Оценка потенциального спроса жителей Хабаровского края на услуги туристско-рекреационного комплекса на острове Большой Уссурийский

Кисленок А.А., Смоленцева О.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10-2 (194), Октябрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Кисленок А.А., Смоленцева О.С. Оценка потенциального спроса жителей Хабаровского края на услуги туристско-рекреационного комплекса на острове Большой Уссурийский // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 10. – С. 185-190.

Аннотация:
Создание туристско-рекреационной зоны является одним из направлений в рамках приграничного сотрудничества с КНР в области совместного освоения острова Большой Уссурийский. В статье приведены результаты исследования потенциального спроса на услуги туристско-рекреационного комплекса, которые в дальнейшем должны учитываться при разработке параметров объектов.

Ключевые слова: Хабаровский край, опрос, потенциальный спрос, туристско-рекреационная зона



Остров Большой Уссурийский находится в западной части ближайшего пригорода г. Хабаровск. В сентябре 2009 г. руководителями правительств Хабаровского края и провинции Хэйлунцзян (КНР) подписан Мемо рандум о сотрудничестве в области охраны окружающей среды и освоения острова Большой Уссурийский. В соответствии с Программой сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009–2018 годы), постановлением Правительства Хабаровского края [1] на российской части острова Большой Уссурийский планируется создание туристско-рекреационной зоны, для уточнения параметров которой необходимо определить спрос на предполагаемый спектр услуг.

Потенциальный спрос на услуги туристско-рекреационного комплекса

Выявление потенциального спроса на услуги туристско-рекреационного комплекса основывалось на проведении индивидуального личного опроса (стандартизированного интервью). Авторами разработан опросный лист, включающий открытые и закрытые вопросы, касающиеся проблематики исследования.

За основу выборки было принято половозрастное распределение жителей Хабаровского края от 20 лет (платежеспособное население), так как группу лиц от 18 до 20 лет не представляется возможным (ввиду отсутствия статистических данных) выделить из общей численности населения края.

Объем выборки, рекомендуемый для региональных исследований, составляет 1100 человек (при этом ошибка смещения выборки составляет 3%, что является допустимым для региональной выборки) [2]. Объем выборочной совокупности в зависимости от пола и возраста представлен в табл. 1 (см. ниже).

Большинство опрошенных респондентов семейные люди – доля состоящих браке респондентов составляет 56,95%. При этом 30,76% опрошенных имеет двух детей; 28,43% – одного ребенка; 9,33% – имеют троих детей; 2,6% – более трех детей.

Данный фактор оказывает большое влияние на выбор мест и способов провождения досуга жителей края. Кроме того, важное значение имеет уровень совокупного дохода, который более чем у половины респондентов (58,65%) составляет менее 40 тыс. руб. в месяц.

Около 82% респондентов положительно относятся к созданию на территории острова туристско-рекреационной зоны и лишь 2,91% опрошенных против создания зоны подобного типа.

Такое распределение прошенных весьма логично, так как на территории г. Хабаровска недостаточно мест проведения досуга, особенно дефицит характерен для мест активного отдыха.

Прочие города и районные центры края вообще не имеют инфраструктуры рекреационного назначения или имеют, но в незначительном количестве.

Наибольшим спросом у жителей края пользуется услуги, ориентированные на семейный отдых, на втором месте по значимости – отдых с друзьями, на третьем – корпоративы и на последнем – проведение юбилеев и торжеств.

Предпочтения жителей Хабаровского края

Важное значение при формировании комплекса услуг досуговой зоны о. Большой Уссурийский является выявление основных факторов, имеющих доминирующее значение.

Наиболее важными факторами в выборе мест отдыха являются цена, качество сервиса и безопасность. Такие факторы, как время доставки «туда и обратно» и наличие гостиниц, имеют первостепенное значение для 2,51% и 4,48% соответственно.

Для выявления наиболее предпочтительных видов досуга респондентам было предложено проранжировать шесть направлений отдыха туристско-рекреационной зоны. В результате опроса выявлено, что большинство жителей края хотели бы проводить досуг в парке аттракционов, который имеет наивысший ранг у 45,73% респондентов и первые три ранга у 77,96% опрошенных. На втором месте по туристской привлекательности находится аквапарк, которому наивысший ранг присвоили 25,99% респондентов и первые три ранга – 74,76% опрошенных.

Наименее предпочтительными видами отдыха этнографические парки и конноспортивный клуб, что объясняется специфичностью данных направлений отдыха.

Для оценки потенциального спроса на услуги туристско-рекреационного комплекса необходимо оценить периодичность пребывания жителей края на острове с целью посещения данной зоны.

По предварительным оценкам среднее число посещений, приходящееся на одного человека, составляет 8,3 раза в год.

Количество посещений жителями края о. Большой Уссурийский зависит от наличия соответствующей инфраструктуры, свободного времени и достаточного количества средств. Распределение респондентов в зависимости от уровня дохода и количества посещений острова приведено в табл. 2 (см. ниже).

Потенциальный доход от реализации услуг рекреационного комплекса

Более трети респондентов, имеющих уровень дохода более 90 тыс. рублей в месяц, готовы посещать остров более чем три раза в месяц. Лишь 11,29% респондентов, имеющих доход менее 40 тыс. руб. в месяц, готовы посещать остров с такой же периодичностью, а реже чем один раз в три месяца – 35,74% опрошенных.

До 1500 рублей (на разовое посещение рекреационной зоны) выразили готовность потратить 42,33% респондентов; от 1500 до 3000 руб. – 33,52%; от 3000 до 6000 руб. – 16,9%; более 6000 руб. – 7,25%. Более 6000 руб. готовы потратить 35,9% респондентов, имеющих совокупный доход более 90 тыс. руб. в месяц; 11,76% – имеющих месячный совокупный доход от 70 до 80 тыс. руб.; доля остальных категорий респондентов колеблется от 3,77 до 7,55%. Более половины жителей края, имеющих доход менее 40 тыс. руб. в месяц, готовы потратить в туристско-рекреационной зоне на о. Большой Уссурийский только до 1500 руб.

Для определения общей величины потенциального спроса необходимо сопоставить периодичность отдыха жителей края и величину потенциально потраченных средств. Результаты опроса свидетельствуют о том, что мужчины выражают готовность потратить большую сумму средств, чем женщины, более 11% мужчин готовы потратить на досуг более 6000 руб., и лишь 3,14% женщин готовы потратить такую же сумму средств. Более 48% женщин могут потратить лишь до 1500 руб. на разовое посещение туристско-рекреационной зоны острова.

Средняя сумма средств, которую готов потратить житель края на разовое посещение туристско-рекреационной зоны составляет в среднем 3300 руб. С учетом средней периодичности посещения острова эта сумма составляет 27 390 руб. в год. 2,33% жителей не собираются посещать остров, что от общей численности трудоспособного населения края составляет 25,5 тыс. чел. Тогда потенциальных потребителей услуг рекреационного комплекса 1069,2 тыс. человек в год. Потенциальный доход от реализации услуг рекреационного комплекса составит 29 285,4 млн. руб. в год (величина спроса определена только исходя из численности жителей края).


Источники:

1. Постановление Правительства Хабаровского края от 23.08.2010 № 234-пр «Об итогах работы за первое полугодие 2010 г. и основных задачах по развитию экономики Хабаровского края до конца года».
2. Бондаренко А.Г. Социологическое исследование: методика опроса. – Волгоград: ВолгГТУ, 2006. – 64 с.
3. Каменева Н.Г., Поляков В.А. Маркетинговые исследования. – М.: Вузовский учебник, 2010. – 439 с.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:51:08