Особенности поведения промышленных предприятий на рынке электрической энергии и мощности в условиях его либерализации

Мельник А.Н., Мустафина О.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-2 (192), Сентябрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Завершившаяся либерализация рынка электрической энергии и мощности рассматривается в качестве фактора, оказывающего существенное влияние на конкурентоспособность промышленных предприятий. Приведена классификация промышленных предприятий по возможности их выхода на оптовый рынок электрической энергии и мощности. Выявлены особенности поведения промышленных предприятий на конкурентном рынке электрической энергии и мощности.

Ключевые слова: промышленные предприятия, конкуренция, розничный рынок, оптовый рынок, энергетическая стратегия, либерализация рынка электрической энергии и мощности



Либерализация рынка электрической энергии и мощности может рассматриваться в качестве фактора риска, поскольку конкурентный рынок всегда подразумевает наличие риска для его участников. Для предприятий это выражается, в первую очередь, в возможной разнонаправленности динамики цены на электрическую энергию, в сложности ее прогнозирования и, как следствие, в высоких рисках роста затрат на электрическую энергию.

Группирование предприятий, выходящих на оптовый рынок электроэнергии

Можно выделить рыночный риск, возникающий при продаже избыточных объемов потребления электрической энергии, полученной по свободному двустороннему договору по цене рынка на сутки вперед, которая может оказаться ниже договорной цены. То же самое касается и покупки или продажи возможных отклонений потребляемой электрической энергии от планового потребления на балансирующем рынке.

Завершившаяся либерализация рынка электрической энергии и мощности в России связана с существенным изменением макро- и микроэкономических условий функционирования промышленных предприятий, характеризующихся, главным образом, созданием возможностей для их активного участия промышленных предприятий, в процессе выбора наиболее предпочтительных альтернатив энергообеспечения своей производственно-хозяйственной деятельности.

Однако условия функционирования различных предприятий не могут быть одинаковыми для всех. Это дает возможность промышленные предприятия в зависимости от возможности их выхода на оптовый рынок объединить в три группы.

Первую группу формируют предприятия, уже вышедшие на оптовый рынок и функционирующие по его правилам. Предприятия, которые остаются розничными потребителями на энергетическом рынке, формируют вторую группу. Располагаемая ими присоединенная мощность не соответствует минимальным требованиям для выхода предприятий на оптовый рынок. Дело в том, что принятые нормативные документы накладывают определенные ограничения по условиям выхода на оптовый рынок. Такое право получили только лишь предприятия, имеющие энергопринимающее оборудование, суммарная присоединенная мощность которого равна или превышает 20 MBА и в каждой группе точек поставки составляет не менее 2 MBА [6].

Кроме того, следует иметь в виду, что возможный выход на оптовый рынок связан с определенными затратами на проведение мероприятий организационно-технического характера, включая расходы на приобретение автоматизированных систем учета потребляемой энергии, подготовку и обучение персонала для работы на этом рынке и т.д. И, наконец, в третью группу можно отнести предприятия, присоединенная мощность которых соответствует всем формальным требованиям. Однако в силу действия различного рода причин, прежде всего, организационно-технического характера, указанных выше, такие предприятия пока что не реализовали имеющуюся потенциальную возможность.

Первая группа участников оптового рынка

Предприятия первой группы уже являются участниками оптового рынка, то есть имеют возможность совершения всех операций купли-продажи по новым правилам. Использование рыночных механизмов преследует достижение ими целого ряда целей, обеспечивающих получение ощутимых преимуществ.

Во-первых, это возможность приобретения электроэнергии и мощности при благоприятной рыночной конъюнктуре по более низкой цене или же ее продажа по более высокой цене.

Во-вторых, сохранение затрат на электроэнергию в рамках прогнозируемых величин вне зависимости от изменения внешних факторов с помощью представленных на оптовом рынке инструментов хеджирования.

В-третьих, получение дополнительной прибыли в результате использования производных финансовых инструментов работы, доступных на энергетическом рынке. Преследуемые предприятиями цели определяют стратегию их поведения на оптовом рынке электроэнергии и мощности.

Деятельность предприятия на оптовом рынке электрической энергии и мощности с целью получения дополнительной прибыли является абсолютно новой для отечественных предприятий и весьма специфичной по характеру ее выполнения. В силу этого, на наш взгляд, она может быть даже выделена в самостоятельный вид деятельности, в котором четко прослеживаются два направления. Во-первых, покупка электроэнергии напрямую у генерирующих компаний в рамках двусторонних договоров с целью последующей перепродажи по более высокой цене на рынке на сутки вперед. Во-вторых, покупка и продажа производных финансовых инструментов на энергетической бирже. Все это предполагает необходимость проведения аналитической работы, связанной с исследованием тенденций изменения цен на рынке электроэнергии, а также на смежных товарных рынках.

Вторая группа участников оптового рынка

Предприятия, включенные нами во вторую группу, даже в условиях либерализации энергетического рынка имеют пока еще довольно ограниченный выбор действий. Это связано с тем, что на розничном рынке электроэнергии и мощности потребители в соответствии с установленной нормативной базой могут заключать договора на поставку электроэнергии и мощности только лишь со сбытовыми компаниями. При этом во всех российских регионах присутствует сбытовая компания, имеющая статус гарантирующего поставщика, которая обязана заключить договор с каждым обратившимся к нему потребителем.

Кроме гарантирующего поставщика в регионе могут работать и другие сбытовые компании, а также компании, оказывающие услуги по энергообеспечению без территориальной привязки.

Таким образом, на розничном рынке у предприятий-потребителей энергии, включенных нами во вторую группу, присутствует возможность выбора только лишь между различными сбытовыми компаниями. При этом основным критерием выбора является цена поставки энергетической продукции сбытовыми компаниями.

Однако следует отметить, что в последнее время происходит постепенное развитие конкуренции и на этом сегменте энергетического рынка. Если в начале реформы сбытовые компании, получившие статус гарантирующего поставщика, были в большинстве случаев монополистами в своем регионе, то сегодня они постепенно утрачивают свое монопольное положение.

По данным консалтинговой компании Branan, за последние два года такие сбытовые компании потеряли около 14% своей доли рынка. Сохранить же свое положение на рынке смогло не более 10% таких компаний [7]. Однако во многих регионах выбор между сбытовыми компаниями все еще значительно ограничен. Чаще всего, на рынке представлено две компании, в лучшем случае три.

Следствием отсутствия серьезной конкуренции на розничном рынке является весьма незначительная разница в ценах для потребителей, устанавливаемых различными сбытовыми компаниями. Все это указывает на некоторую ограниченность развития рыночных отношений на розничном рынке.

Третья группа участников оптового рынка

Предприятия третьей группы занимают промежуточное положение между предприятиями, включенными нами в две предыдущие. С одной стороны, они обладают теми же возможностями, что и предприятия второй группы. А с другой – после выхода на оптовый рынок они могут получить условия функционирования, которые уже имеют предприятия первой группы.

Таким образом, с либерализацией оптового рынка электрической энергии и мощности у предприятий третьей группы появляется реальный выбор между продолжением приобретения электроэнергии и мощности, как и прежде, у сбытовой компании и целесообразностью выхода на оптовый рынок электроэнергии.

В этой связи перед предприятием встает задача оценки экономической целесообразности выхода на оптовый рынок электрической энергии и мощности, который предполагает необходимость проведения широкого комплекса подготовительных работ, связанного с определением требуемых затрат, анализом организационных возможностей предприятия и предполагаемых рисков работы на конкурентном рынке и т.д. Только лишь в результате проведения большой подготовительной работы может быть принят обоснованный выбор, подтверждающий необходимость и целесообразность выхода на оптовый рынок электрической энергии и мощности.

На конец 2010 года субъектами оптового рынка электроэнергии в России являлись всего лишь около 30 крупных потребителей. Большинство из них отказалось от услуг энергосбытовых компаний еще до начала либерализации рынка. По данным отдельных исследований, в России более 1300 предприятий, которые могут рассматриваться в качестве потенциальных участников оптового рынка электрической энергии и мощности [8]. Их среднегодовое потребление составляет свыше 100 млн. кВтч (см. рис. ниже).

Именно эти предприятия имеют все предпосылки для выхода на оптовый рынок, и именно поэтому они могут быть отнесены в третью группу.

Рис. Распределение крупнейших потребителей в РФпо объемам энергопотребления

Вывод

Получив новый для себя статус полноправного участника рынка электрической энергии и мощности в условиях его либерализации, предприятия впервые приобретают широкие возможности для формирования собственных энергетических стратегий. При этом они уже не будут ограничены только лишь поиском путей снижения энергетических затрат за счет внедрения энергосберегающих мероприятий. Их возможности будут значительно расширены в результате использования преимуществ формируемых в настоящее время рыночных механизмов ценообразования на энергетическую продукцию.


Источники:

1. Медведев Д.А. Вступительное слово Президента РФ Д.А. Медведева на Заседании президиума Госсовета «О повышении устойчивости функционирования электроэнергетического комплекса России» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://news.kremlin.ru/transcripts/10569.
2. Официальный сайт департамента по энергетике США [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.eia.doe.gov.
3. Официальный сайт по статистике Японии [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://ww.stat.go.jp.
4. Официальный сайт по европейской статистике (Евростат) [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://epp.eurostat.ec.europa.eu.
5. Официальный сайт федеральной службы государственной статистики РФ [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.gks.ru.
6. Регламент допуска к торговой системе оптового рынка с изменениями от 30 июля 2010 года (Протокол № 19/2010 заседания Наблюдательного совета НП «Совет рынка») [Электронный ресурс]. − Режим доступа http://www.np-sr.ru/norem/marketregulation.
7. Официальный сайт консалтинговой компании «BRANAN» [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.branan.ru.
8. Судакова Т. Рынок сбыта электроэнергии: уровень конкуренции // Электротехнический рынок. − 2009. − № 4. – С. 36−38.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:55:27