Теоретические и методологические основы формирования политики управления пассивами предприятия

Коптева Е.П.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-1 (195), Ноябрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Коптева Е.П. Теоретические и методологические основы формирования политики управления пассивами предприятия // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 11. – С. 86-90.

Аннотация:
Статья посвящена рассмотрению основных методологических принципов формирования политики управления пассивами предприятия. Предложено авторское видение основных направлений этой политики.

Ключевые слова: финансовый менеджмент, финансовая политика предприятия, источники финансовых ресурсов, управление пассивами предприятия



Вопросы формирования эффективной системы управления пассивами предприятия всегда остаются весьма актуальными, а особенно интерес к ним возрастает в кризисы и посткризисные периоды.

Однако современные ученые обращают внимание, прежде всего, на формы и методы привлечения ресурсов на предприятие, упуская из виду, что данные процесс должен гармонично вписываться в общую корпоративную финансовую политику, ориентированную на увеличение рыночной стоимости предприятия.

В данной статье отражено авторское представление о сущности и основных направления политики управления пассивами, сформированное в результате проведенных исследований.

Политика управления пассивами предприятия представляет собой совокупность мероприятий, разработанных в рамках корпоративной финансовой политики, отражающей порядок формирования источников финансирования деятельности предприятия.

Сущность политики управления пассивами предприятия

Основной целью политики управления пассивами является удовлетворение потребности предприятия в финансовых ресурсах, направленных на приобретение необходимых активов и обеспечение оптимизации их структуры с позиции формирования условий эффективного использования.

Сущность данной политики проявляется в следующих аспектах:

– она определяет перспективы развития хозяйственной деятельности предприятия, так как формирует его ресурсную базу в части финансовых ресурсов;

– регулирует соответствие объема привлекаемого капитала объему формируемых активов предприятия;

– определяет оптимальную структуру капитала с позиции эффективного его функционирования;

– направлена на минимизацию затрат по формированию капитала из различных источников;

– ориентирована на высокоэффективное использование капитала в процессе хозяйственной деятельности. На формирование политики управления пассивами предприятия влияют различные экономические и социальные факторы, среди которых:

– отраслевые особенности организации хозяйственно-финансовой деятельности;

– стадия жизненного цикла предприятия;

– состояние конъюнктуры товарного рынка;

– состояние конъюнктуры финансового рынка;

– уровень рентабельности операционной деятельности;

– уровень коэффициента операционного левериджа;

– организация взаимоотношений с кредиторами;

– уровень налогообложения прибыли предприятия;

– уровень концентрации собственного капитала;

– финансовый менталитет собственников и менеджеров.

Слагаемые политики управления пассивами предприятия

В рамках политики управления пассивами предприятия разрабатываются следующие политики.

1. Политика управления собственными средствами предприятия, которая представляет собой набор мероприятий, разработанных в рамках корпоративной финансовой политики, направленных на обеспечение необходимого уровня самофинансирования его производственного развития. При разработке такой политики необходимо учитывать следующие факторы:

– собственный капитал характеризуется простотой привлечения, так как решения по его увеличению принимают собственники при участии финансовых менеджеров;

– собственный капитал обладает высокой способностью генерировать прибыль во всех сферах деятельности, так как ее использование не связано с выплатой процентов по заемным средствам;

– собственный капитал обеспечивает финансовую устойчивость, минимизирует риск возникновения банкротства;

– собственный капитал характеризуется ограниченностью объема привлечения;

– собственный капитал может обладать более высокой стоимостью в сравнении с альтернативными заемными источниками;

2. Политика управления заемным капиталом представляет собой часть общей корпоративной финансовой политики, которая заключается в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями развития предприятия.

Формирование данной политики должно происходить с учетом следующих условий:

– наличие широких возможностей привлечения источников финансирования текущей деятельности предприятия;

– стоимость заемных ресурсов ниже, чем стоимость собственного капитала предприятия;

– привлечение заемных средств обеспечивает рост финансового потенциала предприятия, что необходимо для увеличения активов при возрастании объема продаж товаров и услуг;

– привлечение заемных средств увеличивает рентабельность использования собственного капитала в результате действия эффекта финансового рычага;

– использование заемных ресурсов генерирует риск снижения финансовой устойчивости и потери платежеспособности;

– активы, сформированные за счет заемных средств, позволяют получить меньшую прибыль из-за суммы выплачиваемого процента.

Политика привлечения заемного капитала включает в себя политику управления кредитными ресурсами и политику управления внутренней кредиторской задолженностью.

Политика управления кредитными ресурсами предполагает реализацию общих принципов корпоративной финансовой политики в рамках привлечения дополнительных финансовых ресурсов с участием внешних кредиторов, в том числе банков, инвестиционных компаний, других юридических и физических лиц.

Политика управления внутренней кредиторской задолженностью включает в себя мероприятия по своевременному ее начислению и погашению.

3. Политика оптимизации структуры капитала представляет собой часть корпоративной финансовой политики, определяющей соотношение использования собственных и заемных средств, при котором достигается наиболее эффективная пропорциональность между коэффициентом рентабельности и коэффициентом финансовой устойчивости предприятия, то есть максимизируется его рыночная стоимость.

4. Политика управления стоимостью капитала предприятия представляет собой особое направление корпоративной финансовой политики, ориентированное на управление ценой, которую предприятие платит за привлечение капитала из различных источников в конкретных рыночных условиях, с учетом его потенциальных возможностей.

Политика управления стоимостью капитала базируется на следующих основных постулатах [5, с. 176]:

– стоимость капитала является ожидаемой ставкой доходности, которую рынок требует для привлечения необходимых ресурсов, предназначенных для финансирования конкретной деятельности (инвестиции), поэтому стоимость базируется на ожиданиях инвестора.

– стоимость капитала зависит от инвестиций, а не от инвестора, так как она зависит в значительно большей мере от степени риска инвестиций, чем от склонности к риску самого инвестора;

– с экономической точки зрения стоимость капитала является альтернативной стоимостью, так как эта стоимость представляет собой отказ от какой-либо иной, возможно более благоприятной, альтернативной инвестиции;

– концепция стоимости капитала базируется на принципе замещения – инвестор не будет инвестировать собственные ресурсы в определенный актив, если существует более привлекательный объект инвестирования;

– стоимость капитала определяется рынком, так как это конкурентная норма доходности, доступная на рынке для сравнимой инвестиции;

– существенным моментом сравнения является риск, который характеризует уровень уверенности в том, что инвестору поступят ожидаемые доходы от предполагаемых инвестиционных затрат в намеченное время. При этом надо учитывать, что не всегда удастся провести оценку риска непосредственно применительно к объекту, поэтому аналитик должен применять несколько способов оценки риска, предполагающих обработку доступных рыночных данных;

– каждый компонент структуры капитала компании имеет свою стоимость.

Эффективность организации политики управления стоимостью капитала во многом определяет факторы, влияющие на рыночную стоимость предприятия.

5. Политика обеспечения финансовой устойчивости предприятия ориентирована на формирование условий ведения хозяйственной деятельности, позволяющих адаптировать финансовую систему предприятия к изменениям внешней среды. Она связана со структурой баланса предприятия, степенью его зависимости от кредиторов и инвесторов, при этом степень зависимости от кредиторов оценивается не только соотношением заемных и собственных источников средств.

В результате политика обеспечения финансовой устойчивости предприятия является многогранным понятием, включающим оценку и собственного капитала, и состава оборотных и внеоборотных активов, и наличие или отсутствие убытков.

Заключение

Выделенные нами направления политики управления пассивами, позволят сформировать идеологические основы системы управления финансами в части финансового обеспечения, ориентированного на максимизацию рыночной стоимости предприятия.


Источники:

1. Никулина Н.Н. Финансовый менеджмент организации. Теория и практика: учеб. пособие / Н.Н. Никулина, Д.В. Суходоев, Н.Д. Эриашвили. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 450 с.
2. Чернов В.А. Финансовая политика организации: учебное пособие для вузов / Под ред. проф. М.И. Баканова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 307 с.
3. Бочкова С.В. Факторы, определяющие корпоративную дивидендную политику // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера. Вестник научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета.
4. Управление финансовой деятельностью предприятий (организаций): учебное пособие / В.И. Бережной, Е.В. Бережная, О.Б. Бигдай и др. – М.: Финансы и статистика; ИНФРА – М, 2011. – 600 с.
5. Джеймс Р. Хитчнер. Стоимость капитала / Под научн. ред. В.М. Рутгайзера. – М.: Маросейка, 2008. – С. 176.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:52:38