Организация и размещение государственных и муниципальных закупок на поставку

Слепцова М.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-1 (195), Ноябрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Слепцова М.И. Организация и размещение государственных и муниципальных закупок на поставку // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 11. – С. 163-167.

Аннотация:
В статье отражена система осуществления государственных и муниципальных заказов в Республике Саха (Якутия). Приводится порядок размещения государственных заказов на поставку нефтепродуктов и котельного топлива. Выявлены объемы сводной потребности Республики Саха (Якутия) в нефтепродуктах на 2011, 2012 и 2013 гг.

Ключевые слова: нефтепродукты, уполномоченный орган, государственные и муниципальные заказы, котельное топливо, объемы потребности в нефтепродуктах, Республика Саха (Якутия)



Отечественная практика показывает, что при грамотной организации использование механизмов государственного заказа позволяет сократить соответствующие расходы в среднем на 15–30%, в отдельных случаях экономия может достигать 40% [6].

Правовой основой размещения государственных и муниципальных заказов является Федеральный закон от 21.07.2005 № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, а также выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (Федеральный закон № 94-ФЗ) [1]. Этот закон устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации, эффективного использования средств бюджета и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Нормативные документы

В настоящее время производственные мощности Республики Саха (Якутия) не могут обеспечивать государственные нужды республики в нефтепродуктах в должном объеме. В целях дальнейшей организации работы органов государственной власти и уполномоченных органов по реализации Федерального закона № 94-ФЗ, своевременному и эффективному обеспечению государственных нужд республики, Правительством Республики Саха (Якутия) 24 марта 2007 г. принято Постановление № 99 «О дальнейших мерах по реализации Федерального закона от 21.07.2005 № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»» [2]. Согласно этому Постановлению Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по торговле и материально-техническим ресурсам (Госкомитет РС(Я) по торговле и МТР) является Уполномоченным органом на осуществление функций по размещению заказов на поставку нефтепродуктов для государственных нужд Республики Саха (Якутия) для учреждений бюджетной сферы. В данном постановлении приведена номенклатура нефтепродуктов: дизельное топливо летнее (ДТЛ); дизельное топливо зимнее (ДТЗ); дизельное топливо арктическое (ДТА); автомобильный бензин (А-76; АИ-92 и др.); авиационное топливо (ТС-1; Б-91) и масла.

Прогноз потребностей в нефтепродуктах для государственных нужд Республики Саха (Якутия) формируется Госкомитетом РС (Я) по торговле и МТР на основании определенных потребителями объемов потребностей в соответствии с утвержденными нормативами и прогнозными ценами.

Затем на основании прогноза потребностей с учетом остатков текущих запасов нефтепродуктов и потребностей по поддержанию страховых запасов нефтепродуктов Госкомитет РС (Я) по торговле и МТР формирует государственный заказ на поставку нефтепродуктов для государственных нужд.

После этого Госкомитет РС (Я) по торговле и МТР осуществляет размещение государственного заказа Республики Саха (Якутия) на поставку, перевозку, складские операции и хранение нефтепродуктов для государственных нужд Республики Саха (Якутия) и подписывает соответствующие государственные контракты с поставщиками, перевозчиками, хранителями нефтепродуктов.

Прогноз потребности в нефтепродуктах

Источником финансирования централизованного досрочного завоза нефтепродуктов для государственных нужд являются средства, предусмотренные в государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на оплату государственного заказа нефтепродуктов для государственных нужд, предоставляемые Госкомитетом РС (Я) по торговле и МТР и уполномоченному покупателю в целях их расчетов по поставкам, перевозкам, складским операциям и хранению нефтепродуктов для государственных нужд.

В части закупки нефтепродуктов министерства, ведомства и государственные учреждения (государственные заказчики, финансируемые из республиканского бюджета), должны придерживаться следующего порядка взаимодействия с уполномоченным органом по размещению заказов:

1) в Уполномоченный орган – Госкомитет РС (Я) по торговле и МТР государственные заказчики представляют обеспеченные бюджетными ассигнованиями заявки на закупку продукции;

2) в соответствии с представленной заявкой государственные заказчики подписывают с уполномоченным органом соответствующее соглашение на размещение заказа;

3) уполномоченный орган производит размещение заказа на официальном сайте (http://www.goszakazyakutia.ru [7]) и передает проекты государственных контрактов государственным заказчикам;

4) государственные заказчики подписывают государственные контракты и обеспечивают их исполнение.

В распоряжении Правительства РС(Я) от 28.12.2010 № 1359-р «Об итогах досрочного завоза нефтепродуктов, котельного топлива, продукции производственно-технического назначения и продовольственных товаров в 2010 году и основных задачах на 2011 год» Правительство РС (Я) отмечает, что всего в республику для государственных нужд хозяйствующих субъектов и собственных нужд хозяйствующих субъектов в 2010 году было завезено 596,9 тыс. тонн нефтепродуктов, в том числе северных морским путем через аэропорт г. Архангельск доставлено 10,9 тыс. тонн дизельного топлива [4].

В данной работе рассмотрен прогноз потребности Республики Саха (Якутия) в нефтепродуктах на 2011–2013 гг., который сформулирован распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 19.05.2010 № 543-р «Об утверждении графика разработки прогноза социально-экономического развития и проекта государственного бюджет республики Саха (Якутия) на 2011–2013 годы» и отражает общую годовую потребность РС (Я) в нефтепродуктах в натуральном и стоимостном выражении в разрезе видов нефтепродуктов [3]. Данные прогноза сформулированы по результатам выявления прогноза потребности в нефтепродуктах муниципальных образований, министерств, ведомств, учреждений, а также предприятий, выполняющих работы и услуги для жизнеобеспечения РС (Я) за счет бюджетных источников.

Объемы сводной потребности Республики Саха (Якутия) в нефтепродуктах на 2011, 2012 и 2013 гг. приведены в таблице (см. выше).

В 2011 г. в Республике Саха (Якутия) на основе Управления размещения заказов для государственных нужд, формирования запасов и бюджетирования при Госкомитете РС (Я) по торговле и МТР был образован Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов [5].

Заключение

В результате создания необходимой нормативной правовой базы, полной централизации размещения заказов, применения современных технологий и внедрения электронной торговой площадки в Республике Саха (Якутия) сформирована эффективная система размещения бюджетных закупок нефтепродуктов.


Источники:

1. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.garant.ru/law/12041175-000.htm.
2. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 24.03.2007 № 99 «О дальнейших мерах по реализации № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bestpravo.ru.
3. Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 19.05.2010 № 543 «Об утверждении графика разработки прогноза социально-экономического развития и проекта государственного бюджет республики Саха (Якутия) на 2011−2013 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bestpravo.ru.
4. Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 28.12.2010 № 1359-р «Об итогах досрочного завоза нефтепродуктов, котельного топлива, продукции производственно-технического назначения и продовольственных товаров в 2010 году и основных задачах на 2011 год» [Электронный ресуср]. – Режим доступа: http://www.bestpravo.ru.
5. Указ Президента Республики Саха (Якутия) № 640 от 14.05.2011 «О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия)». – Режим доступа: http://www.sakha.gov.ru/node/37171.
6. Уткин Э.А., Денисов А. Ф. Государственное и региональное управление. − М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002. − 320 с.
7. Государственный заказ Республики Саха (Якутия): официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.goszakazyakutia.ru

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:50:53