Услуги кадровых агентств на региональном рынке труда
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9-2 (192), Сентябрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Балханов А.М. Услуги кадровых агентств на региональном рынке труда // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 9. – С. 153-157.
Аннотация:
В статье рассматриваются услуги, предоставляемые кадровыми агентствами в республике Бурятия.
Ключевые слова: рынок труда, подбор персонала, рекрутинг, содействие трудоустройству, частные агентства занятости
В предыдущей статье мы рассматривали функционирование кадровых агентств на региональном рынке труда. Исследование кадровых агентств на региональном рынке труда показывает, что они участвуют в процессе содействия трудоустройства работников-соискателей и поиска персонала для работодателей. При этом выявлено, что в основном они оказывают свои услуги как работодателям, так и соискателям.
Это обусловлено тем, что со стороны соискателей имеется определенная необходимость в поиске работы или смены работы, и они не могут или не имеют возможности обращаться в государственную службу занятости. С другой стороны, до недавнего времени со стороны работодателей отмечалась тенденция непонимания особенностей деятельности кадровых агентств. Работодатели республики не были готовы оплачивать услуги в поиске и подборе персонала. Изменение ситуации на рынке труда, снижение предложения труда повлияло на изменение данного мнения. В настоящее время ситуация на региональном рынке труда несколько изменилась.
Изменение предложения и спроса на труд на региональном рынке труда
Анализ объявлений в газете «Все для Вас» №20 (504) от 30 мая 2011 года показывает, что в настоящее время у работодателей имеются 1639 вакансий. Требуются в основном специалисты по рабочим специальностям – 342 вакансии, что составляет 20,87 % всех вакансий, торговля и коммерция – 257 вакансий или 15,68 % и транспорт 171 вакансия или 10,43 % (см. табл. 1 ниже).
Таблица 1
Спрос на труд [2]
№п/п
| Рубрики | Количество вакансий | Удельный вес, % |
1 | Административно-управленческий персонал | 117 | 7,14 |
2 | Бухучет, экономика, финансы, право | 95 | 5,80 |
3 | Маркетинг, менеджмент | 154 | 9,40 |
4 | Полиграфия, СМИ, реклама | 42 | 2,56 |
5 | Информационные технологии | 31 | 1,89 |
6 | Инженерно-технический персонал | 44 | 2,68 |
7 | Персонал офиса | 70 | 4,27 |
8 | Торговля, коммерция | 257 | 15,68 |
9 | Медицина | 26 | 1,59 |
10 | Транспорт | 171 | 10,43 |
11 | Общественно питание | 70 | 4,27 |
12 | Охрана, военнослужащие | 40 | 2,44 |
13 | Сфера обслуживания | 69 | 4,21 |
14 | Рабочие специальности | 342 | 20,87 |
15 | Другие специальности | 78 | 4,76 |
16 | Иногородние вакансии | 12 | 0,73 |
17 | Услуги для семьи | 20 | 1,22 |
18 | Без указания специальности | 1 | 0,26 |
Итого | 1639 | 100,00 |
Объем предложения труда по данным газеты незначителен – всего 142 специалиста или 8,7 % от требуемых специалистов (см. табл. 2 на с. 155). В основном это рабочие по строительным специальностям – 21 человек, что составляет 14,79 % всего предложения. Необходимо отметить, что заявленные специалисты смогут покрыть спрос на труд по рабочим специальностям лишь на 6,14 %.
Таблица 2
Предложение труда
№п/п
| Рубрики |
Количествосоискателей
|
Удельныйвес, %
|
1 | Администратор | 6 | 4,23 |
2 | Водители | 19 | 13,38 |
3 | Бухгалтер | 7 | 4,93 |
4 | Продавец | 7 | 4,93 |
5 | Зав магазином | 2 | 1,41 |
6 | Торговый представитель | 2 | 1,41 |
7 |
Строительные рабочие специальности(строитель, штукатур, маляр, печник и др.)
| 21 | 14,79 |
8 | Инженер | 6 | 4,23 |
9 | Уборщица | 2 | 1,41 |
10 | Сиделка, няня, гувернантка | 12 | 8,45 |
11 | Юрист | 2 | 1,41 |
12 | Инспектор отдела кадров | 2 | 1,41 |
13 | Мерчендайзер | 1 | 0,70 |
14 | Менеджер | 3 | 2,11 |
15 | Повар | 3 | 2,11 |
16 | Программист, специалисты по Инф технологиям | 4 | 2,82 |
17 | Разное | 43 | 30,28 |
Итого | 142 | 100,00 |
Снижение предложения труда на рынке способствует росту количества кадровых агентств, изменение отношения к их деятельности со стороны работодателей и готовность оплачивать услуги кадровых агентств работодателями.
Услуги работодателям или соискателям
В этих условиях кадровые агентства вынуждены оказывать сопутствующие услуги, которые могут снизить не только спрос на труд со стороны работодателей, но расширить виды и повысить качество оказываемых ими услуг.
Среди сопутствующих услуг, специалисты кадровых агентств республики соискателям составляют резюме, обучают навыкам самопрезентации, разговора по телефону, умению вести себя на собеседовании, активному поиску работы; для работодателей – оказывают услуги по управленческому консультированию. Следует отметить, что направления деятельности кадровых агентств для работодателей в республике развито недостаточно.
Для оценки соискателей специалисты кадровых агентств основное внимание уделяют внешнему виду, впечатлению от резюме. Не слишком распространено, но используется в ряде кадровых агентств результаты психологического тестирования.
В процессе исследования выявилось, что ряд кадровых агентств сотрудничают между собой в поиске и подборе специалистов на отдельные вакансии. При этом сотрудничество с Государственной службой занятости было бы возможно, но не выявилось.
Это обусловлено тем, что Государственная служба занятости выполняет государственные функции, при этом кадровые агентства преследуют коммерческие цели. Мы считаем, что в настоящее время сложилась достаточно благоприятная ситуация на рынке труда как в России, так и республике и возможно взаимодействие между трудовыми посредниками.
Во-первых, Государственная служба занятости, оказывая свою услугу, не может полностью охватить рынок труда.
Во-вторых, у ряда соискателей, осуществляющих поиск работы, все-таки имеется отрицательное отношение к деятельности государственной службы занятости.
В-третьих, у отдельных работников уровень квалификации, достаточно высокий, вследствие этого он не обращается в государственную службу занятости.
В четвертых, в отдельных случаях работодатели обращаются в кадровые агентства не за специалистом, а за конкретным человеком, обладающим определенными знаниями, навыками и опытом работы.
Поэтому можно утверждать, что совместная деятельность кадровых агентств и государственной службы занятости сможет способствовать не только конкуренции на данном рынке (что повысит качество оказываемых ими услуг), но и охвату рынка труда в целом, как официальной части (сфера деятельности государственной службы занятости), так и неофициальной.
Вывод
Исследование показало, что кадровые агентства в Республике Бурятия в настоящее время проходят достаточно сложный период в своем развитии. Отмечается резкое и значительное увеличение их числа, при этом происходит их качественное становление. Хотя большинство кадровых агентств – это агентства смешанного типа, оказывающих услуги как работодателям, так и соискателям, происходит их качественное становление. Одни кадровые агентства направляют свою деятельность строго на подбор персонала, и работают по заявкам работодателей, другие - пока внимание свое уделяют соискателям. Это обусловлено тем, что со стороны работодателей появился спрос на услуги кадровых агентств. Кадровые агентства в своей профессиональной деятельности сотрудничают между собой, взаимодействие с Государственной службой занятости не выявлено.
Источники:
2. Все для Вас Улан-Удэ. – 2011. − № 20 (504).
Страница обновлена: 22.01.2024 в 17:03:09