Приоритеты и методы повышения эффективности государственного управления предпринимательством
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 8 (32), Август 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Орлов А.И. Приоритеты и методы повышения эффективности государственного управления предпринимательством // Российское предпринимательство. – 2002. – Том 3. – № 8. – С. 75-80.
Аннотация:
Известно, что эффективность государственного управления в любом государстве можно определить уровнем степени демократизации общества и благосостояния населения.
Ключевые слова: предпринимательство, государственное регулирование предпринимательства
Известно, что эффективность государственного управления в любом государстве можно определить уровнем степени демократизации общества и благосостояния населения.
Эффективность использование интеллектуального капитала.
Сегодня Россия располагает 12% интеллектуального капитала мира. В то же время на внешнем рынке Япония продает 34% от общего числа технологий, США ‑ около 33%, а наше держава ‑ 0,1-03%. Япония сумела, не имея сырьевых ресурсов, занять первое место в мире по экспорту технологий, многих товаров и собственных производств, в другие страны мира.
Россия обладает высококвалифицированными специалистами в области информационных технологий, однако доходы от их использования крайне малы. В то же время Индия зарабатывает миллиарды долларов за счет дистанционных, виртуальных работ по программированию, в том числе только на оффшорном программировании более 5-6 миллиардов в год.
Природные ресурсы исчерпаемы и не возобновляемы.
Законодательство России стимулирует наращивание экспорта сырьевых ресурсов. В это же время законом, принятым в Китае, запрещена вырубка лесов на 25 ближайших лет. Одновременно китайские предприятия активно скупают акции красноярских и других российских леспромхозов.
Россия наращивает экспорт нефти и газа, в то время как США и другие страны консервируют свои скважины, скупая российскую нефть по низким ценам. Сегодня в Нижневартовске, у легендарного озера Самотлор, уже не бьют фонтаны нефти. Более того, на ряде месторождений нефть выдавливается из пластов с помощью воды и газа. Ведущие западные консалтинговые фирмы, например, “Маккензи” поощряет увеличение экспорта газа и нефти, предлагая построить вторую нитку трубопровода в Европу.
Видимо мы забыли слова Менделеева о том, что “топить нефтью, все равно, что топить ассигнациями”.
В прошлом году закончились алмазы в знаменитой кимберлитовой трубке города Мирного, которая эксплуатировалась с 1956 года, а Россия продает на внешнем рынке в основном алмазное сырье, которое в три-четыре раза дешевле граненых алмазов, и на порядок ниже, чем эти же камни в ювелирных изделиях. Крайне слабо осваивается гранение и производство ювелирных изделий.
Освоение нового разведанного месторождения в Архангельской области обойдется "АЛРОСЕ" в 2-3 миллиарда долларов США.
Прогноз неэффективного использования интеллектуальных и сырьевых ресурсов.
Напрашивается вывод о том, что как мозговой потенциал, так и сырьевые ресурсы в нашей стране используются крайне неэффективно. Россия похожа на донора, который отдает свою кровь в обмен на кусок хлеба. И длительность его жизни зависит от количества крови, которые он способен выкачать из своих артерий.
Так было в блокаду Ленинграда. Но почему наше государство делает это в мирное время?
Очевидно, что сырьевые ресурсы невозобновляемы и исчерпаемы. По различным прогнозам, запасы нефти и газа закончатся через 20-30 лет. Ресурсы истощаются, внешние долги почти не уменьшаются. В тоже время “кровопускание” (“нефтегазопускание”) не сокращается, а наращивается, что стремительно приближает страну к летальному исходу.
Ведь этими процессами кто-то управляет? Но если управление неэффективно, то кто должен нести за это ответственность, и какую? И как это правильно должно закрепляться в правовых нормах? Кто и какую ответственность должен нести в государстве за неправильные управленческие решения и кто реально такую ответственность несет?
Немного истории.
Несколько столетий назад в Италии руководителем страны ‑ дожем, избирался человек, к которому предъявлялось два критерия: он должен быть умным, чтобы толково управлять страной, и очень богатым, чтобы в случае принятия неверного управленческого решения, вследствие которого государство несет убытки, возместить их за счет лично принадлежащего ему, собственного имущества.
При этом его деятельность постоянно контролировали 4 адвоката, специально назначаемые для надзора за качеством управления.
Кто отвечает сегодня за неэффективные управленческие решения?
Кто из руководителей современных государств, включая Россию, несет такую ответственность за свои неэффективные управленческие решения? И кто из них отвечает за свои промахи личным имуществом? И кто из них реально подконтролен избирателям?
Ни действующее административное, ни гражданское, ни нормы других отраслей права РФ не содержат мер имущественной ответственности высших руководителей и должностных лиц за неэффективные управленческие решения, а вопросы возмещения убытков и тем более упущенной выгоды применительно к этим отношениям и не упоминаются.
Недавно Россия в лице высшего руководства, сама, имея многомиллиардные долги, и как ни одна страна в мире, объявившая за свою историю уже три дефолта, прощает многомиллионные долги Африке. Разве это не коммерческая сделка? В Гражданском кодексе РФ она называется “Прощение долга”. И разве совершившие ее руководители государства не являются предпринимателями государственного уровня, подобные итальянскому дожу?
Сегодня мы занимаемся сравнительным анализом законодательства различных стран в основном в современную эпоху. Но, видимо, чрезвычайно полезным является опыт забытых времен, когда руководители отдельных государств еще реально выражали интересы избирателей, и были им подконтрольны, когда они еще не знали законов Паркинсона и понятия “бюрократия”.
Видимо глубоко прав был Уинстон Черчилль, когда говорил, что “чем дальше мы оглядываемся назад, тем дальше мы можем увидеть, что впереди”.
Высшие руководители страны ‑ государственные предприниматели и менеджеры.
Главная функция любого менеджера ‑ обеспечить выживаемость управляемой системы. Руководители нашей страны, обеспечивающие выживаемость нашего государства ‑ ведущие предприниматели и менеджеры, хотя в таком качестве наше законодательство их не рассматривает. И совершенно зря. Ибо именно они принимают решения о заключении многомиллиардных сделок, получении таких же масштабов кредитов, предоставления займов, списание (“прощение”) долгов, и о многих других имущественных и финансовых вопросах.
Закон совершенно не требует ни от него, ни от других высших руководителей знаний административного, гражданского и иных отраслей права, умения администрировать, управлять. В то же время должностные инструкции любого директора и специалиста предприятия требуют от него этого комплекса знаний, проведения периодических аттестаций и иных видов проверок.
А уж сколько требуется от предпринимателя – и регистрации, и всякого рода разрешений, согласований, лицензий, и в ряде случаев специального образования, выполнения массы других критериев, чтобы доказать свою профессиональную состоятельность. Почему же всего этого не требуют от высших руководителей государства? Видимо, исходя из давнего тезиса о том, что дело это несложное и квалификации кухарки здесь вполне достаточно.
И, если в соответствии Гражданским кодекса РФ индивидуальный предприниматель без образования юридическая лица несет по своим обязательствам, как итальянский дож, имущественную ответственность всем лично принадлежащим ему имуществом, то руководители, не могущие создать для его работы надлежащих условий, не несут при этом никакой ответственности.
Кто является основой общества?
Основой, кормильцем современного общества является созидатель, организатор производства, создатель рабочих мест и плательщик налогов. И такой фигурой в любом обществе является предприниматель. В то же время основная часть исследований в области российского административного (управленческого) права по своему удельному весу посвящена государственной службе, таможне, милиции, армии, контролирующим, надзорным и другим специальным органам управления, и лишь один из разделов посвящен промышленности.
Анализируя нынешнее административное законодательство, складывается впечатление, что государство существует не благодаря производителям, а тем, кто их регулирует, проверяет, надзирает, контролирует, наказывает, ликвидирует и т.п. Нынешняя Конституция, декларирую порядок управления в разных сферах, но не упоминает об управлении в сфере экономики, промышленности и торговли. Управление предпринимательством практически отсутствует в исследованиях по административному праву и в учебных программах.
Восполняя этот пробел, родилась новая отрасль – предпринимательское право, однако эта отрасль не имеет своего кодекса, и, являясь комплексной отраслью, опирается на нормы других отраслей права. В том числе в сфере управления – на те методы, которые разработаны наукой административного права. А здесь превалирует административная ответственность, административные санкции.
Управление производством, предпринимательством, творческой активностью работников, пробуждением инициативы и предприимчивости совершенно незаслуженно обойдено вниманием административного и других отраслей российского права. В силу этого они не могут дать должного арсенала и предпринимательскому праву, пытающемуся изменить сложившуюся ситуацию.
Но решение этих проблем ‑ это именно это тот резерв, который может позволить постепенно перестроить отношения в стране и изменить соотношение между жесткой подчиненностью, с одной стороны, и творчеством и инициативой, которая и сейчас в обиходе считается наказуемой, с другой.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:46:30