Растущий спрос на депозитные услуги как основной драйвер развития филиальной сети

Тарасов А.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-1 (191), Сентябрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Тарасов А.С. Растущий спрос на депозитные услуги как основной драйвер развития филиальной сети // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 9. – С. 122-129.

Аннотация:
В статье проанализирована необходимость дополнительного увеличения числа банковских офисов для удовлетворения сберегательных потребностей в Российской Федерации с учетом имеющегося опыта стран Западной и Восточной Европы.

Ключевые слова: производительность труда, численность населения, оптимизация филиальной сети, результативность продаж, удаленный доступ к счету, рентабельность капитала, вклады



По мнению аналитиков, основной движущей силой развития филиальной сети является наличие в регионе платежеспособного спроса. Существенное влияние на изменение данного показателя оказывает общая численность населения, средний уровень оплаты труда, доля людей, живущих за пределом прожиточного минимума, размер территории, плотность проживания и др.

Тенденция к сокращению банковских офисов в Европе

Данные табл. 1 (см. на с. 123) наглядно демонстрируют тот факт, что сберегательный потенциал на развивающихся рынках существенно превышает сформировавшуюся банковскую инфраструктуру.

В этой связи логично предположить, что индекс условной загруженности сети, оцениваемый в странах бывшего соц. лагеря на уровне 20 офисов на 100 тыс. человек, в долгосрочной перспективе будет находиться в интервале 40–60. К этому выводу автор приходит исходя из текущих показателей западноевропейских государств, а также динамики, демонстрируемой Польшей, вплотную приблизившейся к суверенным уровням Бенилюкс.

Несмотря на лидерство Испании по количеству отделений и по их относительному числу на тысячу жителей, автор не склонен оценивать полученные результаты излишне оптимистично. Как известно, местный рынок недвижимости подвергся наибольшей коррекции вследствие разразившегося мирового экономического кризиса. Соответственно, многие кредитные организации, активно кредитовавшие строительные компании, понесли существенные убытки вследствие дефолта2 заемщиков и создания дополнительных резервов по ссудам, а также в результате переоценки собственного недвижимого имущества. Единственным исключением из сложившейся практики является банковская группа Santander, успевшая за 2007–2008 гг. полностью распродать помещения своих офисов по всей стране на сумму более 6,5 млрд евро.

Примечательный факт, что в странах Западной Европы наметилась тенденция по уменьшению количества банковских отделений. Основным мотивом следует назвать расширение возможностей удаленного доступа клиентов к счету через интернет, мобильный телефон, а также с помощью банкоматов. Так, в Великобритании за последние пять лет число офисов снизилось на 10%, тогда как количество банкоматов на тысячу человек достигло максимального значения среди всех европейских стран. В дополнение к этому следует заметить, что на одного жителя туманного Альбиона приходится 2,6 пластиковой карты, в странах Евросоюза – 1,5.

Пополнение и открытие новых счетов стало возможным без необходимости посещения офиса, чем многие клиенты и решили воспользоваться. В этой связи неудивительно, что объем привлеченных депозитов банковским отделением в Британии превосходит ближайшего конкурента из Бельгии более чем в 3 раза.

Предполагаемый рост банковской сети в России

В качестве подтверждения растущей популярности e-banking3 следует привести результаты, полученные McKinsey4: в России менее трети платежей проводится с использованием электронных каналов, в США – около 70%, в Нидерландах – более 90%. В исследовании установлено, что осуществление транзакции в офисе в среднем требует в 12 раз больше трудозатрат по сравнению с аналогичной электронной операцией. При рассмотрении объема вкладов на одного сотрудника (в млн евро) было выявлено, что в России этот показатель составил 0,3, в Польше – 0,9; в США – 3,4, в Швеции и Испании – 4,4 соответственно. [1].

Исходя из проанализированной информации, автор считает возможным сделать вывод о неэффективном использовании филиальной сети в Российской Федерации. Самый дорогостоящий из существующих каналов продаж востребован в основном для проведения большого количества затратных операций: оплата коммунальных услуг, погашение кредитов, проведение регулярных платежей, в то время как на предложение высокомаржинальных продуктов, например, структурных депозитов, обезличенных металлических счетов, паевых фондов – не остается ни времени, ни человеческих ресурсов.

Возвращаясь к таблице 1, заметим, что наполнение пассивами российского офиса более чем в 2 раза уступает показателям Венгрии и Португалии, но немного превосходит аналогичный уровень Польши. По показателям загруженности отделений Россия находится на уровне стран – представителей Восточной Европы, но с учетом ограниченного территориального охвата позиция данной точки будет существенно выше текущей оси ординат, поэтому на графике 1 (см. на с. 126) она отсутствует. В связи с этим автор полностью согласен с оценками аналитиков, ожидающих, что число офисов обслуживания в перспективе должно вырасти с текущих 28 до 40 тысяч единиц [2].

График 1. Отношение обслуживаемой площади и численности населенияк количеству банковских офисов в Европе

В случае реализации данного сценария следует ожидать пропорционального повышения уровня банковского проникновения в регионах и усиления конкуренции между кредитными организациями за доступ к существующей клиентской базе. ТОР-50 рейтинга российских банков, располагающие разветвленной филиальной сетью, не так заинтересованы в расширении регионального присутствия, как динамично развивающиеся банки первой и второй сотни рейтинга.

Объемы привлеченных депозитов и сберегательная активность по федеральным округам России

В целях корректной интерпретации табл. 2 (см. на с. 126) рассмотрим подробнее индекс сберегательной активности, характеризующий степень удовлетворения спроса на размещение денежных средств в регионе. Данный показатель рассчитывается как отношение вкладов на душу населения к среднемесячным доходам. Полученный результат дисконтируется на полученное среднее по России значение.

На рассматриваемом графике 2 (см. ниже) выделяются две крайние точки, характеризующие развитие противоположных сберегательных тенденций. Так, в Северо-Кавказском федеральном округе возможности населения по осуществлению накоплений по-прежнему ограничены, во многом поэтому уровень банковского проникновения в данном регионе – минимальный. Обратную ситуацию можно наблюдать в городах федерального значения, однако и здесь темпы роста сбережений замедляются, поскольку граждане с окончанием кризиса стали демонстрировать более активную модель потребления.

График 2. Оценка федеральных округов Российской Федерации по уровнюсберегательной активности населения и загруженности отделений

Если рассматривать существующие покрытие страны филиальными сетями, то Россия в силу своего уникального географического положения, с одной стороны, обладает наименьшей плотностью офисов обслуживания. По состоянию на 1 января 2011 г. на 600 км приходилось только одно банковское подразделение, и даже с учетом фактически заселенной территории – этот показатель составляет 240 км . С другой стороны, только в Москве и Санкт-Петербурге насчитывалось 3738 и 1241 отделений соответственно, что в совокупности эквивалентно банковскому покрытию Приволжского федерального округа, а это говорит о значительной неравномерности и чрезмерной концентрации финансовых институтов в городах-миллионерах. Однако в большей степени данная статистика свидетельствует о низком уровне жизни значительной части населения России, более 16% которого живет за пределом прожиточного минимума по состоянию на конец первого квартала 2011 г . [3]

Выводы

В заключение статьи сделаем ряд выводов:

– в большинстве федеральных округов уровень банковского проникновения уже соответствует показателям восточноевропейских стран, однако по объему совокупного привлечения офисом наблюдается более чем трехкратное отставание;

– акционеры банков вынуждены решать принципиальную дилемму: необходимо развивать существующую филиальную сеть, увеличивая численность персонала и размер фонда оплаты труда, однако в связи с низкой производительностью положительный эффект от освоения нового региона может быть нивелирован вследствие высоких постоянных затрат и усилий конкурентов;

– внедрение электронного банкинга в практику российских кредитных организаций позволит улучшить качество продаж в отделениях, увеличит лояльность существующей клиентской базы и будет компенсировать хронический недостаток офисов обслуживания в условиях растущего спроса населения на финансовые услуги.


Источники:

1. Эффективная Россия: производительность розничного банковского сектора // McKinsey Global Institute. – 2009. – 4 апреля.
2. Банковское обозрение.– 2010.– № 4.
3. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/urov/urov_51kv.htm.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:37:02