Почему так активно развивается рынок электронной коммерции?
Скачать PDF | Загрузок: 3
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 10-2 (194), Октябрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Шмидт В.В. Почему так активно развивается рынок электронной коммерции? // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 10. – С. 155-159.
Аннотация:
В статье рассматривается ситуация, связанная с ростом популярности электронной коммерции. Анализируются причины, по которым электронная торговля вытесняет традиционную, осуществляемую в торговых точках. Выявлены страны, наиболее перспективные для развития данного сегмента рынка. Успешность электронной коммерции в России подкреплена данными об успешном IPO компании «Яндекс» – одного из самых популярных интернет-поисковиков в стране.
Ключевые слова: электронная коммерция, интернет, телекоммуникационные технологии, снижение затрат, рынок электронной коммерции, рынок электронной торговли
Своим рождением первые системы и методы электронной коммерции обязаны появлению технологий автоматизации продаж и внедрению автоматизированных систем управления корпоративными ресурсами. В 1960 американские компании American Airlines и IBM приступают к созданию системы автоматизации процедуры резервирования мест на авиарейсы. Таким образом, система SABRE (Semi-Automatic Business Research Environment) делает воздушные перелеты более доступными для рядовых пассажиров, помогая им ориентироваться в тарифах и рейсах, число которых постоянно растет. За счет автоматизации процесса расчета тарифов при резервировании мест снижается стоимость услуг. Это являет собой самый первый опыт создания системы электронной коммерции.
Рынок электронной коммерции
Ежегодный прирост русскоязычной интернет-аудитории достигает порядка 20% таким же темпом развивается и рынок он-лайн продукции и сервисов. Если еще 15 лет назад в России никто не догадывался о том, что возможно покупать обувь, одежду и даже продукты питания в сети интернет, то теперь это стало повсеместным явлением. По данным Фонда общественного мнения объем ежемесячной аудитории Рунета (русского сегмента всемирной сети) достигает 57 млн пользователей, что создает рынок с серьезным потенциалом [3].
В течение последних 20 лет рынок электронной коммерции развивается наиболее динамично, отчасти это вызвано существенным увеличение интернет пользователей, за счет доступности, как оборудования, так и технологий для работы в сети.
Большой популярностью пользуются социальные сети, которые сами по себе являются наряду с общеизвестными поисковыми системами вершиной коммерческого успеха в онлайн бизнесе.
По оценкам экспертов, объем рынка электронной торговли в России за 2010 год составил 240 млрд руб., порядка 8 млрд американских долларов – и это данные только по розничному рынку. Дола интернет-продаж во всем розничном товарообороте составила 1,2%. Крупнейшие интернет-магазины одежды в 3–5 раз меньше по обороту, чем ведущие оффлайновые сети в данном сегменте. По прогнозам аналитиков, Российский рынок электронной торговли за ближайшие 5 лет вырастет в 2–3 раза. По сравнению с развитием мирового рынка интернет-коммерции, это очень быстрые темпы роста. Так, например, в США к 2015 году объем рынка электронной торговли составит 279 млрд долларов, при текущих 176 млрд долларов, то есть увеличится в 1,5 раза. В Европе по итогам 2010 года онлайн было продано товаров и услуг на сумму 113 млрд долларов, к 2015 году показатель увеличится на 136% и составит 249 млрд долларов.
Почему это выгодно?
Существует много преимуществ, благодаря которым потребитель делает выбор в пользу приобретения продукции в онлайн магазинах. Крупные интернет ресурсы прилагают массу усилий для того, чтобы убедить пользователя в том, что совершать покупки на данном сайте безопасно. Для этого компания получает соответствующие сертификаты, которые подтверждают защищенность персональных данных своих покупателей (например, данных по кредитным картам). Неоспоримым плюсом является удобство покупки, когда, фактически не покидая дома, есть возможность приобрести большую часть необходимых товаров, вплоть до продуктов питания [2].
Для предпринимателей, решающих заняться интернет-бизнесом, мотивирующими факторами являются: расширение географии продаж, снижение затрат, простота учета операций.
Так как все рынки мира проходят этапы глобализации, сложно выделить отдельную страну, которой принадлежит большая доля компаний, инвестирующих в развитие онлайн рынка. Но в России за период с 2005 по 2011 год, одной из крупнейших инвестиционных групп является компания Mail.Ru Group, которая специализируется на инвестициях в интернет проекты. До 2010 года, компания входила в Digital Sky Technologies, самый успешный российский фонд по развитию интернет проектов. В портфель проектов входят такие гиганты как Mail.ru, Odnoklassniki.ru, Facebook.ru, Vkontakte.ru, Headhunter.ru. Теперь группа разделена на две части : DST Global, которая принадлежат иностранные активы, и Mail.ru Group, которая занимается развитием российский интернет проектов.
Взаимопроникновения компьютера и телекоммуникационных технологий революционно поменяло процесса доступа, хранения, поиска и передачи информации. Потребители сегодня повседневно используют компьютер, чтобы проанализировать продукции и услуги, которыми они хотят воспользоваться, выбрать продавцов. Электронная коммерция (e-commerce) – это бизнес процессы, которые переводят технические операции (транзакции) в интернет.
Многие компании, основанные для работы в интернете, а также традиционные производственные компании, трансформируют свои бизнес процессы в интернет коммерцию в попытке снизить затраты, улучшить процесс взаимодействия с потребителем и увеличить продуктивность, для того, чтобы повысить степень успешности проекта.
Перспективные регионы для развития интернет-коммерции
По оценкам аналитиков коммерческого банка Голдман Сакс, который является одним из крупнейших в мире, к 2013 году мировые продажи через сеть (интернет) достигнут 963 млрд долларов, ежегодные темпы роста продаж составят 19,4%.
E-commerce развивается за счет нескольких сильных трендов, включая продолжающееся развитие широкополосного интернета, увеличения удобства от покупок онлайн, а также от отказа покупок в общепринятых местах сбыта. В 2011 году Голдман Сакс выпускает большой отчет под названием «Ничто кроме сети: рекомендации по инвестициям в интернет».
Интернет коммерция будет развиваться за счет продолжающегося давления на традиционные розничные магазины, включая увеличение сегмента сбыта мобильный телефонов. В связи с тем что сейчас активно развиваются мобильные приложения, теперь предыдущие стратегии по привлечению покупателей в магазины перестают работать.
Международное развитие интернет коммерции связано с количественным увеличением пользователей со средним уровнем дохода. Среди преград для развития аналитики видят слабо развитые сервисы по доставке, а также раннюю стадию развития международных платежных систем, и возможные риски, связанные с мошенническими операциями.
В США также сохраняется потенциал для роста, так как эксперты отмечают, что доля онлайн продаж в период с 2006 до 2009 выросла с 2.9% до 3.9%, в то время как доля расходов на рекламу в сети за тот же период возросла с 6.4% до 13.7%, то есть более чем в 2 раза [1].
В табл. (см. ниже) приведены прогнозы аналитиков по темпам роста интернет-коммерции за период с 2010 до 2013 год.
Таблица
Динамика мирового рынка интернет коммерции
Наиболее перспективной областью развития интернет-рынка становится Азия, в особенности Россия и Китай, благодаря возможности проникновения широкополосного интернета в отдаленные регионы и привлечение еще большего количества новых пользователей.
Рост акций российских поисковых интернет-систем
В России уже реализована масса успешных западных бизнес-моделей и продолжается поступательное насыщения рынка идеями, которые уже были апробированы на западе. Среди лидеров рынка ярок выражена крупнейшая национальная поисковая система Яндекс и популярные социальные сети Вконтакте и Одноклассники. Акции компании Yandex NV, владеющей самым популярным в России интернет-поисковиком, выросли на 40% на бирже Nasdaq после того, как в ходе первичного размещения акций компания привлекла 1,3 млрд долл., продавая их по более высокой цене, чем изначально планировалось. Акции, продающиеся под символом YNDX, выросли с 10 долл. до 35 долл. на 12 часов дня по нью-йоркскому времени. Московская компания продала 52,2 млн акций класса «А» – или 16,2% от общего количества акций – по 25 долл. за штуку, что превышало изначально заявленную цену в 20–22 доллара. Теперь стоимость компании оценивается в восемь миллиардов долларов, заявил «Яндекс» недавно.
Первичное размещение акций «Яндекс», обеспечивающей 64% всего поискового трафика в стране, является самым крупным всемирным технологическим IPO в 2011 году. За последние семь лет наблюдается всплеск желания компаний разместить IPO в США, а спрос на интернет-компании заметно вырос. «Яндекс» выбрал великолепное время для проведения IPO технологической компании», – считает Энтони Моро (Anthony Moro), глава департамента развивающихся рынков Bank of New York Mellon Corp, которая имеет активов на более 1,1 трлн долларов. «В долгосрочной перспективе они находятся в правильном месте. Они являются аналогом Google в России». Компания продала 15,4 млн акций, а некоторые инвесторы предлагали 36,8 млн акций на IPO. «Яндекс» также предоставил возможность андеррайтерам выкупить дополнительные 5,2 млн акций. «Взяв за основу цену 21 долл. за акцию, «Яндекс» рассчитывает получить доход, в 23 раза превышающий прошлогодний доход», – заявили представители компании до официального объявления цены. Google выручит доход примерно в 13 раз больше суммы доходов на 2012 год [5].
Источники:
2. Makoto Yokoo. Electronic Commerce: Theory and Practice (Studies in Computational Intelligence). − Springer, 2008.
3. Юрасов А.В. Основы электронной коммерции. – М., 2007.
4. www.emarketer.com
5. INOСМИ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.inosmi.ru/
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:51:47