Механизм повышения конкурентоспособности предприятий швейной промышленности
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9-1 (191), Сентябрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассматривается состояние легкой промышленности в России и государственные меры ее поддержки как инструменты, помогающие частному сектору отрасли построить эффективное производство.
Ключевые слова: Россия, легкая промышленность, зарубежный опыт, господдержка, российский рынок, мировые производители и экспортеры, отечественная продукция
На сегодняшний день легкая промышленность входит в состав ведущих отраслей мирового промышленного комплекса. Ее долю в общем объеме промышленности составляет около 6% мирового валового продукта и более 14,5% ресурсов, используемых в промышленном комплексе.
В последние годы мы наблюдали удорожание евро и ослабление деловой активности ряда стран. Эти тенденции привели к застою в производстве продукции легкой промышленности по многим сегментам в Европе и к изменению структуры игроков на международном рынке. Данные экономические условия заставили многие европейские компании пересмотреть свои производственные структуры и перенести массовое производство в регионы с относительно низкими издержками.
Состояние легкой промышленности России и три силы, влияющие на конкуренцию
Сегодня лидерами в легкой промышленности являются, в основном, Китай, Индия и другие страны Азии, а также страны Южной Америки, где в последнее время наблюдается экономический рост в области легкой промышленности. В этих странах легкая промышленность на государственном уровне объявлена приоритетной с целью усиления национальной экономики. К 2020 году производство и развивающиеся рынки этих стран, согласно оценкам экспертов, составят большую часть мировой экономики, а также у них будет более высокий тренд роста дохода по сравнению с экономиками таких высокоразвитых стран, как США и страны Европы.
В 2008 году мировой рынок технических текстильных материалов оценивался примерно в 23,9 млн тонн на сумму 119 млрд долларов. До конца 2011 году эксперты прогнозируют рост данного сегмента рынка до 29 млн т и 131 млрд долларов, с учетом того, что примерно 41% от мирового рынка технического текстиля – доля нетканых материалов.
На сегодняшний день Россия не входит в число ведущих мировых производителей и экспортеров товаров легкой промышленности. Также, исходя из расчетов объемов легального импорта, к сожалению, Россию нельзя отнести к числу крупнейших мировых импортеров.
Разберемся, какова же структура товарооборота легкой промышленности в России. Анализ внешнеторгового оборота товаров и сырья в легкой промышленности за 2000–2009 годы показывает, что в России основные тренды роста импорта существенно опережают тренды роста экспорта. Следует отметить, что в 2008 году экспорт к уровню 2004 года (год, когда наблюдался самых высокий рост в экспорте России) снизился на 22,8%, а импорт вырос в 3,6 раза [3].
Каковы же пути выхода из данной ситуации существуют для России? И какие пути можно предложить на макро- и микро-уровне?
Для понимания сегодняшней ситуации в легкой промышленности России, рассмотрим факторы, влияющие на развитие предприятия, на его конкурентоспособность.
Три силы влияют на компанию:
Первая макросила – государственное регулирование, через законодательство. Это политика налогообложения и политика поддержки развития отрасли.
Вторая макросила – рынок, конкурентная среда.
Третья микросила – внутренняя управленческая политика каждой компании. В данной статье мы рассмотрим первую макросилу – государственное регулирование, поддержка отраслей легкой промышленности, как один из методов повышения конкурентоспособности отдельно каждого предприятия и отрасли в целом.
Зарубежный опыт господдержки легкой промышленности
Обратимся к зарубежной практике. В 2004 г. Евросоюз создал специальную рабочую группу по вопросам европейской текстильной промышленности, состоявшую из представителей органов ЕС, стран – членов ЕС, Европарламента, а также предпринимателей, работающих в текстильной и швейной промышленности, оптовой и розничной торговле.
Данная группа разработала рекомендации по повышению конкурентоспособности продукции легкой промышленности, в частности швейной и текстильной.
Были предложены следующие меры:
1) по улучшению системы охраны объектов интеллектуальной собственности;
2) улучшению системы профильного образования и распределения кадров;
3) повышению конкурентоспособности;
4) развитию системы финансирования текстильной промышленности за счет региональных фондов развития;
5) внедрению инновационных разработок, интенсификации НИОКР;
6) развитию профильных малых и средних предприятий;
7) обеспечению доступа товаров европейской текстильной и швейной промышленности на рынки развивающихся стран;
8) развитию экономического сотрудничества с Китаем в данной сфере.
Данные рекомендации позволили европейским производителям сохранить лидирующие позиции на мировом рынке. Об этом сообщает официальный интернет-сайт Еврокомиссии.
Стремительной развитие легкой промышленности в развивающихся странах при существенной государственной поддержке оказало влияние на перераспределение производительных сил в мире. Центр массового производства сместился из стран Запад ной Европы и США в страны с значительно меньшей ценой рабочей силы: Юго-Восточную и Сред нюю Азию, Южную Америку. Производство высокоразвитых стран сконцентрировалось исключительно на выпуске товаров с высокой добавленной стоимостью, как правило, это высокотехнологичные производства крашения и заключительной отделки, инновации и качественный дизайн, выпуск остромодной продукции высочайшего класса и технически сложного и специального текстиля – «умный» текстиль.
Как мы видим, европейская экономика пошла по пути создания интегрированных структур путем переноса массового производства в регионы с низкой стоимостью издержек. Такие структуры позволили организовать производственно-хозяйственные связи между их участниками на основе максимального учета взаимных интересов сторон, что привело к повышению эффективности их функционирования.
Стратегии развития легкой промышленности России до 2020 года
Обратимся к российской практике. 4 июня 2010 г. в День работников текстильной и легкой промышленности министр промышленности и торговли РФ В.Б. Христенко в своем выступлении еще раз подчеркнул основные направления развития промышленности: курс на инновационное развитие, повышение конкурентоспособности российской продукции.
В сентябре 2009 г. был утвержден план мероприятий, согласно которому государство оказывает предприятиям отрасли поддержку через механизмы субсидирования, таможенно-тарифного регулирования и административного воздействия.
Основные мероприятия плана:
1) повышение инвестиционной привлекательности предприятий легкой промышленности;
2) создание условий, стимулирующих улучшение снабжения отрасли материально-сырьевыми ресурсами;
3) защита внутреннего рынка от контрафактной продукции;
4) стимулирование экспорта;
5) стимулирование и развитие трудовых ресур сов [2].
С начала 2010 года в результате выполнения данных мероприятий увеличился выпуск товаров в отрасли, на 30% возрос экспорт товаров, а также в целом по отрасли средняя заработная плата повысилась на 13%.
Общая реализация Стратегии по развитию легкой промышленности до 2020 года:
– ориентирует переход экономики легкой промышленности на новую технологическую базу, за счет на развитии малоотходных и безотходных технологических процессов,
– совершенствование производственной и управленческой организации отрасли.
Положения Стратегии включают в себя:
– целевые индикаторы и технико-экономические показатели, на которые будут ориентироваться при оценке результатов в этапах развития легкой промышленности России,
– перечень основных пилотных и инновационных проектов, предполагаемых к реализации в рамках инновационного сценария развития отрасли,
– меры, направленные на бесперебойную сырьевую поддержку отрасли [1].
На сегодняшний день, разработанная правительством Стратегия – это один из основных инструментов в решении проблем легкой промышленности, который призван увязать задачи экономического роста отрасли и обеспечение потребностей в качественной и доступной продукции для потребительских нужд и для технического и стратегического назначения.
Ключевые задачи, стоящие перед правительством России
Практическая реализация Стратегии позволит добиться устойчивой динамики развития отрасли и занять достойное место легкой промышленности на мировом рынке.
Ключевые задачи, стоящие перед правительством России:
– ускоренная качественная модернизация отрасли и поддерживающих ее инфраструктур на основе инновационного развития с учетом кластерного подхода;
– широкое применение лучших мировых и отечественных достижений в области техники и технологии производства легкой промышленности, включая использование нанотехнологий и нанопродуктов;
– преодоление технологической отсталости российского производства;
– повышение производительности и улучшение условий труда, обеспечение существенного роста заработной платы;
– целенаправленная работа по повышению прозрачности процедур по ввозу продуктов легкой промышленности на территорию РФ;
– борьба с контрабандой и контрафактом, продуманная таможенно-тарифная политика. – и как результат, доведение объемов отечественной продукции отрасли в объемах не менее 50% емкости российского товарного рынка.
Источники:
2. Белоусов В.Л. Анализ конкурентоспособности фирмы // Маркетинг в России и за рубежом. – 2001. − № 5.
3. Герчикова Н.М. Менеджмент. − М., 2002.
4. Дэй Дж. Стратегический маркетинг. − М.: Эксмо-Пресс, 2002.
5. Ворот И.В. Экономика фирмы. − М.: Высшая школа, 1994.
6. Голубков Е.П. Сегментация и позиционирование // Маркетинг в России и за рубежом. − 2001. − №4.
Страница обновлена: 20.11.2024 в 14:10:57