Управление модернизацией промышленнго предприятия на региональном уровне

Малышев Е.А., Коновалова У.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10-2 (194), Октябрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Малышев Е.А., Коновалова У.В. Управление модернизацией промышленнго предприятия на региональном уровне // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 10. – С. 80-86.

Аннотация:
В статье авторами предложена новая модель управления модернизацией крупных промышленных предприятий, предусматривающая замену неэффективно действующей вертикально интегрированной модели корпоративного управления предприятиями отрасли на модель горизонтально интегрированного управления с участием региональных органов власти. Модель включает новый организационно-экономический механизм управления инновационным развитием промышленного предприятия на региональном уровне.

Ключевые слова: инновационное развитие, региональная экономика, организационно-экономический механизм, модернизация производства, региональная стратегия



C целью определения эффективности применения существующих моделей управления процессами модернизации на крупных промышленных предприятиях в регионе авторами в период с 2008 по 2011 годы был проведен анализ процессов модернизации оборудования на 12 крупных предприятиях Пермского края. На основе анализа были получены следующие результаты: физический износ оборудования на предприятиях региона составил 68–76%, уровень производительности на используемых основных средствах составляет 30–40% от зарубежных аналогов. В связи со сложившимися после 2008 года в российской экономике тенденциями максимизации прибыли, инвестиции на модернизацию составляют на этих предприятиях сегодня 2–4% от полученной прибыли, при минимальной норме 25% у зарубежных аналогов [6, 1].

Основными источниками финансирования модернизации оборудования на обследованных крупных промышленных предприятиях Пермского края сегодня являются:

1) в энергетической отрасли – тариф;

2) на остальных предприятиях – размещение акций на фондовом рынке (IPO), лизинг, прибыль, кредит, при этом наблюдается массовое нецелевое использование инвестиционных средств [2].

Результатом анализа явились следующие выводы: существующий организационно-экономический механизм управления модернизацией оборудования на крупных предприятиях, сориентированный на самофинансирование, в связи с действующими процессами максимизации прибыли с последующим выводом ее за рубеж, не является эффективным.

Также в связи активным декларированием Правительством РФ в СМИ действий, направленных на модернизацию отечественной промышленности, авторами проведен анализ существующих институтов по модернизации отечественной промышленности. Проведенный анализ показал отсутствие механизмов управления модернизацией промышленности в Российской Федерации и источников ее финансирования.

Механизм управления модернизацией оборудования на региональном уровне

Сегодня основными задачами национальной экономики являются:

1) модернизация оборудования с ростом производительности труда на основе его использования (в 3–3,5 раза);

2) внедрение современных технологических процессов, выпуск конкурентной продукции с наименьшими затратами [5].

На практике реализуются три метода решения этих задач:

1) вертикально-интегрированное корпоративное управление;

2) реализация совместных инвестиционных проектов в рамках государственно-частного партнерства;

3) интеграция 1-го и 2-го направлений [3].

Для исправления ситуации стагнации процесса модернизации промышленного оборудования в Российской Федерации авторами разработан новый горизонтальный мультидеятельный организационно-экономический механизм управления модернизацией оборудования на региональном уровне. Предлагаемый механизм успешно реализован и внедрен на отдельных промышленных предприятиях Пермского края.

По нашему мнению, в сложившейся ситуации определяющим в развитии социально-экономической системы региона является уровень конкурентности промышленного производства [3].

Поэтому главным направлением развития региональной экономики должно стать формирование новой методологии управления развитием промышленности региона. Анализ существующих подходов в региональной промышленной политике в ряде регионов России показал многообразие подходов – от ожидания невидимой руки рынка до прямого вмешатель ства в деятельность промышленных предприятий [1].

Предложенная авторами новая модель управления развитием промышленного предприятия предусматривает замену существующей неэффективной вертикально интегрированной модели корпоративного управления предприятиями на модель горизонтально интегрированного управления с участием региональных органов власти. Модель включает новый организационно-экономический механизм управления модернизацией предприятия на региональном уровне и имеет мультидеятельный механизм. Схема функционирования новой модели управления модернизацией предприятия на региональном уровне представлена на рис. 1 (см. на с. 83).

Рис. 1 Схема функционирования новой модели управления модернизациейпредприятия на региональном уровне

Алгоритм отбора инвестиционных проектов

Отбор инвестиционных проектов в Программу модернизации региона осуществляется по следующему алгоритму:

1) определяется агрегированный показатель необходимости модернизации оборудования и технологий промышленного предприятия по следующей формуле:

W = F × 0,4 + R × 0,5 + U × 0,6 , (1)

где,

F – производительность оборудования;

R – уровень технологий;

U – физический износ оборудования.

Составляющие показатели состояния оборудования определяются по специальной методике, разработанной авторами.

2) определяется скорость роста дохода предприятия с целью определения надежности (исключения случаев банкротства предприятия) возврата инвестиционных средств по следующей формуле:

,(2)

где

D – размер дохода системы;

dDi – рост дохода за счет внедрения новых инвестиционных проектов;

Fр – коэффициент эффективности функционирования рыночной системы (монополия и конкурентность. Максимизация прибыли);

Pо – уровень оборудования и технологий;

K – размер капитала;

N – количество работающего населения;

Kc – коэффициент синергии системы (соотношение доходов, размер откатов в системе);

3) по показателям необходимости модернизации и скорости роста дохода определяется вид оказания поддержки по модернизации оборудования предприятия. Концептуальная модель представлена на рис. 2 (см. ниже);

Рис. 2 Многовариантная схема инвестиционной стратегии регионав программе модернизации

4) по вхождению предприятия в первый и второй блоки формируется программа модернизации региона;

5) определяются источники финансирования.

Программы модернизации:

– инвестиции предприятия;

– инвестиции региона;

– инвестиции федеральных программ.

По выбранным моделям схемы финансирования отличаются и выглядят следующим образом:

– модель реализации № 1. Соотношение финансирования инвестиционного проекта составляет: 30% – федеральная программа, 30% – региональная программа, 40% – средства предприятия;

– модель реализации № 2. Соотношение финансирования инвестиционного проекта составляет: 25% – федеральная программа, 25% – региональная программа, 50% – средства предприятия;

– модель реализации № 3. Соотношение финансирования инвестиционного проекта составляет: 80% (компенсация кредитной ставки) – региональная программа, 100% – средства предприятия;

– модель реализации № 4. Соотношение финансирования инвестиционного проекта составляет: 100% – средства предприятия.

Заключение

Внедрение на практике предлагаемой авторами модели позволила в 2008–2011 гг. получить положительные результаты динамики роста показателей конкурентности отдельных предприятий как на внутреннем, так и внешнем рынках.


Источники:

1. Итоги работы Министерства промышленности, инноваций и науки Пермского края за 2010 год и направления деятельности на 2011 год. Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://minprom.permkrai.ru/razdel/1/241/.
2. Малышев Е.А. Теоретические и методологические положения процесса управления предприятиями энергетики в условиях модернизации экономики: монография / Е.А. Малышев; под ред. А.Н. Пыткина; УрО РАН, Институт экономики. – Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2011. – 404 с.
3. Малышев Е.А., Коновалова У.В. Основные концептуальные положения по формированию промышленной политики региона в условиях модернизации экономики, Материалы международной научно-практической конференции «Совершенствование стратегического управления корпоративными образованиями и региональная промышленная политика перехода к новой инновационной экономике», Пермь, 2010, т. 1, С. 266 – 271.
4. Рыкунов В.И. Основы управления: {Монография}. – М.: «Изограф» – 2000. – 269 С.
5.Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в январе – августе 2010 года. Мониторинг, сентябрь, 2010 г. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.kocenka.ru/view_articles.php?id=14.
6. The Global Competitiveness Report 2009–2010. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://gcr.weforum.org/gcr09/.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:52:58