Особенности реализации стратегических решений в процессе освоения нефтегазовых ресурсов континентального шельфа
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9-2 (192), Сентябрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Порунов Н.Е. Особенности реализации стратегических решений в процессе освоения нефтегазовых ресурсов континентального шельфа // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 9. – С. 128-133.
Аннотация:
Рассмотрены условия, необходимые для усиления роли России на мировом рынке углеводородного сырья. Конкретизированы мероприятия, проведение которых должно быть законодательно реализовано на федеральном уровне. Представлены пояснения, способствующие правильному толкованию принимаемых мер в процессе нормотворческой деятельности. Приведены особенности реализации стратегических решений в процессе освоения УВ морских месторождений.
Ключевые слова: конкурентоспособность, нефтегазовый комплекс, стратегические решения, углеводородное сырье, морские месторождения, континентальный шельф
Одним из насущных вопросов стран Западной Европы является снижение зависимости от поставок углеводородных ресурсов (УВ) из России. Участие в программах софинансирования проектов, предусматривающих поставки УВ от альтернативных поставщиков (проект Nabucco), разработка и добыча сланцевого газа нефтегазодобывающими majors – мероприятия, которые, по мнению правительств этих стран, будут этому способствовать. Но, учитывая динамику роста спроса на энергоносители в ЕС, попытки уменьшить «привязанность» от российских поставок УВ выглядят бесперспективными (экспорт газа в условиях частичного восстановления спроса в страны Европы только в первом полугодии 2011 г. увеличился на 26% по сравнению с прошлым годом).
Газовые потоки
Прослеживается неопределенность ситуации в связи с нерешенными вопросами: во-первых, никаких реальных проектов строительства «Набукко» пока нет. Кроме того, есть еще две серьезные проблемы. Первая заключается в том, что Договор о разграничении Каспия подписали только Россия, Казахстан и Азербайджан. Туркменистан и Иран данный Договор не ратифицировали. Вопрос по поводу отдельных нефтяных участков между Азербайджаном и Туркменистаном остается открытым. Поэтому говорить о реализации проекта строительства Транскаспийского трубопровода, как восточной части «Набукко» вряд ли приходится – юридически сделать это будет довольно сложно. Вторая проблема – источник наполнения проекта. Иран и его ресурсы в силу политических причин даже не рассматриваются. Главная надежда возлагается на туркменский газ (в частности на месторождение Южный Иолотань), но, по мнению специалистов, стоимость ресурсов с данного месторождения будет высока [1].
Во-вторых, Польша, в которой, как предполагается, ресурсы сланцевого газа наибольшие, заключила контракт с «Газпромом» на покупку природного газа до 2037 года.
В-третьих, добыча сланцевого газа требует инфраструктуры и бурения множества скважин. Европа плотно заселена, что ограничивает возможности добычи.
Наконец, запасы сланцевого газа по всей Европе соизмеримы с одним только Штокмановским ГКМ, поэтому, даже в среднесрочной перспективе ни о какой альтернативе поставок российского газа речи быть не может.
Тем более, что высокая степень интеграции Нефтегазового комплекса (НГК) России в мировую экономику (за последний год экспорт нефти и нефтепродуктов составил 370 млн т - свыше 13% всех международных поставок), газа – 200 млрд м3 (более 33% международных поставок сетевого газа и 24% всех экспортно-импортных поставок трубопроводного и сжиженного газа в мире) позволяет говорить о зависимости энергетических рынков не одной только Европы.
Экспорт газа
С целью обеспечения конкурентоспособности НГК России в среднесрочной и долгосрочной перспективе, необходима реализация следующих стратегических решений:
– освоение УВ-потенциала континентального шельфа Европейской Арктики;
– организация эффективного сбыта посредством диверсификации направлений поставок УВ на экспорт;
– смена традиционных технологий переработки УВ на альтернативные варианты;
– формирование новых центров нефтегазовой промышленности
Россия заинтересована в скорейшем начале освоения ресурсов углеводородов на континентальном шельфе Арктики. Страна имеет значительные природные ресурсы, выгодное географическое положение, обладает самым протяженным континентальным шельфом, на долю которого приходится весомая доля ТЭР: 1/3 газа, 22% конденсата, 12% нефти.
Интерес, проявляемый со стороны многих стран, даже тех, которые не имеют напрямую выхода к Арктике, заставляет руководство страны принимать активные меры по противостоянию всеми законными способами – как путем проведения дипломатических переговоров в решении спорных вопросов, так и проявлением твердости политических убеждений, а также «закамуфлированным» показом военной мощи.
Как было отмечено, потенциал роста экспортных поставок из России велик. На основном экспортном рынке – европейском – спрос восстанавливается быстрее, чем ожидалось. В 2010 году в Европе отмечен абсолютный рекорд потребления трубопроводного газа. Выросли поставки газа в Польшу, Чехию, Сербию, где импорт российского газа значительно превысил докризисный уровень. Устойчивый рост импорта российского газа наблюдался также во Франции и Германии.
Решению задач расширения и диверсификации транспортных маршрутов поставок продукции служит деятельность в области производства сжиженного природного газа. Основные объемы СПГ поставляются в Японию, Южную Корею, Индию, Китай. Создание новых емких рынков сбыта позволит увеличить объем экспорта газа, по крайней мере, в 1,5 раза и обеспечить стабильное поступление валютной выручки в среднесрочной перспективе. [2]
Учитывая политическую значимость разработки УВ-ресурсов морских месторождений, и тот факт, что затраты на добычу этих ресурсов будут выше, чем, к примеру, добыча шельфового газа в Катаре или в Северном море, очевидно, что помимо добычи, одной из важнейших задач становится организация эффективного сбыта.
От сырья – к продуктам высокой обработки
Традиционные технологии (экспорт трубопроводного и сжиженного газа) экономически оправданы. Тем не менее, существуют и альтернативные варианты, в первую очередь – преобразование газа в товарные жидкие углеводороды, т.н. технология GNL (gas-to-liquids). Технология пока не нашла широкого применения в глобальном масштабе, но ряд majors (Sasol, Shell, Chevron) внедряют технологии на открываемых производствах. Смысл исследований в этой области ясен: мировые запасы газа превосходят запасы нефти, а замены углеводородному жидкому топливу, и тем более сырью для нефтехимической промышленности, не просматривается.
Западные страны заметно опережают Россию в темпах и применяемых технологиях при освоении нефтегазовых месторождений континентального шельфа. В то же время сроки реализации проектов по освоению углеводородов КШ РФ постоянно переносятся. Для обеспечения динамичного развития нефтегазодобычи на континентальном шельфе необходимо:
– принять нормативно-правовые и институциональные меры для создания благоприятного инвестиционного климата;
– развивать залоговые механизмы для привлечения дополнительных кредитных ресурсов в капиталоемкие инвестиционные проекты;
– отладить и сделать более прозрачным налоговый механизм для справедливого распределения прибылей, включая рентные доходы, между государством и участниками инвестиционных проектов по разработке морских месторождений углеводородов;
– шире привлекать зарубежные компании, владеющие инновационными технологиями, к разработке месторождений континентального шельфа;
– создать информационную систему, включающую технологии технико-экономического моделирования объектов недропользования, в частности проектов освоения месторождений континентального шельфа.
Создание инвестиционного интереса
Не секрет, что инвестиционный климат в России, по мнению западных аналитиков, оставляет желать лучшего. Недавние споры между «Роснефтью» и «ВР», отмена льгот для Ванкорского месторождения, решение о повышении ставки НДПИ на газ для «Газпрома» и многое другое вызывают определенные нарекания в адрес Правительства и являются не лучшим примером привлечения иностранных инвестиций. При этом несомненным плюсом, с точки зрения инвесторов, является политическая стабильность в России. Руководство страны благосклонно к созданию альянсов российских ВИНК и иностранных majors, что говорит о понимании проблем, стоящих перед российским нефтегазовым сектором.
Чтобы процессы привлечения иностранных инвестиций и передовых технологий протекали интенсивнее, необходимо:
– снизить общий уровень и дифференцировать налогообложение;
– либерализировать порядок экспорта газа;
– упростить участие российских и зарубежных компаний в проектах на шельфе;
– установить безусловную передачу для разведки и разработки (выдачу сквозной лицензии) инвестору, проводившему ГРР, открытых в результате месторождений вне зависимости от объемов их запасов.
В отношении залоговых механизмов отметим, что привлечение необходимых средств, в сочетании с непрекращающейся хозяйственной деятельностью, делает залоговые операции наиболее эффективным способом управления имуществом предприятий нефтегазового комплекса. Помимо исследований правовых аспектов управления предприятиями, отношений в сфере недропользования, актуальным будет совершенствование на законодательном уровне правового института залога.
Выводы
Необходимо совершенствование технологий разведки, разработки и добычи УВ, особенно, если речь идет о добыче на морских месторождениях.
Западные компании ушли далеко вперед в этой сфере, но низкий уровень запасов заставляет их искать новые источники пополнения ресурсно-сырьевой базы. В этом плане Россия обладает неоспоримыми преимуществами, одно из которых выражено в виде значительных запасов УВ, а второе – в их доступности. Даже с учетом, так называемого, «истощения» месторождений, себестоимость добываемых УВ на сегодняшний день одна из самых низких по сравнению с другими majors.
Поэтому интерес к стране, имеющей такой потенциал, в любом случае сохранится. И очевидно, что с деятельностью альянсов и консорциумов, российские компании получают доступ к передовым технологиям, позволяющим решать стратегические задачи, стоящие перед Россией.
Источники:
2. Протокол годового Общего собрания акционеров ОАО «Газпром» 30 июня 2011 года // Рос. газ. – 2011. – 13 июля. – С. 12−16.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:55:33