Проблемы рыбохозяйственного комплекса Камчатского края
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9-1 (191), Сентябрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье анализируется состояние рыбохозяйственного комплекса Камчатского края, рассмотрены проблемы, препятствующие его развитию. Главные из них связаны с отсутствием инвестирования в модернизацию основных фондов и, как следствие экспорт выловленных на Камчатке биоресурсов за рубеж без переработки на местных заводах, что оборачивается для региона социально-экономическими проблемами. Предлагаются пути решения выявленных проблем.
Ключевые слова: рыбохозяйственный комплекс, инвестиции, основные фонды, Камчатский край, водные биоресурсы, эффективность использования биоресурсов
Инвестиции в основной капитал в последние годы существенно снизились. Сегодня в структуре инвестиций по видам экономической деятельности доля инвестиций в основной капитал в рыбной отрасли составляет не более 7%. Все это приводит к тому, что темпы обновления основных фондов отрасли приблизились к критическому уровню. Основу инвестиций в рыбное хозяйство в последнее десятилетие составили собственные средства предприятий.
В целом финансовое состояние предприятий рыбного хозяйства Камчатского края оценивается как сложное, несмотря на некоторую стабилизацию и улучшение основных показателей в 2009–2010 годах.
В соответствии с проектом Стратегии развития Камчатского края на пери од до 2025 года рыбная отрасль является одной из приоритетных в социально-экономическом развитии края. Развитие рыбохозяйственного комплекса будет способствовать обеспечению социально-экономического развития прибрежных населенных пунктов, увеличению поступлений налогов в консолидированный бюджет, созданию дополнительных рабочих мест, увеличению потребления населением Камчатского края рыбной продукции [1].
Рыбохозяйственный комплекс Камчатского края и задачи социально-экономического развития
Цели и задачи программы полностью соответствуют курсу Правительства РФ в части развития рыбохозяйственного комплекса страны, поддержки обновления добывающего флота, модернизации и строительства современных береговых перерабатывающих заводов, реконструкции береговой инфраструктуры, обеспечения населения доступной качественной рыбопродукцией, повышения занятости населения прибрежных регионов и увеличения налоговых поступлений федерального и региональных бюджетов.
На заседании Правительственной комиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса в июле 2008 года первым заместителем Председателя Правительства РФ В.А. Зубковым было рекомендовано прибрежным субъектам Российской Федерации разработать региональные программы по развитию рыбоперерабатывающего комплекса, созданию региональных оптовых и розничных рыбных рынков [2].
Таким образом, решение проблем, направленных на развитие рыбохозяйственного комплекса Камчатского края, не просто согласуется со стратегическими целями и приоритетными задачами социально-экономического развития Камчатского края, но и является тем вопросом, без решения которого социально-экономическое развитие региона будет недостаточно эффективным.
Анализ эволюции механизма управления показывает, что до последнего времени происходят изменения нормативно-правовой базы в рыбной отрасли, постоянно меняется территориальная и видовая структура государственных органов. Существенные изменения претерпела организационная система управления отраслью. Рыбной отраслью управляли Минрыбхоз СССР, Комитет по рыболовному хозяйству, Роскомрыболовство, Федеральное агентство по рыболовству. Но данные структурные изменения управления так и не смогли обеспечить необходимый уровень управляемости отраслью, ликвидировать противоречия между центром и регионами, а также между субъектами хозяйствования.
Камчатская рыба не перерабатывается на местных заводах, а экспортируется за рубеж
В настоящее время рыбная отрасль Камчатского края не полностью использует свои преимущества из-за неэффективной системы государственного регулирования, оставаясь сырьевым придатком для стран АТР.
Основная часть высоколиквидных видов биоресурсов, пройдя первичную обработку на рыбопромысловых судах, поставляется за рубеж, где используется как сырье для рыбоперерабатывающих предприятий Китая, Кореи, Японии. В результате экономика Камчатского края несет серьезные социальные и финансовые потери в виде неуплаты налогов и добавленной стоимости, получаемых при переработке рыбы на местных заводах.
Кроме перечисленных потерь, экономика Камчатского края не получает выгоды от сопряженных с рыбной промышленностью отраслей [6,c.5].
Стратегическим направлением развития рыбной отрасли Камчатского края является сохранение и воспроизводство водных биологических ресурсов, их рациональное и эффективное освоение во всех районах промысла для удовлетворения платежеспособного спроса внутреннего рынка качественной и доступной по цене рыбопродукцией на основе приоритетного использования регионального производства и получения максимального дохода от внешнеэкономической деятельности [5, c. 3]
Министерство рыбного хозяйства Камчатского края, основываясь на положениях Концепции развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 02.09.2003 № 1265-р (в ред. от 21.07.2008 № 1057-р), Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации, утвержденной приказом Федерального агентства по рыболовству от 30.03.2009 № 246; мероприятиях федеральной целевой программы «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009–2013 годах», утвержденной постановлением Правительства РФ от 12.08.2008 № 606; в рамках поставленных Президентом РФ и Правительством РФ задач видит необходимость разработки такой программы развития рыбохозяйственного комплекса, которая сможет обеспечить оптимальную занятость населения, доступность для проживающих в регионе людей качественной рыбопродукции, эффективность использования биоресурсов и пополнение доходной части краевого бюджета [3].
Управление конкурентоспособностью на предприятиях рыбной промышленности
Конкурентоспособность рыбной продукции является определяющим фактором конкурентоспособности отдельных предпринимательских структур и рыбохозяйственной деятельности в регионе. Обеспечение конкурентоспособности продукции является ключевой проблемой управления рыбохозяйственной организацией.
Формирование системы управления конкурентоспособностью продукции является обязательной составляющей обеспечения конкурентоспособности рыбохозяйственной организации.
Управление конкурентоспособностью продукции является одной из подсистем управления производством, в связи с этим построение и функционирование системы управления конкурентоспособностью продукции должно опираться на общие принципы, методы управления [4, С.4].
Таким образом, основу системы управления конкурентоспособностью продукции на предприятиях рыбной промышленности должны составить следующие базовые принципы:
– принцип ориентации производства рыбной продукции на рыночную конъюнктуру;
– принцип целевой стратегии управления;
– принцип системности, комплексности управления конкурентоспособностью;
– принцип ориентации на конечные результаты;
– принцип стимулирования.
Заключение
Таким образом, общий анализ современного состояния рыбохозяйственного комплекса Камчатского края показал, что основными проблемами, препятствующими его эффективному развитию, являются административные барьеры и инфраструктурные ограничения.
Источники:
2. Федеральная целевая программа «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009–2013 годах», утв. постановлением Правительства РФ от 12.08.2008 № 606.
3. Концепция развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 02.09.2003 № 1265-р (в ред. от 21.07.2008 № 1057-р).
4. Воронов А. Конкурентоспособность промышленной продукции // Стандарты и качество. – 2003. – № 5.
5. Белый Е.М., Барашков С.В. Конкурентоспособность и качество продукции два уровня управления // Маркетинг. – 2002. – № 4.
6. Развитие прибрежного рыболовства Камчатского края на основе партнерства государства и частного сектора // Власть и управление на Востоке России. – 2008. – № 4.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:13:32