Проблемы и перспективы развития современного малого бизнеса в России

Кетько Н.В., Зарафутдинов Р.Р.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-1 (191), Сентябрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассматриваются проблемы развития малых форм предпринимательства в современной России. Авторы видят их в том, что на сегодняшний день российский малый бизнес сконцентрирован на продвижении продукции зарубежных производителей и не работает на инновационное развитие отечественной экономики. Предлагаются варианты решения выявленных проблем.

Ключевые слова: поддержка малого бизнеса, наукоемкое производство



Малый бизнес является составной частью развитой экономики. Он должен выполнять ряд функций, которые позволяют экономике гармонично развиваться. Именно малый бизнес является проводником эффективных инноваций в массовое производство. За счет небольшого парка оборудования и немассового выпуска продукции, предприятия сферы малого бизнеса затрачивают не столь значительный объем финансовых средств и времени на изменение технологического процесса, чем крупные, таким образом, выявляются наиболее эффективные инновации. В случае отрицательного результата, потери предприятия сферы малого бизнеса не будут столь велики, как у крупных и крупнейших предприятий. Также помимо апробационной функции, сфера малого бизнеса способствует диверсификации производства, за счет освоения новых перспективных ниш. Предприниматели, организуя свой бизнес, идут на риск ради получения прибыли и самореализации. Результатом таких усилий являются новые малые компании, которые внедряют и осваивают самые передовые технологии, превращают идеи в продукты реального сектора экономики.

Малый бизнес в России неравномерно развит территориально: 30% предприятий сконцентрировано в Центральном федеральном округе, к которому отнесен город Москва. Более равномерное распределение предприятий сферы малого бизнеса, позволит развивать реальный сектор экономики, а также повышать уровень инновационной активности во всех федеральных округах, особенно где расположено значительное количество крупных промышленных предприятий.

Российский малый бизнес и инновационное производство

Основная доля малого бизнеса приходится на сферу торговли – 41%, затем идет малый бизнес в сфере операций с недвижимостью – 18%, промышленное производство – 10%, строительство – 6%.

Остальные отрасли не превышают 2%. Можно сделать вывод, что в настоящее время в России малый бизнес не выполняет основных функций по диверсификации производства и внедрению эффективных инновационных проектов, а лишь выступает посредником между производителем, как правило, зарубежным, так как российская промышленность не выдерживает мировой конкуренции, и отечественным потребителем. Малый бизнес развивается в сфере быстрого оборота капитала и не участвует в сфере научных разработок. Это негативно сказывается на развитии экономики, так как значительно снижает ее инновационный потенциал, а, следовательно, и конкурентоспособность на мировом рынке.

Крупным предприятиям сложно перестроить за короткое время технологический процесс и, соответственно, возникают трудности с отбором не реализуемых инноваций. Это повышает риск банкротства крупных предприятий, которые составляют основу конкурентных преимуществ страны на мировом рынке. Предприятия малых форм предпринимательства отыскивают «специализированные ниши», где они выступают субподрядчиками концернов в крупносерийном производстве. Они первыми апробируют новую продукцию, чтобы после передать ее в массовое производство крупным компаниям.

Малый бизнес в России не способствует развитию реального сектора экономики, так как не выполняет функцию отбора наиболее перспективных инноваций в массовое производство. Из общего числа малых предприятий, лишь 10% относятся к производственной сфере, в научном секторе предприятия малых форм предпринимательства на настоящий момент не представлены. Отсутствуют связи между научным и промышленным сектором экономики, изобретения российских ученых не апробируются и не передается в промышленное производство.

Сведение роли малого бизнеса до посреднических функций

Анализ структуры оборота малых предприятий по отраслям экономики показал, что торговля в структуре оборота малых предприятий составляет 67% всего оборота малых предприятий, и, соответственно, поступления в бюджеты различных уровней осуществляются от перепродажи импортных товаров, а не продукции собственного производства. Производственная сфера по количеству малых предприятий составляет 10,3%, в структуре оборота их доля всего 8,7%. То есть малый бизнес в России выступает посредником между зарубежными производителями и российскими потребителями, способствуя тем самым развитию экономик стран производителей.

Невыполнение основных функций малого бизнеса – диверсификации производства и продвижения инновационных продуктов в массовое производство пагубно сказывается на экономическом развитии страны. Сведение роли малого бизнеса до посреднических функций и продвижения на рынок зарубежных продуктов неизбежно ведет к падению уровня развития реального сектора экономики, к потере конкурентных преимуществ, к замедлению темпов развития научного сектора и к окончательной потере связей между производственным и научным сектором.

Сложившаяся ситуация вызвана рядом причин:

– во-первых – отсутствие четкой эффективной законодательной базы, регламентирующей функционирование предприятий сферы малого бизнеса;

– во-вторых, отсутствие системы финансирования развития предприятий малых форм предпринимательства. Кредитование является одной из важнейших проблем малого бизнеса в России.

В настоящее время распространена практика предоставления кредитов только под залог или поручительство, которые большинство малых предприятий просто не могут предоставить. Отсутствие специальных банков, которые бы обслуживали малый бизнес, ставит малые формы предпринимательства в особо трудное положение, поскольку невозможность получения кредита исключает способность этих предприятий конкурировать с иными предприятиями;

– в-третьих, увеличение налогового бремени и бюрократизация органов, осуществляющих надзорные функции.

Неэффективность государственной политики развития малого бизнеса

Как известно, в период кризиса все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности, особенно в сфере малого предпринимательства. В сфере налоговой политики основными мерами должны быть: снижение ставок налога; предоставление налоговых льгот на инвестиции и внедряемые инновации; проведение политики ускоренной амортизации.

В сфере кредитно-денежной политик необходимо проведение политики увеличения кредитов с целью оживления производства при помощи дополнительных кредитов. Это достигается за счет снижения процентных ставок за кредиты. Однако в период кризиса налогово-бюджетная политика государства направлена на повышение налогового бремени, так для предприятий сферы малого бизнеса обязательные отчисления в социальные фонды были увеличены в 2 раза, что негативно сказалось на его развитии, особенно в реальном секторе экономики.

Анализ динамики числа малых предприятий по видам экономической деятельности подтверждает неэффективность государственной политики развития малого бизнеса в наукоемких отраслях и в реальном секторе экономики.

Высокие темпы развития малого бизнеса именно в сфере торговли свидетельствуют о неэффективности государственной политики поддержки малого предпринимательства. Это связано с тем, что в сфере торговли низкие риски банкротства, требуется небольшой первоначальный капитал, осуществляется быстрый оборот капитала, для малых предприятий производственной сферы требуется первоначальный капитал, позволяющий приобрести парк оборудования.

Отсутствие льготных условий кредитования малого бизнеса (минимальная ставка кредита для малого бизнеса – 21%), а так же эффективной программы его поддержки (для получения государственной поддержки необходимо пройти контроль большого числа комитетов и департаментов, получить их одобрение, эти процедуры занимаю несколько месяцев), не позволяют ему развиваться в реальном секторе экономики.

Как добиться того, чтобы малый бизнес работал на развитие национальной экономики?

Для того чтобы малый бизнес действительно оказывал положительное влияние на развитие экономики и способствовал укреплению конкурентоспособности российской продукции особенно ее реального сектора, общее число малых предприятий по стране должно быть не менее 2–3 млн, примерно равномерно распределенных территориально [1]. В каждом округе, необходимо развивать малые формы предпринимательства именно в той отрасли экономики, которая эффективно развивается и учитывает характерные особенности территории. Также необходимо распространение малого бизнеса во всех отраслях экономики, за исключением естественных монополий.

Распределение малых предприятий должно быть оптимальным, т.е. основная их доля – в реальном секторе экономики, а менее значительная в торговле, сфере услуг и научной сфере.

В сложившихся условиях необходимо:

– проработка законодательной базы, регламентирующей функционирование малого бизнеса в производственных отраслях, создающих конечный продукт;

– разработка эффективной системы кредитования малого бизнеса;

– эффективная поддержка со стороны государства, способствующая распространению малого бизнеса в реальном секторе экономики и в научной сфере;

– установление связей между научными учреждениями, занимающимися инновационными разработками, сферой малого бизнеса и предприятиями массового производства.


Источники:

1. Проблемы занятости в сфере малого бизнеса // Служба занятости. – 2007. – № 5. – C. 14–16.
2. Российский статистический ежегодник 2000–2010 / Российский статистический ежегодник [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.gsk.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/ main/publishing/catalog/statisticCollection/doc_1135087342078.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:55:27