Управление модернизацией промышленнго предприятия на региональном уровне
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 10-2 (194), Октябрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье авторами предложена новая модель управления модернизацией крупных промышленных предприятий, предусматривающая замену неэффективно действующей вертикально интегрированной модели корпоративного управления предприятиями отрасли на модель горизонтально интегрированного управления с участием региональных органов власти. Модель включает новый организационно-экономический механизм управления инновационным развитием промышленного предприятия на региональном уровне.
Ключевые слова: инновационное развитие, региональная экономика, организационно-экономический механизм, модернизация производства, региональная стратегия
C целью определения эффективности применения существующих моделей управления процессами модернизации на крупных промышленных предприятиях в регионе авторами в период с 2008 по 2011 годы был проведен анализ процессов модернизации оборудования на 12 крупных предприятиях Пермского края. На основе анализа были получены следующие результаты: физический износ оборудования на предприятиях региона составил 68–76%, уровень производительности на используемых основных средствах составляет 30–40% от зарубежных аналогов. В связи со сложившимися после 2008 года в российской экономике тенденциями максимизации прибыли, инвестиции на модернизацию составляют на этих предприятиях сегодня 2–4% от полученной прибыли, при минимальной норме 25% у зарубежных аналогов [6, 1].
Основными источниками финансирования модернизации оборудования на обследованных крупных промышленных предприятиях Пермского края сегодня являются:
1) в энергетической отрасли – тариф;
2) на остальных предприятиях – размещение акций на фондовом рынке (IPO), лизинг, прибыль, кредит, при этом наблюдается массовое нецелевое использование инвестиционных средств [2].
Результатом анализа явились следующие выводы: существующий организационно-экономический механизм управления модернизацией оборудования на крупных предприятиях, сориентированный на самофинансирование, в связи с действующими процессами максимизации прибыли с последующим выводом ее за рубеж, не является эффективным.
Также в связи активным декларированием Правительством РФ в СМИ действий, направленных на модернизацию отечественной промышленности, авторами проведен анализ существующих институтов по модернизации отечественной промышленности. Проведенный анализ показал отсутствие механизмов управления модернизацией промышленности в Российской Федерации и источников ее финансирования.
Механизм управления модернизацией оборудования на региональном уровне
Сегодня основными задачами национальной экономики являются:
1) модернизация оборудования с ростом производительности труда на основе его использования (в 3–3,5 раза);
2) внедрение современных технологических процессов, выпуск конкурентной продукции с наименьшими затратами [5].
На практике реализуются три метода решения этих задач:
1) вертикально-интегрированное корпоративное управление;
2) реализация совместных инвестиционных проектов в рамках государственно-частного партнерства;
3) интеграция 1-го и 2-го направлений [3].
Для исправления ситуации стагнации процесса модернизации промышленного оборудования в Российской Федерации авторами разработан новый горизонтальный мультидеятельный организационно-экономический механизм управления модернизацией оборудования на региональном уровне. Предлагаемый механизм успешно реализован и внедрен на отдельных промышленных предприятиях Пермского края.
По нашему мнению, в сложившейся ситуации определяющим в развитии социально-экономической системы региона является уровень конкурентности промышленного производства [3].
Поэтому главным направлением развития региональной экономики должно стать формирование новой методологии управления развитием промышленности региона. Анализ существующих подходов в региональной промышленной политике в ряде регионов России показал многообразие подходов – от ожидания невидимой руки рынка до прямого вмешатель ства в деятельность промышленных предприятий [1].
Предложенная авторами новая модель управления развитием промышленного предприятия предусматривает замену существующей неэффективной вертикально интегрированной модели корпоративного управления предприятиями на модель горизонтально интегрированного управления с участием региональных органов власти. Модель включает новый организационно-экономический механизм управления модернизацией предприятия на региональном уровне и имеет мультидеятельный механизм. Схема функционирования новой модели управления модернизацией предприятия на региональном уровне представлена на рис. 1 (см. на с. 83).
Рис. 1 Схема функционирования новой модели управления модернизациейпредприятия на региональном уровне
Алгоритм отбора инвестиционных проектов
Отбор инвестиционных проектов в Программу модернизации региона осуществляется по следующему алгоритму:
1) определяется агрегированный показатель необходимости модернизации оборудования и технологий промышленного предприятия по следующей формуле:
W = F × 0,4 + R × 0,5 + U × 0,6 , (1)
где,
F – производительность оборудования;
R – уровень технологий;
U – физический износ оборудования.
Составляющие показатели состояния оборудования определяются по специальной методике, разработанной авторами.
2) определяется скорость роста дохода предприятия с целью определения надежности (исключения случаев банкротства предприятия) возврата инвестиционных средств по следующей формуле:
,(2)
где
D – размер дохода системы;
dDi – рост дохода за счет внедрения новых инвестиционных проектов;
Fр – коэффициент эффективности функционирования рыночной системы (монополия и конкурентность. Максимизация прибыли);
Pо – уровень оборудования и технологий;
K – размер капитала;
N – количество работающего населения;
Kc – коэффициент синергии системы (соотношение доходов, размер откатов в системе);
3) по показателям необходимости модернизации и скорости роста дохода определяется вид оказания поддержки по модернизации оборудования предприятия. Концептуальная модель представлена на рис. 2 (см. ниже);
Рис. 2 Многовариантная схема инвестиционной стратегии регионав программе модернизации
4) по вхождению предприятия в первый и второй блоки формируется программа модернизации региона;
5) определяются источники финансирования.
Программы модернизации:
– инвестиции предприятия;
– инвестиции региона;
– инвестиции федеральных программ.
По выбранным моделям схемы финансирования отличаются и выглядят следующим образом:
– модель реализации № 1. Соотношение финансирования инвестиционного проекта составляет: 30% – федеральная программа, 30% – региональная программа, 40% – средства предприятия;
– модель реализации № 2. Соотношение финансирования инвестиционного проекта составляет: 25% – федеральная программа, 25% – региональная программа, 50% – средства предприятия;
– модель реализации № 3. Соотношение финансирования инвестиционного проекта составляет: 80% (компенсация кредитной ставки) – региональная программа, 100% – средства предприятия;
– модель реализации № 4. Соотношение финансирования инвестиционного проекта составляет: 100% – средства предприятия.
Заключение
Внедрение на практике предлагаемой авторами модели позволила в 2008–2011 гг. получить положительные результаты динамики роста показателей конкурентности отдельных предприятий как на внутреннем, так и внешнем рынках.
Источники:
2. Малышев Е.А. Теоретические и методологические положения процесса управления предприятиями энергетики в условиях модернизации экономики: монография / Е.А. Малышев; под ред. А.Н. Пыткина; УрО РАН, Институт экономики. – Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2011. – 404 с.
3. Малышев Е.А., Коновалова У.В. Основные концептуальные положения по формированию промышленной политики региона в условиях модернизации экономики, Материалы международной научно-практической конференции «Совершенствование стратегического управления корпоративными образованиями и региональная промышленная политика перехода к новой инновационной экономике», Пермь, 2010, т. 1, С. 266 – 271.
4. Рыкунов В.И. Основы управления: {Монография}. – М.: «Изограф» – 2000. – 269 С.
5.Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в январе – августе 2010 года. Мониторинг, сентябрь, 2010 г. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.kocenka.ru/view_articles.php?id=14.
6. The Global Competitiveness Report 2009–2010. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://gcr.weforum.org/gcr09/.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:52:58