Формирование методических основ механизма комплексного обеспечения экономической информацией участников инновационной деятельности в туризме

Калитвинцева М.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-2 (192), Сентябрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Успешность развития туризма определяется системой экономической информации о состоянии инновационной деятельности, а также практическими рекомендациями по формированию эффективного механизма информирования участников инновационной деятельности.

Ключевые слова: инновационная деятельность, туризм, информация, формы статистической отчетности



В современных условиях развитие инновационной деятельности туризма определяется его возможностью генерировать дополнительный спрос на товары и услуги, создавая тем самым стимул для экономического роста, образования новых рабочих мест, источников дополнительных доходов бюджетов различных уровней. Поэтому для успешного развития туризма необходимо иметь систему экономической информации о состоянии инновационной деятельности в туризме, а также практические рекомендации по формированию эффективного механизма комплексного обеспечения экономической информацией участников инновационной деятельности.

В основу данного механизма положены методы, посредством которых осуществляется преобразование несистематизированной экономической информации о состоянии инновационной деятельности в туризме в систематизированную для удовлетворения потребностей участников:

1. Метод сбора экономической информации о состоянии инновационной деятельности.

2. Метод обработки экономической информации о состоянии инновационной деятельности.

3. Метод доведения экономической информации до участников инновационной деятельности.

Метод сбора экономической информации о состоянии инновационной деятельности в туризме

Речь идет о совершенствовании источников получения экономической информации о состоянии инновационной деятельности в туризме.

Источниками информации выступают формы статистической отчетности, предоставляемые участниками инновационной деятельности в органы статистики:

– №1 – турфирма «Сведения о деятельности туристской фирмы». Для отчетности за 2010 год данная форма утверждена приказом Росстата от 6 сентября 2010 г. №306.

– № П-2 (инвест) «Сведения об инвестиционной деятельности». Форма утверждена приказом Росстата от 30 июля 2010 г. №262. Она является годовой, срок ее представления за прошлый год – 1 апреля.

Турфирмы, являющиеся малыми предприятиями (кроме микропредприятий), вместо всех перечисленных форм представляют ежеквартально форму:

– № МП «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия». Она утверждена приказом Росстата от 14 октября 2009 г. №226.

Поставщики туристских услуг предоставляют следующие формы:

– № П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации». Она утверждена приказом Росстата от 28 июля 2009 г. №153. Форма квартальная, представляется не позднее 30-го числа после отчетного периода. Правда, сдавать ее должны лишь те фирмы, у которых средняя численность работников превышает 15 человек.

Метод обработки экономической информации о состоянии инновационной деятельности в туризме

Данный метод состоит в систематизации полученной экономической информации при помощи формул, выполняются первичные расчеты, полученная информация обобщается, и делаются выводы на основе значений показателя (kиннтдс) – критерий оценки уровня развития инновационной деятельности в туризме.

На основе данных по каждому участнику инновационной деятельности в туризме производится расчет доли добавленной стоимости от инновационной деятельности в туризме в общей сумме добавленной стоимости в туризме. Полученное соотношение является искомым критерием оценки уровня развития инновационной деятельности в туризм(1).

(1)

где kиннтдс – критерий оценки уровня развития инновационной деятельности в туризме;тдсинн – добавленная стоимость инновационной деятельности в туризме;

тдсобщ – общая туристская добавленная стоимость.

Критерий оценки уровня развития инновационной деятельности в туризме характеризует указанный уровень.

Таким образом, значение критерия оценки уровня развития инновационной деятельности в туризме лежит в интервале от 0 до 100%.

Соответственно, чем больше значение kиннтдс, тем выше уровень развития инновационной деятельности в туризме (см. табл.).

Таблица

Уровни развития инновационной деятельности в туризме

Метод доведения экономической информации до участников инновационной деятельности

Совершенствование форм и способов информирования пользователей, которое предполагает выполнение этапов:

Этап 1. Определение группы пользователей, нуждающихся в экономической информации о состоянии инновационной деятельности в туризме, а именно потребителей информации.

Этап 2. Разработка технологий доведения экономической информации о состоянии инновационной деятельности до участников таковой.

Этап 3. Организация информационного пространства.

Вывод

Подводя итоги проведенного анализа и отражая внесенные изменения в формы статистической отчетности, можно сделать вывод, что информационная база, необходимая участникам инновационной деятельности в туризме, обеспечивает полноту содержания информации в минимальном количестве форм для каждого показателя состояния инновационной деятельности в туризме.


Источники:

1. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие [Текст]. − М.: Финансы и статистика, 2003.
2. Дзюбенко А.Л. Информационные системы в экономике [Текст]. − М, 2005.
3. Забаева М.Н. Методология оценки и эффективного использования туристского потенциала регионов России [Текст].. – Нижний Новгород: Нижегородский гос. архит.-строит. ун-т, 2009.
4. Нижегородская область: статистический ежегодник. 2010 [Текст]. – Нижний Новгород: Нижегородстат, 2010.

Страница обновлена: 22.09.2024 в 20:29:53