Роль ВТО в интеграции в мировую экономику

Окороков И.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-2 (196), Ноябрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Автор актуализирует проблему торгового режима и использования правил ВТО как инструментов, призванных служить запросам развивающихся стран.

Ключевые слова: торговля, мировая экономика, всемирная торговая организация, развивающиеся страны



В настоящее время не угасают дискуссии на тему вступления той или иной страны в ВТО, однако многие и не представляют, какое значение имеет вступление в ВТО для отдельного государства и какие последствия влечет вступление во Всемирную торговую организацию.Стратегия реформ, основанная на интеграции в мировую экономику, является стратегией распространения реформ на все сферы общества данной страны. При этом реформы могут и не проникнуть во все сферы жизни страны, но даже когда реформы проникают везде, они вряд ли окажутся наиболее эффективным способом достижения желаемых результатов, будь то реформа законодательства, улучшение соблюдения прав человека или снижение коррупции. Подобные изменения дорогостоящи, требуют огромных затрат дефицитных человеческих ресурсов, развитых навыков управления обществом и политического капитала. Приоритеты интеграции в мировую экономическую систему не всегда совпадают с приоритетами развития данной страны в широком смысле.

Три основных условия позитивного влияния членства в ВТО

Для того чтобы вступление в ВТО в большей степени способствовало развитию, может потребоваться обеспечить три основных условия:

– первое – безоговорочное принятие развивающимися странами базового набора правил доступа к рынкам, включающих режим наибольшего благоприятствования (РНБ), обязательства о снижении тарифов в будущем, а также признание ими всей совокупности правил ВТО;

– второе – предоставление странам права не выполнять «небазовые» правила ВТО при реализации задач развития в контексте многосторонних консультаций с представителями организаций торговли и развития (доноров, финансовых учреждений) по вопросам эффективности и воздействия соответствующих мер политики. Оценки этих мер должны учитывать их возможное негативное влияние и публиковаться в соответствующих странах в целях повышения подотчетности правительств;– третье – отказ от дискриминационных торговых преференций как формы «содействия торговле» и переход к усиленному грантовому финансированию, преимущественно беднейших стран, для наращивания потенциала торгового предложения и повышения конкурентоспособности местных фирм и перераспределения некоторых выгод от либерализации торговли.Цель заключается в создании механизма, способствующего большей интеграции развивающихся стран в ВТО.

Правила и компромиссы

Набор базовых правил должен быть определен путем переговоров. Возможно, они должны включать принцип прозрачности, РНБ, неприменение квот, связывание всех тарифов и готовность принять обязательства о снижении со временем этих тарифов в контексте торговых переговоров. Эти правила составляют основополагающие принципы торговой системы и выгодны всем странам, независимо от уровня развития. Если бы они были приняты, многосторонние обязательства в основных областях были бы сильнее. В частности, это положило бы конец предоставлению развитыми странами торговых преференций, не связанных принципом взаимности. Указанные правила обоснованы как системными соображениями (принцип РНБ), так и соображениями развития. Факты свидетельствуют о том, что страны, которые могли воспользоваться торговыми преференциями, уже сделали это, а не воспользовавшиеся страны не могут сделать этого из-за каких-то внутренних проблем. Первоочередная задача заключается в решении этих проблем и отмене мер политики, вносящих нарушения в торговлю и непропорционально и неизбирательно сказывающихся на развивающихся странах. Таким образом, компромисс для принятия базовых принципов развивающимися странами заключается в том, что страны с более высокими доходами увеличивают и постепенно заменяют преференции расширенной помощью на цели развития для усиления торгового потенциала. Другой компромисс состоит в том, что небазовые правила могут применяться в соответствии с механизмом гибкости политики.

Дифференцированный подход к развивающимся странам при применении ОДР является одним из больных вопросов в ВТО. Многие развивающиеся страны, находящиеся на более продвинутом этапе развития, возражают против того, чтобы ОДР применялся только в отношении группы наиболее бедных и уязвимых стран. Важным преимуществом концепции развития, нацеленной непосредственно на создание новых возможностей, является то, что нет необходимости решать, какие страны имеют право на участие. Один из способов заключается в том, что любая развивающаяся страна (которая сама объявит себя развивающейся) может принять участие в процессе, но обязана согласиться на подробный анализ в процессе консультаций потенциальных побочных эффектов для определения того, насколько ее политика может негативно сказаться на других странах. Это обеспечит дифференциацию исходя из фактических обстоятельств.

Оценка небазовых мер политики

В процессе консультаций оценивается воздействие и эффективность мер политики, не соответствующих основным принципам (небазовых мер). Это делается в рамках процедуры урегулирования споров, но в случае малых и бедных стран он редко используется. В настоящее время существует всего два механизма ВТО для выявления несоответствий в политике малых стран: обзор торговой политики и наблюдение в рамках различных комитетов за действием отдельных соглашений. Первый представляет собой важный механизм обеспечения прозрачности, который, по-видимому, недостаточно полно используется, поскольку не может выражать мнения о соответствии политики принципам ВТО, а ее воздействие на ситуацию в стране и на другие страны не рассматривается. Этот механизм применяется не часто (каждые шесть лет, а то и реже). Комитеты ВТО, занимающиеся конкретными соглашениями, следят в основном за законодательством (и изменениями в нем) и его применением, и вопросы экономического обоснования или эффективности политики не являются главными. Более того, как правило, основное внимание уделяется крупным рынкам.

В развивающихся странах, где довольно сильно распространены сбои рыночного механизма, регулирующим институтам следует выйти за рамки стандартного перечня мер, включающих антимонопольное регулирование, финансовый надзор, регулирование страхования и т.п. Недавние модели по описанию сбоев в системах координации и несовершенства рынка капитала показали, что для избегания ловушек низкого уровня и для обеспечения желаемых откликов со стороны частных инвестиций могут потребоваться частые стратегические вмешательства правительства в экономику (можно отметить опыт Южной Кореи и Тайваня в 60-х и 70-х годах) [3].Одним из способов получения большего объема информации о результатах политики, проводимой развивающимися странами, могло бы стать увязывание новой концептуальной основы развития с расширенным обзором торговой политики.

Роль организаций развития

Для понимания, способствуют ли используемые инструменты достижению целей развития и существуют ли инструменты, которые привносят меньше искажений в режим торговли, неизбежно требуются субъективные оценки последовательности и необходимости дополнительных реформ и инвестиций. Эти оценки должны делаться соответствующими правительствами, но они могут также учитывать мнения других государств-членов организаций развития и финансовых учреждений. Участие последних необходимо по ряду причин. Во-первых, они могут предоставлять рекомендации по вопросам политики, поскольку имеют на то полномочия, они работают в странах и обладают соответствующим опытом и возможностями. Во-вторых, эти организации, как правило, играют ведущую роль в разработке и финансировании проектов и программ в развивающихся странах. ВТО не следует вторгаться в сферу разработки и финансирования проектов.

Важным преимуществом предлагаемого механизма является то, что он может способствовать улучшению связи между организациями развития и торговыми кругами для определения того, в каких случаях необходима помощь организаций развития и в каких ситуациях правила ВТО могут быть неоптимальными. В любом случае в этом процессе за столом переговоров должны присутствовать представители организаций развития. Первый вариант интегрированной системы технической помощи наименее развитым странам в области торговли, принятый на министерском совещании ВТО в 1996 году в Сингапуре, показал, что инициативы, с которыми выступают министры торговли, обречены на неудачу, если они не скоординированы с организациями развития, к которым будут обращены просьбы о помощи, и со странами, которые будут получать помощь (и если они по-настоящему не заинтересованы в этих инициативах).При этом если охватить механизмом мониторинга все государства-члены ВТО и все соответствующие международные организации развития, он, вероятно, не будет эффективным. Возможен вариант использования в качестве основы усовершенствованной интегрированной системы, которая после ее переосмысления и переработки в 2000 году являет собой уникальный пример международного сотрудничества в области торговли. Если охватить ею не только наименее развитые страны, то состав участвующих учреждений и доноров во многом совпадет с составом участников любого возможного диалога по вопросам политики, касающимся торговли.

ЗаключениеАвтор считает, что поскольку человеческие ресурсы, административные возможности и политический капитал ограничены, особенно в развивающихся странах, то лицам, принимающим решения, нужно хорошо распределять приоритеты. И одним из следствий такого хода размышлений является то, что мы должны думать о торговом режиме и о правилах ВТО как об инструментах, призванных служить запросам развивающихся стран, а не наоборот. Те правительства, которые понимают это, скорее всего, доведут до конца большинство мер торговой реформы.


Источники:

1. Rodrik D. Development Strategies for the Next Century, Institute for Developing Economies // Japan External Trade Organization, Conference on «Developing Economies in the 21th Century». Chiba, Japan. − January 2000.
2. Acemoglu D., Johnson S., Robinson J. The Colonial Origins of Comparative Development // American Economic Review. − 2001.
3. Stieglitz J., Hoff K. Globalization and Growth in Emerging Markets and the New Economy // Journal of Policy Modeling. – 2003.

Страница обновлена: 10.11.2024 в 10:29:36