Кластерная модель развития легкой промышленности
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11-2 (196), Ноябрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Актуальность кластерной модели инвестирования легкой промышленности в России велика как никогда. Автор предлагает применить ее с учетом зарубежного опыта. В статье рассматриваются проблемы, связанные с развитием российских текстильно-промышленных кластеров, делается акцент на необходимости господдержки.
Ключевые слова: инвестиции, государственная политика, инвестиционные проекты, кластер, текстильный кластер
Кластерная модель инвестирования инновационной деятельности – это новая управленческая технология, позволяющая повысить конкурентоспособность как отдельного региона или отрасли, так и государства в целом.
Основу кластера составляют кластерообразующие предприятия – производители конечной продукции и организации, оказывающие базовые для кластера услуги, владеющие практическими технологиями. Важной отличительной чертой кластера является фактор иннова ционной ориентированности. Многие экономически развитые страны используют кластерный подход в формировании и регулировании своих национальных инновационных систем (НИС).
Мировая практика свидетельствует, что в последние два десятилетия процесс формирования кластеров происходил довольно активно. В целом, по оценке экспертов, к настоящему времени кластеры развиваются примерно в 50% стран мира с развитой экономикой.
Следует особо остановиться на роли государства в формировании кластерных стратегий. Если первоначально кластеры образовывались исключительно благодаря «невидимой руке рынка», прежде всего, при модернизации ТНК, то в последнее время правительства многих стран стали «выращивать» их по собственной инициативе в рамках государственно-частного партнерства, оказывая этому процессу ощутимое материальное и моральное содействие.
Формы государственной поддержки кластеров
Современная государственная политика в области поддержки кластеров, определяется многими национальными особенностями. Она может быть весьма разнообразной и выступать в виде:
– конкретной политики с четко определенной стратегией и выделенным бюджетом, которая охватывает ряд промышленных секторов и различные аспекты развития кластеров;
– политики, сфокусированной на некоторых аспектах развития кластеров: сетевые взаимодействия среди бизнеса или между бизнесом и исследовательскими организациями;
– политики как элемента других стратегий экономического развития;
– общей цели в серии других несогласованных мероприятий, нацеленных на конкретную отрасль, например, в Арве Вели (Франция), где мероприятия местного и национального уровня нацелены на развитие металлообрабатывающей промышленности в регионе. Разнообразие проводимой политики определяет и многообразие направлений и форм государственной поддержки инновационных кластеров.
В мировой практике сложились следующие основные формы стимулирования предприятий в рамках кластерных промышленных систем:
– прямое финансирование (субсидии, займы), которые достигают 50% расходов на создание новой продукции и технологий (Франция, США и другие страны);
– предоставление ссуд, в том числе без выплаты процентов (Швеция);
– целевые дотации на НИР (практически во всех развитых странах);
– создание фондов внедрения инноваций с учетом возможного коммерческого риска (Англия, Германия, Франция, Швейцария, Нидерланды);
– безвозмездные ссуды, достигающие 50% затрат на внедрение новшеств (Германия);
– снижение оплаты пошлин для индивидуальных изобретателей (Австрия, Германия, США и др.);
– отсрочка уплаты пошлин или освобождение от них, если изобретение касается экономии энергии (Австрия);
– бесплатное ведение делопроизводства по заявкам индивидуальных изобретателей, бесплатные услуги патентных поверенных, освобождение от уплаты пошлин (Нидерданды, Германия).
Зарубежный опыт и российские реалии
Кризис в текстильной отрасли во Франции в 80–90 гг. напоминал сегодняшнюю ситуацию в российской легкой промышленности. Выходом стал кластерный подход в решении наболевших проблем. Пришлось вплотную заняться переподготовкой специалистов, обновлением оборудования, целенаправленными вложениями в разработку и продвижение на рынке принципиально новых продуктов. При этом ставка делалась на малый и средний бизнес. Из средств Евросоюза во Франции был создан центр текстильных инноваций (технопарк). Здесь можно было взять в лизинг новое технологическое оборудование, обучить персонал, познакомиться с перспективными технологиями. В стране сегодня работает 71 текстильный кластер. Они отличаются объемами и ассортиментом. Локомотивом стал технический текстиль на основе нанотехнологий для автомобильной, авиационной, железнодорожной промышленности, медицины и строительства. В традиционном текстиле ставка сделана на более дорогие и качественные товары и узнаваемые бренды, исключающие подделку.
Китаю понадобились почти 15 лет и огромные внешние инвестиции для создания конкурентоспособных кластеров вокруг ориентированных на экспорт текстильной промышленности, фабрик спорттоваров, одежды, игрушек, посуды и др.
К 2003 г. в Венгрии была создана система из более 150 кластеров по следующим направлениям: текстильное производство, термальные воды, оптическая механика, автомобилестроение, деревообработка, пищевая продукция, электроника и т. д.
Ориентация существующей системы инвестирования инновационной деятельности в России на рыночную модель, характерную для США, не совсем оправданна, поскольку она характеризуется простотой создания старт-апов, гибким рынком труда, готовностью к риску и инновациям со стороны финансовых рынков, четким определением прав собственности. Текущий уровень развития рыночных институтов в России не соответствует требованиям, предъявляемым к такой системе. Рынок венчурных инвестиций в нашей стране еще достаточно молод, так как практически отсутствуют инвестиции в проекты на начальной стадии развития. Российская банковская система традиционно относится к системам с преобладанием банковского инвестирования, а не финансовых рынков и институциональных инвесторов.
Вологодский кластер
С учетом особенностей российской экономики представляется целесообразным принять во внимание опыт стран с кластерной системой инвестирования инноваций для предприятий легкой промышленности.
В 2008 году на заседании Госсовета РФ по развитию легкой промышленности, прошедшем в Иванове, было принято решение о создании текстильных кластеров в Ивановской, Ярославской, Костромской, Волгоградской и Вологодской областях России.
На середину 2011 года из всех представленных проектов полноценно работает только кластер в Вологде. Вологодский кластер – это удачный пример государственно-частного партнерства. Сторону государства представляет департамент лесной и легкой промышленности и, разумеется, правительство Вологодской области. Частный капитал – Объединенная управляющая компания «Доминион» (Санкт-Петербург), которая была приглашена правительством Вологодской области для управления Вологодским льнокомбинатом, а затем стала партнером по реализации пилотного проекта «Развитие льняного комплекса Вологодской области путем межотраслевой и межтерриториальной кооперации».
Одной из самых серьезных задач при формировании кластера в Вологодской области было восстановление льноводства. Выращиванием льна занимаются 27 хозяйств Вологодской области, первичной переработкой – 10 льнозаводов.
Кроме того, сейчас в Вологодской области реализуется ряд проектов, направленных на переработку короткого льняного волокна и тресты, что увеличит рентабельность льняного комплекса. При этом будут использоваться инновационные разработки ивановских ученых, а именно Института химии растворов РАН [5].
Что же касается других межрегиональных текстильно-промышленных кластеров, то основными факторами, сдерживающими инвестиционную деятельность, 61% респондентов назвали недостаток свободных финансовых средств, 31% – высокие ставки по коммерческим кредитам, 23% – сложный механизм получения кредитов, осложнение процедуры формирования залога. Все это очень затрудняет реализацию Стратегии развития легкой промышленности России.
В целом за первый квартал 2011 года состояние отрасли ухудшилось, это обусловлено сразу несколькими факторами: подорожанием сырья, ростом тарифов на тепло, газ и электроэнергию, а также платежей во внебюджетные фонды.
Необходимость защиты внутреннего рынка
Хлопковый кризис 2010–11 годов особенно ярко высветил проблемы сырьевой зависимости текстильной промышленности России от иностранных поставщиков. Эта зависимость актуальна не только для хлопка, но и для шерсти, льна, полиэфира. Например, продукция текстильных предприятий Ивановской области почти на 90% строится на тканях ситцевой, бязевой и марлевой группы. Спасти регион должно строительство комбината искусственных волокон, а также другие инновационные технологии [4].
Меры господдержки не компенсируют даже расходы, связанные с повышением платежей в страховые фонды. Многие предприятия уже в полной мере оценили нанесенные им убытки. Рост платежей привел к тому, что компании надолго отказались от увеличения зарплат (хотя напрямую заинтересованы в этом), а на ряде предприятий произошли сокращения.
В условиях, когда оптимальная загрузка предприятия – это жизненная необходимость, спасением могли бы стать госзаказы. Но и в этой сфере все не так-то просто. Существует большой разрыв между выполнением госзаказа и его оплатой, что приводит предприятие к неплатежеспособному состоянию.
Еще одной проблемой отрасли является нехватка кадров. В масштабе страны разбалансирована система подготовки кадров: есть регионы, где готовят хороших швей. Но там нет при этом швейной промышленности.
Роль государства в этой ситуации огромна. Стоит уделить особое внимание мерам по защите внутреннего рынка, по финансовому регулированию налоговой системы и пропаганде отечественной продукции легкой промышленности среди российских потребителей.
Источники:
2. Куценко Е.С. Кластеры в экономике: Основы кластерной политики государства // Информационный сайт Подкомитета ТПП РФ по развитию – убконтрактации и кластерных технологий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.promcluster.ru.
3. Ленчук Е.Б., Власкин Г.А. Кластерный подход в стратегии инновационного развития зарубежных стран // Экономический портал – экономика России и мировая экономика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// institutiones.com/contact.html.
4. Москалева М. А будет ли будущее? // Легкая Промышленность, Курьер. – 2011. − № 5.
5. Москалева М. До процветания осталось 20 лет // Легкая Промышленность, Курьер. – 2011. − № 2.
6. Москалева М. От поля до прилавка // Легкая Промышленность, Курьер. – 2011. − № 6.
7. Об утверждении Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года и Плана мероприятий по ее реализации: приказ Минпромторга РФ // КонсультантПлюс, 2009 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
8. Эффективная реализация кластерной политики, опыт Баварии (Германии) и РФ [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.yarsk.ru.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:50:22