Социальная ответственность местных властей: американская модель
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 8 (32), Август 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Ахундов О.Т. Социальная ответственность местных властей: американская модель // Российское предпринимательство. – 2002. – Том 3. – № 8. – С. 105-108.
Аннотация:
Начавшийся процесс реформирования российской пенсионной системы в направлении частичного перехода на накопительные принципы, предусматривающие реализацию ответственных инвестиционных программ, должен опираться на опыт других стран. В частности, представляет интерес американский опыт функционирования накопительных схем пенсионного обеспечения на уровне штатов и местных органов власти.
Ключевые слова: социальная ответственность, пенсионная система, пенсионная реформа
Начавшийся процесс реформирования российской пенсионной системы в направлении частичного перехода на накопительные принципы, предусматривающие реализацию ответственных инвестиционных программ, должен опираться на опыт других стран. В частности, представляет интерес американский опыт функционирования накопительных схем пенсионного обеспечения на уровне штатов и местных органов власти.
Пенсионное обеспечение в США характеризуется наличием различных систем ‑ по источникам финансирования, принципам функционирования, условиям выплат пособий. По данным финансового отчета за 2000 финансовый год, доходы от инвестиций в рамках этих систем составили 78% общий поступлений.
Пенсионная система в разных штатах, округах, городах имеет свои особенности, но принципы их функционирования по сути своей аналогичны. Они охватывают пенсионное обеспечение учителей, служащих, административных властей, полиции, судей, пожарных. Гарантом пенсионных выплат выступает правительство штата. Агентства пенсионного обеспечения штатов и местных органов власти уполномочены использовать все аккумулированные средства для выплаты пенсионных пособий каждому участнику в соответствии с условиями пенсионного плана.
Условия пенсионных планов для разных категорий участников в разных штатах могут в той или иной степени отличаться друг от друга (равно как и условия инвестирования пенсионных средств). Например, в штате Мэриленд, как видно из табл. 1, свыше 95% общей численности реципиентов штатных пенсионных программ составляли учителя и государственные служащие. Но опережающими темпами возрастала численность получателей пенсий среди судей, полицейских, административных властей, пожарных. Всего в течение последнего десятилетия число получателей пенсионных пособий возросло с 55843 человек до 84185 человек (2001 г.).
Учителя обычно имеют право на полную пенсию по достижении 60 лет, или после 30 лет работы независимо от возраста; служащие штатного уровня ‑ по достижении 62-х лет или 30-летней службы. Участники пенсионной системы из числа полицейских штата имеют право на полную пенсию по достижении 50 лет или после 22-летней службы независимо от возраста.
Таблица 1
Численность получателей пенсионных пособий по программам пенсионного обеспечения штата Мэриленд, человек
Финансовый год
|
Всего
|
Учителя
|
Государст-венные служащие
|
Судьи, по-лицейские, администра-тивные вла-сти,пожар-ные
|
1992
|
55843
|
25770
|
28982
|
1091
|
1993
|
59318
|
27563
|
30538
|
1217
|
1994
|
61890
|
28822
|
31774
|
1294
|
1995
|
64594
|
30065
|
33137
|
1392
|
1996
|
67062
|
31324
|
34253
|
1485
|
1997
|
71488
|
32811
|
37103
|
1574
|
1998
|
74339
|
34340
|
38340
|
1659
|
1999
|
77478
|
36057
|
39667
|
1754
|
2000
|
80773
|
38145
|
40730
|
1898
|
2001
|
84185
|
40126
|
41914
|
2145
|
The State Retirement and Pension System of Maryland. Annual Actuarial Valuation. Financial Section.
|
Учителя и служащие ‑ участники пенсионных систем ‑ смогут выйти на пенсию после 25 лет службы, но в этом случае пенсионные пособия будут уменьшены на 0,5% в месяц за каждый месяц, не достающий до 30-летнего стажа (или достижения 60-летнего возраста). Участники пенсионных систем полиции, судей, пожарных не имеют права на досрочные пенсионные выплаты.
По отчету за 2001 фин. год пенсионные пособия в среднем составляли 15,7 тыс. долл. (в год), широко варьируясь по размеру в зависимости от стажа, заработной платы и конкретного пенсионного плана. В профессиональном плане самые высокие пенсионные пособия получают судьи (в среднем 55,0 тыс. долл. ‑ 2001 фин. г.), представители полиции штата (31,7 тыс. долл.). В нижней части пенсионной шкалы - служащие (13,1 тыс. долл.).
Административные и инвестиционные расходы (заработная плата служащих Агентства пенсионного обеспечения штата, консультантов инвестиционных проектов) в рамках пенсионной системы штата Мэриленд финансируются исключительно за счет инвестиционного дохода. В 2001 фин. г., например, инвестиционные расходы составили 61,4 млн. долл., или 1,7% совокупного инвестиционного дохода.
Административные расходы составили в 2000 фин. г. 19,7 млн. долл., или 0,55% совокупного инвестиционного дохода. В финансовой части ежегодных отчетов обычно приводится детализированная структура административных расходов. Основные блоки расходных статей отражены в табл. 2.
Таблица 2
Структура административных расходов по отчету за 2000 фин. г., %
Всего (19751 тыс. долл.)
|
100,0
|
Оплата труда штатного персонала
|
46,5
|
Оплата профессиональных услуг по контракту
|
42,5
|
Другие статьи расходов, в том числе по оплате услуг связи, аренды, оборудования
|
11,0
|
The State Retirement and Pension System of Maryland. Annual Actuarial Valuation. Financial Section.
|
В организации деятельности Агентства пенсионного обеспечения обращает на себя внимание тот факт, что объем оплаты профессиональных услуг по контракту почти такой же, как объем оплаты труда штатных сотрудников. При этом 90% средств, идущих по статье “оплата труда специалистов-контрактников”, приходится на компьютерные услуги.
Данные табл. 3 показывают, что в течение период 1992-2000 гг. за исключением 1994 г., инвестиционный доход на пенсионные средства более чем в 2 раза (а в 1997 г. ‑ в 3,9 раза) превышал выплаты пенсионных пособий.
Таблица 3
Динамика поступлений и оплаты в рамках пенсионной системы штата Мэриленд, млн. долл.
Финансовый год, оканчи-вающийся 30 июня
|
Баланс на конец года
|
Взносы
|
Инвестици-онный доход
|
Выплаты
|
1992
|
14382,8
|
780,7
|
1800,1
|
702,7
|
1993
|
16505,4
|
769,7
|
2224,4
|
871,5
|
1994
|
16061,1
|
751,1
|
90,6
|
1286,0
|
1995
|
18467,3
|
779,2
|
2797,8
|
870,8
|
1996
|
20755,7
|
809,5
|
2436,0
|
957,1
|
1997
|
24542,8
|
824,7
|
9985,3
|
1022,9
|
1998
|
28061,2
|
814,4
|
3782,2
|
1078,2
|
1999
|
29985,6
|
855,7
|
2225,4
|
1156,7
|
2000
|
33110,7
|
864,9
|
3487,7
|
1227,5
|
The State Retirement and Pension System of Maryland. Annual Actuarial Valuation. Statistical Section.
|
Инвестирование пенсионных средств регламентируется законодательно, т.е. в соответствующих разделах Свода законов штата Мэриленд.
По состоянию на 2001 г., свыше 60% пенсионных средств инвестировано в акции, около 10% в ипотечные ценные бумаги и недвижимость; еще 10% ‑ в корпоративные ценные бумаги штатного уровня, 8% ‑ в высокодоходные ценные бумаги, предлагаемые в качестве обеспечения кредита, и лишь 7,5% ‑ в ценные бумаги правительства США.
Таким образом, пенсионные средства аккумулируемые пенсионной системой штата Мэриленд, являются стабильным инвестиционным ресурсом, который при грамотном использовании обеспечивает выплату пенсионных пособий в среднем в 1,5 раза превышающих размеры пенсий жителей Мэриленда по Общей федеральной программе.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:42:06