от доли экспорта в общей продаже, удельный вес конкурентоспособных компаний среди осуществляющих экспорт предприятий в два раза больше, чем действующих только на внутренних рынках (Вопросы экономики, 2007). Индекс Баласса, принятый как способ определения относительного преимущества, рассчитывается по следующей формуле:
RCAij = Хij / Хid
где Хij – доля товара «i» в общем экспорте страны «j»,
Хid – доля продукции «i» в мировом экспорте.
Если RCAij >1, то страна «j» имеет явные сравнительные преимущества по продукции «i». Если RCAij <1, то страна «j» не имеет явные относительные преимущества по продукции «i».
Как видно из формулы, показатель RCA (Revealed Comparative Advantage – выявленное относительное преимущество (ВОП)) просто позволяет провести оценку текущей (или же прошлой) конкурентоспособности конкретной продукции.
Относительное преимущество любого продукта «i» определяется на основе его экспортных показателей. Этот показатель позволяет осуществляет как бы текущую оценку прошлых достижений, так как высказать категоричное суждение о конкурентоспособности обладающей ВOП продукции «i» в настоящее время невозможно, так как торговые преимущества товара в конкретный период не позволяет составить окончательное мнение о его конкурентоспособности по следующим причинам: во-первых, рассчитанный для конкретного периода индекс ВОП не позволяет определить как изменяется отношение покупателей к товару «i». Вполне возможно, показатель ВОП может быть высоким – больше 1, но при этом по причине падения конкурентоспособности товара он может иметь тенденцию к снижению. Таким образом, для высказывания определенных суждений по конкурентоспособности исходя из индекса Баласса необходимо в определенном хронологическом порядке рассчитать ряд показателей. Ведь конкурентоспособность – категория относительная и учитывается в определенных относительных пространственно-временно рамках.
Конкурентоспособные отрасли в Азербайджане до экономического кризиса
Нами определены отрасли экономики страны, обладавшие текущей конкурентоспособностью в период до глобального экономического кризиса (2001–2007 гг.). В табл. (см. на с. 186) приводится индекс Баласса по экономике страны за 2001–2007 гг., и определены средние показатели. Учитывая ограниченность объема данной работы мы даем лишь список конкурентоспособных по результатам вычислений товаров.
Таблица
Отрасли экономики страны, обладавшие текущей конкурентоспособностьюв 2001–2009 гг. (по индексу Баласса)
Наименование | 2001 | 2007 | Среднее за 2001–2007 | 2008 | 2009 |
Мука | 0.76 | 2.36 | 1.23 | 0.7 | 0.63 |
Необработанный табак | 5.21 | 0.52 | 2.26 | 0.09 | 0.39 |
Обработанный табак | 2.19 | 0.56 | 1.67 | 0.01 | 0.06 |
Алюминиевая руда | 37.04 | 10.07 | 18.66 | 1.18 | 0.24 |
Электроэнергия | 0.98 | 0.79 | 1.94 | 0.23 | 0.75 |
Сгущенное овощное масло и жир | 0.70 | 2.54 | 1.99 | 0.29 | 1.32 |
Этиленовые полимеры | 1.39 | 1.43 | 2.37 | 0.27 | 0.37 |
Исходя из проведенных подсчетов, отрасли, обладавшие текущей конкурентоспособностью до глобального финансового кризиса, можно сгруппировать следующим образом:
– сельское хозяйство (полуфабрикаты и в переработанном виде: мука и пшеничная мука, овощи и овощепродукты, соки, корнеплоды, чай, сахар, хлопок, шелк, маргарин и растительные масла, табак и др.);
– добывающая промышленность (нефть и нефтепродукты, алюминиевая руда и концентраты);
– перерабатывающая промышленность (химическая и нефтехимическая промышленность, корабли, лодки, плавающие установки и др.).
Влияние глобального финансового кризиса на экономику страны
Глобальный финансовый кризис, начавшийся в 2007 году в США, а в 2008–2009 годах распространившийся по всему миру, затронул и Азербайджан. Кризис повлиял на экономику страны, его воздействие проявилось следующим образом:
– в результате глобального финансового кризиса цена на нефть резко упала, а это лишило экономику страны миллиардов долларов. В результате этого возникли трудности с финансированием предусматриваемых инвестиционных проектов;
– были ограничены возможности банков по получению дешевых ссуд за пределами страны, а возвращение долгов, полученных в предыдущие годы, привело оттоку из страны 2 млрд долларов. В результате была ограничена выдача кредитов, являющихся основным источником экономической активности и потребления;
– снизилась платежеспособность населения, что, в свою очередь, создало проблемы реализации товаров субъектов хозяйствования;
– предпринимателям, которые не могли реализовать свои товары (услуги), пришлось пойти на снижение производства и сокращение кадров. В результате наблюдалось серьезное увеличение числа ликвидированных рабочих мест.
Хотя глобальный финансового кризис и создал серьезные проблемы для экономики страны, экономического спада не было. Как уже было отмечено, влияние глобального финансового кризиса на экономику страны проявилось в форме снижения экономического роста. Это произошло благодаря наличию у страны валютного резерва и формированию ВВП в основном за счет добывающей промышленности.
Обобщив результаты подсчетов, можно констатировать, что глобальный финансовый кризис нанес серьезный урон таким отраслям промышленности Азербайджана, как алюминиевая, химическая и табачная. Если учесть, что лишь небольшая часть отраслей промышленности Азербайджана является конкурентоспособной, то ее зависимость от нефти не может не вызывать беспокойства.
Конкурентное преимущество, основанное на минимизации расходов
Из-за интеграции экономики страны в мировую экономику влияние на нее экономических процессов, происходящих в мире, неизбежно. Это показывают и расчеты, проведенные нами. Так, в период кризиса некоторые конкурентоспособные отрасли Азербайджана утратили свою конкурентоспособность. Значит, какую бы большую роль не играли в формировании имеющейся конкурентоспособности внутренние факторы, влияние внешних факторов имеет решающее значение.
Учитывая изложенное, факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность субъектов хозяйствования, можно рассматривать в двух аспектах:
– влияние глобального финансового кризиса на конкурентоспособность субъектов хозяйствования;
– влияние внутренней среды, в которой действуют субъекты хозяйствования, на их деятельность.
Рассмотрим причины утраты некоторыми конкурентоспособными отраслями экономики страны своей конкурентоспособности в период глобального финансового кризиса.
Как известно из экономической литературы, конкурентоспособность – результат конкурентного преимущества, то есть конкурентоспособность любого субъекта хозяйствования формируется в результате наличия у него конкурентного преимущества над конкурентами. Наши исследования показали, что основной стратегией конкурентного преимущества национальных субъектов хозяйствования над иностранными конкурентами является стратегия минимизации расходов.
Конкурентное преимущество, основанное на более низкой цене, неустойчивое и легко повторимое.
Иностранные субъекты хозяйствования, стремящиеся в период кризиса снизить расходы, старались покупать более дешевое сырье и материалы, что привело к тому, что национальные субъекты хозяйствования с недостаточно удовлетворительным финансовым и технологическим положением проиграли им. То, что в результате кризиса на зарубежных рынках снизилась потребность в продукции, экспортируемой национальной экономикой (алюминий, продукты химической промышленности), а также то, что она пользовалась меньшим спросом, чем продукция конкурентов, стало основными проблемами, с которыми в 2008–2009 гг. столкнулись национальные субъекты хозяйствования.
Заключение
Таким образом, в результате глобального экономического кризиса в Азербайджане конкурентоспособных отраслей экономики страны стало еще меньше. Особенно пострадали табачная, алюминиевая и химическая промышленность. И основной причиной тому является то, что текущая конкурентоспособность предприятий данных отраслей не опирается на устойчивую конкуренцию.
Источники:
2. Статистика Конференции ООН по Торговле и Развитию (YUNKTAD) по мировой торговле [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://stats.unctad.org/Handbook/TableViewer/tableView.aspx?ReportId=1298.
3. Статистическая База ООН по Товарной торговле [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://comtrade.un.org.
4. База данных по статистике мировой торговли, подготовленная Всемирным Банком вместе с YUNKTAD [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wits.worldbank.org/witsweb.
5. The Global Competitiveness Report 2009−2010, World Economic Forum, Ceneva 2009 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.weforum.com.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:50:22