Специфика предприятий энергетической отрасли как объекта инвестиций
Скачать PDF | Загрузок: 14
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11-1 (195), Ноябрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассматривается специфика предприятий энергетической отрасли как объекта инвестиций. Для привлечения инвесторов в отрасль автор предлагает применить модель RAB, широко применяемую за рубежом, которая позволит согласовать интересы инвесторов и государства.
Ключевые слова: инвестиции, электроэнергетика, интересы государства, износ основных фондов, модель RAB интересы инвесторов
Особенности энергетической отрасли
Для предприятий энергетической отрасли как для объектов инвестиций характерны следующие отличительные особенности [5, 7]:
1. Электроэнергетика не может быть направлена исключительно на получение прибыли, так как является базовой инфраструктурной отраслью. Формируя качество жизни населения и условия развития экономики, она призвана не только обеспечивать скорейший и гарантированный возврат вложенных в нее средств инвесторов, но также удовлетворять социальные потребности общества и конкурентоспособность национальной экономики. По этой причине предприятия электроэнергетики не имеют возможности максимизировать свои тарифы и вынуждены учитывать требования отраслевых ценовых регуляторов. Это замедляет возврат капиталовложений и делает электроэнергетику менее привлекательным объектом инвестиций по сравнению с предприятиями других отраслей;
2. Для ряда энергетических проектов характерны явные или неявные социальные обременения – например, обязательство поставлять электроэнергию в отдаленные районы с низкой плотностью и малым числом населения, вследствие чего поставки энергии по регулируемым тарифам в этом случае будут нерентабельными, и возникает необходимость применения перекрестного субсидирования. Наличие же планово убыточных подразделений и направлений деятельности снижает прозрачность фирмы, негативно воспринимается рынком и ведет к снижению капитализации компании;
3. Финансовая, организационная и техническая сложность реализации инвестиционных проектов (связанная с высокой стоимостью используемого оборудования, необходимостью прохождения большого числа предварительных согласований, длительностью подготовительных работ и т. д.) требует для их выполнения привлечения крупного объема финансирования. Величина соответствующих затрат делает их невозможными для отдельных компаний. По сути, субъектом экономической деятельности, которому под силу выполнение инвестиционных проектов в сфере энергетики, является либо государство, либо национальная энергетическая монополия. Привлечение частных инвесторов возможно, как правило, только по программам государственно-частного партнерства;
4. Энергетика является стратегической отраслью, и от нее напрямую зависит безопасность государства. По этой причине существуют неформальные правила отсечения нежелательных инвесторов, особенно иностранных (из государств, не являющихся стратегическими союзниками данной страны). Такое поведение не является признакам закрытости страны или отказа ее от цивилизованных правил ведения бизнеса – речь идет лишь о защите национальной безопасности. В качестве примера можно привести Великобританию, где «Газпрому» было отказано в участии в капитале национальных газораспределительных сетей. По этой же причине иностранные инвесторы, допущенные к реализации внутригосударственных энергетических инвестиционных проектов, относятся к наиболее уязвимой категории инвесторов. Как правило, национальные энергетические компании стремятся получить их финансовые ресурсы и технологии, но не допустить их к участию в управлении. После того, как потребность в таких инвесторах отпадает, есть опасность их выдавливания из капитала соответствующих предприятий. В силу этого возникает логическое противоречие между необходимостью привлечения инвесторов, обладающих значительными финансовыми ресурсами и передовыми технологиями, и необходимостью сохранения национального контроля над стратегической отраслью экономики и недопущения в нее компаний из других государств;
5. Сложившаяся в российских условиях методика ценообразования по принципу «затраты плюс» не стимулирует энергокомпании к оптимизации своей деятельности и снижению издержек, так как любая экономия на затратах приведет к соответствующему снижению тарифа регулирующим органом в будущих периодах и к снижению выручки компании. Это также замедляет возврат средств инвесторам;
6. Тарифы на электроэнергию регулярно пересматриваются, что осложняет прогнозирование выручки и планирование возврата инвестированных средств.
Задача привлечения в российскую энергетику внешних инвесторов
Перечисленные выше характерные отличительные черты электроэнергетики как сферы инвестирования приводят к тому, что капиталовложения должны носить весьма долгосрочный характер (не менее 10 лет), при этом инвестор должен быть готов к более низкой норме дохода, по сравнению со среднерыночной, и не имеет права формировать тариф на электроэнергию по своему усмотрению с целью скорейшего возврата своих вложений. Это снижает инвестиционную привлекательность энергетической отрасли [1]. Одной из первоочередных целей реформы российской энергетики было не только формирование в ней рыночных отношений, но также создание условий для привлечения в нее внешних инвесторов. К сожалению, в настоящее время эта задача далека от решения.
Таким образом, первоочередной задачей, решение которой необходимо для стимулирования привлечения средств внешних инвесторов в российскую электроэнергетику, является разработка механизма инвестирования, позволяющего согласовать противоречивые интересы инвесторов (скорейший и гарантированный возврат средств) и государства (выполнение социальных обязательств и создание условий для роста экономики).
Механизм, позволяющий согласовать интересы инвесторов и государства
В качестве такого механизма может выступать опробованный в зарубежной практике принцип RAB (англ. regulatory asset base – тарифное регулирование на основе метода возврата на вложенный капитал).
Сущность этой модели заключается в следующем [2, 7]:
1) тарифы на электроэнергию, отпускаемую энергокомпанией своим потребителям, фиксируются отраслевым регулятором на длительный срок (не менее трех лет), благодаря чему сама компания и внешний инвестор могут с высокой степенью достоверности прогнозировать будущую выручку и темп возврата вложенных средств;
2) регулируемые тарифы складываются из трех составляющих – компенсация издержек сетевой компании, возмещение расходов, связанных с возвратом привлеченных средств и доходов инвестора от вложения капитала;
3) установленные тарифы и, как следствие, величина минимального дохода инвестора и максимального срока возврата средств, гарантируются государством;
4) сэкономленные средства остаются в компании – если поставщик электроэнергии сумел оптимизировать свои издержки, тариф в сторону понижения пересматриваться не будет. Это стимулирует компании к повышению эффективности управления затратами;
5) могут вводиться так называемые дисконтные периоды – промежутки времени, в течение которых возврат средств инвестору производится не будет. Они позволяют совершить плавный переход к более высокому уровню тарифов (включающим в себя инвестиционную составляющую).
Таким образом, модель RAB позволяет согласовать интересы инвесторов и государства [2, 3, 4].
Выводы
Изложенное позволяет сформулировать следующие выводы:
– отрасль энергетики как объект инвестирования обладает существенной спецификой из-за необходимости выполнения ею социальных и инфраструктурных функций, а также из-за ее большого значения для национальной безопасности; в силу этого целью инвестиционных проектов в сфере энергетики не может быть исключительно максимизация прибыли, их реализация связана с явными или неявными социальными или инфраструктурными обременениями, а доступ иностранных инвесторов к участию в таких проектах, как правило, ограничен;
– эти особенности ведут к снижению привлекательности энергетических компаний как объектов инвестирования;
– ключевой задачей российской энергетики является создание условий для привлечения в нее внешних инвесторов (по причине высокого уровня износа основных фондов и недостаточности собственных средств для их замены, для реализации заявленных целей энергетической реформы, а также для компенсации доходов, выпадающих по причине мирового финансового кризиса);
– эффективным средством привлечения внешних инвесторов в российскую сетевую энергетику является переход к формированию тарифов по методу RAB, так как это гарантирует им приемлемый уровень доходности и защиту их финансовых интересов;
– переход к модели RAB соответствует интересам российской энергетики (так как позволяет предприятиям планировать свою выручку и доходность) и российской экономики в целом (так как снижает ее энергоемкость).
Источники:
2. Байдин В.Е. Теория и практика реструктуризации электроэнергетической отрасли. − М.: ТЕИС, 2008.
3. Байдин В.Е. Институциональные аспекты реструктуризации электроэнергетики в Скандинавии // Вестник института экономики РАН. – 2008. − № 4.
4. Данилов С.В. Государственное регулирование инвестиционной деятельности магистральных электросетевых организаций в России и Франции // Международная экономика. – 2008. – № 11.
5. Экономика энергетики / Под ред. Н.Д. Рогалева. − М.: Изд-во МЭИ, 2005.
6. Энергетика в России и в мире. − М.: МАИК «Наука/Интерпериодика», 2001.
Страница обновлена: 26.09.2024 в 20:05:11