Философский анализ возможностей страхования по преодолению «антропологической антиномии» в сознании предпринимателя-новатора
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9-1 (191), Сентябрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Чернов В.В. Философский анализ возможностей страхования по преодолению «антропологической антиномии» в сознании предпринимателя-новатора // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 9. – С. 61-64.
Аннотация:
В статье на основе философских методов анализируются онтологические и гносеологические основы страхования. Приводятся аргументы в пользу существования инновационной функции страхования.
Ключевые слова: страхование, инновационная экономика, инновационное развитие экономики, инновация
В философии природа человека видится противоречивой «антиномичной», сочетающей в себе противоположности свойств и возможностей, в связи с чем, это коренное противоречие получило специальный термин – «антропологическая антиномия» [3]. Самосовершенствованию, проявлению сущности человека, его свободному творческому началу противопоставлены объективные границы, пределы, ограничения, осознавая которые, человек выбирает между душевным спокойствием и материальным благополучием, обороной и нападением, силой и интеллектом, устойчивостью экономического развития и стремлением к инновационным преобразованиям. В этом проявляется дихотомия человека – противоречивость устремлений духа и тела.
Единая идеологическая основа страхования и инновационной деятельности
Страхование, по мнению автора, является одним из способов преодоления этого глубинного противоречия в природе человека. В страховании механизм перераспределения благ объективен, так как обусловлен законами случайности и вероятности, фундаментальными основами объективной реальности и современного мироощущения, что в свою очередь, оправдывает этот принцип в качестве основы социальной экономики, в которой процессы перераспределения общественного продукта между различными слоями населения, позволяют решать проблему социальной напряженности и социального неравенства.
Можно предположить, что объективный механизм перераспределения экономических благ воспринимается сознанием человека как объективно справедливый, что в свою очередь, позволяет связать справедливость объективного механизма перераспределения благ с фундаментальным для страхования понятием веры. Вера в справедливость механизма перераспределения, основанная на признании его объективности, легла в основу страховых отношений и была закреплена деловой практикой в качестве принципа, известного под названием «принцип наивысшего доверия». Вера – особая позиция человека, можно сказать, особое состояние, которое придает ему чувство стабильности.
В страховых отношениях эта позиция человека по определению сильна и одновременно необходима для преодоления существующего информационного дефицита и недостатка знания, в связи с чем, все участники страховых отношений по умолчанию придерживаются этого принципа и наказываются в случае его нарушения.
Очевидно, что в основе как страхования, так и инновационной деятельности заложена определенная философия, отражающая целевые и ценностные установки человека и направленная на достижения им состояния комфорта. Поскольку и страхование, и инновационная деятельность являются производными от предпринимательства, идеологическую основу которого формирует философия прагматизма, представляется целесообразным рассмотреть их общие характеристики, выявив связь этих категорий в философском аспекте. Выявление единой идеологической основы страхования и инновационной деятельности позволит сформулировать непротиворечивую методологию исследования страхования как фактора инновационного развития экономики.
Знания, действия и «прагматическая вера» Философия прагматизма – по мнению Д. Дьюи, формирует основу творческих процессов «думать» – интеллект и «действовать» – инициатива, которые направлены на нахождение пути в мире, сплетенном из случайностей.
По сути, эта позиция определяет философию прагматизма как идеологическую платформу предпринимательской деятельности, а в ее более узкой интерпретации – деятельности инновационной. Все абстракции, философские категории и теории в философии прагматизма сводятся к решению практических задач, выдвигая категории целесообразности, эффективности, практичности на передний план.
Точек соприкосновения фундаментальных основ страхования, инновационной деятельности и философии прагматизма существует немало:
– во-первых, необходимо указать на тот факт, что исторически страхование как экономическое отношение зародилось в западной культуре и получило широкое распространение в США, Великобритании, странах Западной Европы, в обществе, в котором возникло утилитаристское мышление и сформировался оплот прагматиков – людей дела, бизнесменов, и, в конечном счете – новаторов. Интеллектуальная и вместе с ней инновационная деятельность, положенная в основу проектирования успешных действий по достижению определенных целей, является звеном, связывающим философию прагматизма и инновационную деятельность и одновременно краеугольным камнем всей теории прагматизма;
– во-вторых, разработанная Д. Дьюи теория инструментализма, полностью основанная на прагматизме, рассматривает инструменты, необходимые для преодоления сомнений на пути к вере, определяя основной своей задачей поиск решений перехода от неопределенной ситуации к ситуации определенной. Концепция «прагматической веры», отраженная в философских трудах И. Канта и Ч. Пирса, как раз и является тем звеном, которое связывает страхование и философию прагматизма, поскольку аналогичная конструкция, объединяющая понятия объективности, справедливости и веры характерна и для страховых отношений. Переход от незнания или неполного знания к вере представляет важнейшую функцию мысли и сформулирован основоположниками прагматизма в теории сомнения-веры и теории значения.
Важно отметить, что страхование и инновационная деятельность являются производными от предпринимательства, идеологическим базисом которого является философия прагматизма. Представление об инновационной деятельности в рамках данной философии зарождается при сведении воедино двух фундаментальных основ прагматизма – знаний и действий. Однако очевидно, что знания и действия несводимы при отсутствии третьей фундаментальной основы прагматизма – «прагматической веры», являющейся одновременно философским базисом страхования.
Инновация зарождается при условии осуществимости мысленного перехода от знания к неполноте знания, от неполноты знания к прагматичной вере и от веры к действиям. Только на такой основе функционирует предпринимательство, а философия прагматизма избегает противоречий, что обуславливает необходимость включения страхования как адекватной формы инструментализации концепции прагматической веры в процессы организации инновационной деятельности.
Заключение
Таким образом, представляется возможным сделать вывод о том, что страхование в его глубинной философской интерпретации реализует, помимо широко известных и представленных в учебной литературе функций, дополнительную – инновационную, суть которой заключена в инструментализации концепции прагматической веры, необходимой для осуществлении инновационной деятельности.
Источники:
2. Лингарт И. Американский прагматизм. – М.: Издательство иностранной литературы.
3. Росенко М.Н. Основы современной философии. – СПб: Лань, 1997.
4. Pearce, D., Barbier, E., Markandiya, (1990) A. Sustainable Development: Economics and Environment in the third World, Edward Elgar Publishing Limited
5. Weber, M. (1930) The Protestant Ethic and the Spirit of Capitalism, Translated by Talcott Parsons, New York: Charles Scribner's Sons.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:17:45