Эконофизическая модель взаимодействия бизнеса и власти
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9-2 (192), Сентябрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Голиков Ю.А., Сульгина Л.Ю. Эконофизическая модель взаимодействия бизнеса и власти // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 9. – С. 170-177.
Аннотация:
Предложена эконофизическая модель взаимодействия бизнеса и власти, демонстрирующая возникновение коррупции. На основе анализа модели рекомендованы меры, совершенствующие взаимоотношения бизнеса и власти и снижающие уровень коррупции.
Ключевые слова: коррупция, бизнес, власть, сила, твердое тело
Экономические системы, также как и физические, состоят из большого числа взаимодействующих элементов, поэтому к ним может быть применена теория подобия. Использование в экономике (конец ХХ – начало ХХI вв.) результатов исследований физических явлений привело к образованию нового направления, которое называется «эконофизикой» [1]. По мнению Дж. Россера-мл.: «Эконофизика … в скором будущем обещает стать значительной частью экономики» [2].
Природа и механизмы формирования коррупции
Все исследователи современного состояния взаимоотношений бизнеса и власти в России отмечают, что непременным атрибутом в них является коррупция, которая превратилась в норму поведения чиновников и предпринимателей [3, 4]. Ряд исследователей считает, что коррупция выступает в качестве «смазки», уменьшающей трение в бюрократическом механизме государства [5, 6]. Исторический опыт развития человечества показывает, что коррупция возникала каждый раз, как только домашнее хозяйство или предприниматель сталкивались при своей деятельности с бюрократическим аппаратом власти [7].
В данной работе впервые использована физическая модель диффузии для описания взаимодействия бизнеса и власти. Применение такой эконофизической модели наглядно показывает, как под влиянием коррупции происходит сращивание бизнеса и власти, и позволяет предложить эффективные меры, совершенствующие эти взаимоотношения.
Действие силы закона FЗ на власть можно сравнить с действием силы тяжести на тело, которое, во-первых, неотвратимо, и, во-вторых, отличается для различных точек земной поверхности [8]. Величина FЗ имеет также различное значение для разных стран, находящихся в различных частях Земли.
Бизнес и власть рассматриваются в модели как два твердых тела (см. рис. 1 ниже). Если во власти служат чиновники, которые строго соблюдают законы страны, то сила закона FЗ передается ими на границу власть – бизнес без искажений, т.е. Fв = FЗ. В физике такое твердое тело называют абсолютно упругим [9]. Если бизнес также состоит из предпринимателей, строго соблюдающих букву закона, то он тоже может считаться абсолютно твердым телом. Под действием силы Fв в точках касания шероховатых поверхностей двух твердых тел возникает диффузия атомов (или молекул) твердого тела «бизнес» в твердое тело «власть». Заметим, что природа атомов, находящихся в узлах кристаллической «решетки власти» и внедряющихся в нее «атомов бизнеса», различна. Они имеют разные размеры, массы, энергию и т.д.
Рис. 1. Эконофизическая модель взаимодействиябизнеса и власти
В описываемой модели «атомы власти» (законопослушные чиновники) и «атомы бизнеса» (предприниматели) принимаются равными по размеру, но при этом они имеют различные цели. У предпринимателей – это заключение сделок с минимальными затратами, у законопослушных чиновников – это правильное оформление документов на сделки в кратчайшие сроки.
При изучении диффузии на границе раздела двух твердых тел рассматриваются три возможных механизма: вакансионный, обменный, межузельный [10].
На рис. 2 (см. ниже) представлены эти механизмы для эконофизической модели.
Рис. 2. Механизмы проникновения бизнеса во власть
Основным механизмом диффузии в физике сегодня считается вакансионный, когда продиффундировавший атом встраивается в кристаллическую решетку, занимая вакансию. В роли вакансии в рассматриваемой модели выступает коррумпированный чиновник. В момент встраивания атома бизнеса в вакансию решетки власти происходит обмен информацией между предпринимателем и чиновником при заключении сделки.
В силу своего служебного положения чиновник, как правило, гораздо лучше знает законодательство, чем предприниматель (в экономике это называется «асимметрией информации»). Именно во время заполнения атомами бизнеса вакансии чиновник за взятку использует эту асимметрию для повышения своего дохода. В экономике такое поведение называется «поиском ренты».
Обменный механизм и коррупция
В физике в момент встраивания продиффундировавшего атома в кристаллическую решетку между ними происходит обмен энергией, поэтому, используя аналогию, можно назвать «энергией» информацию, которой обменивается предприниматель и чиновник во время встречи. Для возрастания количества сделок и сокращения времени их оформления бизнес заинтересован в увеличении числа коррумпированных чиновников.
С этой целью он уменьшает силу действия закона, используя для этого классический, известный со времен Аристотеля способ, который как болезнь сопровождает существование цивилизации – взятка, подкуп. При уменьшении величины FЗ на Fk (см. рис. 1) количество вакансий в поверхностном слое решетки власти увеличивается, а значит, возрастает в нем диффузионный поток атомов бизнеса.
Второй физический механизм, объясняющий возникновение диффузии на границе двух твердых тел, – обменный (см. рис. 2) заключается в обмене атомов местами в решетках бизнеса и власти. Он требует наличия больших сил притяжения между атомами. По этой причине этот механизм имеет низкую априорную вероятность. При высоком уровне коррупции в России [11, 12] обменный механизм, т.е. оформление сделок между бизнесом и властью в рамках закона встречается крайне редко.
Рост коррупции в ответ на ужесточение антикоррупционных законов
Исторический опыт развития человечества показывает, что коррупция во власти получает максимальное распространение в период наиболее интенсивной модернизации. Но именно такая задача модернизации экономики поставлена сегодня Президентом перед властью и бизнесом в России. На языке эконофизической модели это означает, что увеличение количества законов (т.е. уменьшение силы их действия) и изменение структуры решетки власти неизбежно приведут к росту числа вакансий, а, следовательно, к возрастанию коррупции. Этому процессу способствует и увеличение числа предпринимателей. Именно такую тенденцию в динамике коррупции фиксирует ряд экономистов [13].
Перейдем теперь к анализу того, какие меры совершенствования взаимоотношений власти и бизнеса вытекают из рассмотренной модели. Общеизвестным способом борьбы с коррупцией считается ужесточение законов. Мировой опыт использования такого способа лучше всех выразил С. Хантингтон: «В обществе, где распространена коррупция, принятие строгих законов против коррупции обычно лишь умножает ее возможности» [14].
Бизнес в ответ на ужесточение законов, которые повышают уровень риска чиновников, берущих взятки, увеличивает размер взяток (плату за риск). В излагаемой модели это можно отразить как проявление третьего механизма диффузии – межузельного, когда внедряемый атом бизнеса выталкивает из узла атом власти, а сам занимает его место (см. рис. 2) [15]. В экономике это явление называется сращиванием бизнеса и власти или «захватом государства» [16]. В физике такое событие требует больших затрат энергии для того, чтобы раздвинуть соседние атомы в кристаллической решетке, и поэтому встречается реже, чем заполнение вакансии.
Вакансии и коррупция
Более действенными мерами совершенствования взаимоотношений власти и бизнеса, на которую указывает эконофизическая модель, являются методы совершенствования структуры кристаллической решетки власти, т.е. снижение в ней количества вакансий. К таким мерам можно отнести: ротацию кадров, повышение престижа служения во власти, ужесточение государственного контроля за деятельностью чиновников и т.д.
Но самым эффективным способом уменьшения количества дефектов в кристаллической структуре твердых тел в физике считается снижение температуры [17].
В рассматриваемой модели «охлаждение пыла» коррумпированных чиновников достигается за счет активизации деятельности общественных институтов и увеличения их количества. К числу таких институтов, в первую очередь, следует отнести правящую и оппозиционные партии России. Все члены этих партий должны личным примером продемонстрировать отсутствие коррупционных помыслов в своей деятельности.
Вторым общественным институтом должен стать профсоюз страны, задачей которого является поддержание антикоррупционной атмосферы среди государственных служащих и предпринимателей. Третьим общественным институтом, снижающим уровень коррупции в России, могут стать молодежные организации, в уставах которых борьба с взяточничеством должна стоять на первом месте.
Изложенная модель объясняет также экономический термин «захват бизнеса» государством [18], т.е. руководство чиновниками через своих родственников и друзей коммерческими предпринимательскими фирмами. Для рассмотрения этого явления в модели на рис. 2 нужно поменять местами бизнес и власть (на рис.1 эти события: «захват государства» и «захват бизнеса» отражены стрелками в двух направлениях).
Вывод
Из проведенного анализа эконофизической модели видно, что наличие во власти чиновников, берущих взятки, и предпринимателей, дающих их, также неизбежно, как генерация вакансий в твердых телах под воздействием тепловых колебаний атомов в узлах кристаллической решетки. Сократить количество коррумпированных чиновников и усилить влияние обменного (законодательного) механизма, действующего между бизнесом и властью в части оформления сделок, можно за счет совершенствования структур «решеток власти и бизнеса» и снижения их температуры до «комнатной» (определяемой активностью общественных институтов).
Источники:
2. Россер Дж.-мл. Настоящее и будущее эконофизики // Вопросы экономики. – 2009. − № 11. − С. 76–81.
3. Гаджиев Д., Гаджиев М. Коррупция как препятствие модернизации // Вопросы экономики. – 2008. − № 2. − С. 44–60.
4. Клейнер В. Антикоррупционная стратегия бизнеса в России // Вопросы экономики. − 2011. − № 4. − С. 32–46.
5. Гуриев С. Что известно о коррупции в России и можно ли с ней бороться? // Вопросы экономики. – 2007. − № 1. − С. 11–18.
6. Епифанова Н. Исследование коррупции на основе методов экономической теории // Вопросы экономики. – 2007. − № 1. − С. 33–44.
7. Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство. − М.: Логос, 2003. – 356 с.
8. Элементарный учебник физики: Учебное пособие в 3-х томах // Под. ред. Ландсберга Г.С. – Т. 1. − М.: Наука, 1985. – 608 с.
9. Сивухин Д.В. Общий курс физики: Учебное пособие для вузов в 5 т. − Т. 1. Механика. − М.: Физматлит : МФТИ, 2002. – 580 с.
10. Бокштейн С.З. Строение и свойства металлических сплавов. − М.: Металлургия. – 496 с.
11. Сатаров Г. Как измерять и контролировать коррупцию // Вопросы экономики. − 2007. − № 1. − С. 4–12.
12. Лунев В.В. Коррупция в России // Государство и право. – 2007. − № 11. − С. 20–27.
13. Галицкий Е., Левин М. Коррупционные взаимоотношения бизнеса и власти // Вопросы экономики. – 2007. − № 1. − С. 19–32.
14. Хантингтон С. Политический порядок в меняющихся обществах. − М.: Прогресс : Традиция, 2004. – 480 с.
15. Бокштейн Б.С. Почему и как движутся атомы в твердых телах // Соровский образовательный журнал. – 1995. − № 1. − С. 108–115.
16. Григорьев Л., Овчинников М. Коррупция как препятствие модернизации // Вопросы экономики. – 2008. − № 2. − С. 44–60.
17. Бокштейн Б.С., Бокштейн С.З., Жуковицкий А.А. Термодинамика и кинетика диффузии в твердых телах. − М.: Металлургия, 1974. – 280 с.
18. Дегтярев А., Маликов Р. Институциональный анализ деловой коррупции в России // Вопросы экономики. – 2005. − № 10. − С. 103–118.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:54:44