Индивидуальные сберегательные счета по страхованию безработицы как способ обеспечения пособиями по безработице
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9-2 (192), Сентябрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В данной работе рассматриваются индивидуальные сберегательные счета по страхованию безработицы как способ обеспечения пособиями по безработице. Отдельное внимание уделяется преимуществам и недостаткам применения данной системы в Чили. Так как на государственном и международном уровнях она была представлена как модель для других развивающихся стран.
Ключевые слова: безработица, социальное страхование, индивидуальные сберегательные счета по страхованию безработицы, страхование по безработице
В 70-х г. XX-го века в отдельных странах Латинской Америки в качестве обеспечения пособиями по безработице стали применять сберегательные счета по страхованию безработицы (СССБ). Работа СССБ проста и прозрачна. Работодатели на регулярной основе перечисляют некоторую установленную часть дохода каждого работника на особый индивидуальный сберегательный счет.
Ставки взносов работодателей
Так ставки взносов отчисляемых работодателями в Аргентине, Бразилии, Колумбии, Эквадоре, Перу и Уругвае довольно высоки и составляют от 8% до 15%. Причина таких высоких ставок взносов, заключается в том, что некоторые системы СССБ не только направлены на поддержку доходов в течение достаточно кратковременной фрикционной безработицы, но также выступают в качестве замены ранее существовавших щедрых систем выплаты выходного пособия.
Также следует отметить, что пособие по безработице выплачивается в виде единовременного платежа в Аргентине, Колумбии, Эквадоре и Перу, а такой параметр, как максимальная продолжительность выплаты пособия по безработице, для этих стран не представлен [2; 25] (см. табл. 1 ниже).
Таблица 1
Особенности применения индивидуальных СССБв отдельных странах Латинской Америки
Страна |
Коэффициент замещения(% от зарплаты человекадо безработицы)
|
Ставка взноса (обязанностиработодателя + работника,устанавливаемые на основаниизаработной платы человека)
|
Максимальнаяпродолжитель-ность выплатыпособий(месяцев)
|
Аргентина (толькостроительныйсектор) (1975 г.)
| Единовременная выплата |
12% (8% после первогогода)+0%
| Нет данных |
Бразилия (1989 г.) |
Единовременная выплата+ 40% (если уволен без«уважительной причины»)
| 8%+0% | 6 |
Чили (2002 г.) | 30–50% | 2,4%+0,6% | 5 |
Колумбия (1990 г.) | Единовременная выплата | 9,3%+0% | Нет данных |
Эквадор (2001г.) | Единовременная выплата | 8%+0% | Нет данных |
Перу (1991г.) | Единовременная выплата | 8%+0% | Нет данных |
Уругвай | 50% |
Входит в показатель по обще-му социальному страхованиюставка взноса: 15%+12,2%
| 6 |
Выделяют следующие типы программ сберегательных счетов по страхованию безработицы (см. табл. 2 на с. 165).
Таблица 2
Типы программ СССБ
Типы программ | Комментарии |
СССБ |
Снятие средств строго определяется балансом на сберегательномсчете по страхованию безработицы, который должен быть положи-тельным.
|
СССБ+кредитоваие |
Снятие средств не зависит от баланса на сберегательном счете пострахованию безработицы.
|
СССБ+ фонд солидарности |
По исчерпании средств на собственных счетах люди могут получатьсредства из Фонда солидарности.
|
Отдельные авторы отмечают, что две последние программы сочетают самострахование с государственным страхованием. Механизм самострахования посредством принудительных сбережений сочетается с другими механизмами для улучшения качества защиты дохода работника.
Вторая программа (СССБ + кредитование) делает это, разрешая работникам хотя бы временно иметь отрицательный баланс на СССБ. При определенных обстоятельствах (например, при выходе на пенсию) возвращение такого займа может быть осуществлено с помощью субсидий, т.е. этот механизм предусматривает и перераспределение среди плановых членов.
В случае третьей программы (СССБ + фонд солидарности) самострахование дополняется явным перераспределением [2; 3]. Данная программа на сегодняшний день является сравнительно новой, так как впервые была введена в Чили Законом № 19.728 в октябре 2002 года. На государственном и международном уровнях она была представлена как модель для других развивающихся стран, так как она защищает от безработицы, предупреждает ситуации нанесения морального ущерба, что характерно для традиционных систем страхования по безработице, и имеет относительно низкие требования к размеру государственного бюджета. И на сегодняшний день ей уделяется огромное внимание зарубежных исследователей.
Чилийская программа представляет собой смешанную систему, которую финансируют все социальные субъекты (правительство, работодатели и работники), и формирует два типа механизма финансирования: индивидуальный сберегательный счет для каждого работника и чрезвычайный фонд, называемый Фондом солидарности. При наступлении безработицы работники имеют право снять накопленные на своих индивидуальных счетах сбережения. Если их недостаточно, чтобы прожить пять месяцев без работы, работники имеют право при определенных условиях и ограничениях получить субсидию из Фонда солидарности.
Механизм формирования новой системы страхования по безработице
Рассмотрим механизм формирования новой системы страхования по безработице по бессрочным контрактам. Так, работодатели вносят 1,6% от заработной платы на индивидуальные счета своих работников, организованных по типу пенсионных счетов.
Работники кладут на эти счета 0,6% от ежемесячной заработной платы. В итоге, 2,2% от ежемесячного дохода работника идет на счета, которые в течение года накопят сумму, равную четверти ежемесячного дохода работника. Работодатели также вносят 0,8% от своего дохода в Фонд солидарности, который получает дополнительное финансирование из финансового бюджета [3; 29] (см. рис. 1 ниже).
Рис. 1. Структура чилийской системы страхования по безработицепо бессрочным контрактам [4]
Несколько различные условия действуют для работников по срочному договору, действующему в течение определенного периода времени. В их случае работодатель обязан отчислять 3% от ежемесячного дохода на их индивидуальные сберегательные счета на протяжении всего срока договора, что за год составит примерно треть ежемесячного дохода (см. рис. 2 на с. 167).
Рис. 2. Структура чилийской системы страхованияпо безработице для работников по краткосрочным контрактам,разовым работам или услугам [4]
Максимальный период этих платежей составляет 11 лет. Если работник состоит на службе у одного работодателя более 11 лет, платежи прекращаются, поскольку считается, что на индивидуальных сберегательных счетах накоплено достаточно сбережений, чтобы покрыть любой период безработицы.
К моменту снятия сбережений с индивидуальных счетов работник должен иметь официально оформленный договор, делать взносы на протяжении 12 месяцев (6 месяцев для работников по краткосрочному договору) до наступления безработицы, находится в возрасте от 18 до 65 лет и трудовой страж не менее 30 дней. Последнее условие означает, что безработные должны оплачивать первый месяц своей безработицы за свой счет.
Выплата пособий по безработице
Структура взносов определяется из того, что средняя продолжительность безработицы в Чили (в условиях нормального развития экономики) составляет примерно пять месяцев. Следовательно, число возможных снятий со счета равняется пяти, независимо от суммы, накопленной на счету. Только работники по срочному договору имеют право получить доступ ко всем своим сбережениям одним снятием со счета [3; 30].
Описанные выше условия действуют в отношении всех наемных работников независимо от причины их пребывания без работы. К тому же, работники с официальными бессрочными договорами были сокращены по экономическим соображениям, а те, кто на своем счете накопил сумму меньше двух месячных зарплат, имеют право пополнить свои сбережения из Фонда солидарности. Размер и количество возможных снятий со счета рассчитывается исходя из данных представленных в таблице 2.
С другой стороны, если на счете накоплено более двух месячных зарплат, то общая сумма независимо от размера делится на пять и выплачивается в виде ежемесячных взносов (см. табл. 3 ниже).
Таблица 3
Выплаты из Фонда солидарности
Продолжительностьпериодабезработицы (месяцев)
|
Минимальнаявыплата(долларов США)
|
Выплаты в %от среднего доходаза последние 12 месяцев
|
Максимальнаявыплата(долларов США)
|
1 | 96.348 | 50 | 208.024 |
2 | 79.925 | 45 | 187.222 |
3 | 70.072 | 40 | 166.419 |
4 | 61.313 | 35 | 145.617 |
5 | 52.554 | 30 | 124.815 |
Получатели страховой суммы будут также зарегистрированы в муниципальных агентствах по трудоустройству главным органом страхования [3; 31].
Вывод
В заключение следует отметить, что на сегодняшний день индивидуальные СССБ являются сравнительно новым и недостаточно изученным способом обеспечения пособиями по безработице. Между тем существующие исследования, в современной зарубежной практике посвященные данной теме описывают ее привлекательность для развивающихся стран, так как «саморегулирующийся» характер системы играет очень важную роль при условии преобладания неформального сектора и более слабой административной способности по сравнению с развитыми странами.
Источники:
2. Robalino D., Vodopivec M. and Bodor A. Savings for Unemployment in Good or Bad Times: Options for Developing Countries. Discussion Paper №. 0913. August 2009. Р. 1–49.
3. Sehnbruch K. Unemployment insurance or individual savings accounts: Can Chile’s new scheme serve as a model for other developing countries? International Social Security Review, Vol. 59, 1/2006. Р. 27–48.
4. Superintendencia de Pensiones. Santiago, 24 de noviembre de 2010 [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.safp.cl./573/articles-7523_cesantia.pdf.
5. Superintendencia de Pensiones [Режим доступа]. – Режим доступа: http://www.spensiones.cl/573/article-2683.html.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:55:58