Проблемы измерения конкурентоспособности и эффективности в газовой отрасли

Шамис Л.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7-2 (188), Июль 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассматривается взаимосвязь категорий: эффективность, конкурентоспособность, экономические интересы применительно к особенностям газовой отрасли. Сделаны предложения по методике измерения и оценке показателей эффективности и конкурентоспособности.

Ключевые слова: конкурентоспособность, конкуренция, газовая промышленность, экономические интересы, эффективность, экономические противоречия



К основным современным характеристикам отечественной газовой отрасли следует отнести снижение влияния действовавших длительное время позитивных воспроизводственных факторов ее развития: концентрация добычи газа на уникальных месторождениях, относительная дешевизна факторов производства, благоприятная внешняя конъюнктура. В настоящее время эти источники конкурентных преимуществ и эффективности ее развития в значительно меньшей степени могут формировать текущую и перспективную конкурентоспособность газовой отрасли и ее ведущей компании – ОАО «Газпром».

В этой связи необходим постоянный поиск управленческих возможностей обеспечения устойчивой конкурентоспособности и эффективности производственных структур отрасли, реализации их экономических интересов.

На схеме (см. рис. на с. 102) показана взаимосвязь вышеупомянутых категорий. Интерпретацию их взаимодействия и некоторые вытекающие выводы рассмотрим применительно к проблемам газовой промышленности.

Прежде всего, реализация экономических интересов производственных структур возможна в следующих направлениях: через рыночную конкуренцию и рост конкурентоспособности, урегулирование интересов при помощи экономические механизмов, государственное регулирование, другие механизмы.

Рис. Взаимосвязи категорий: интересы, конкурентоспособность, эффективность

Конкурентоспособность и эффективность

Очевидно, что понятия «конкурентоспособность и «эффективность» – не синонимы и прямые связи между конкурентоспособностью продукции (услуг) и их эффективностью прослеживаются далеко не всегда. В еще большой мере эти различия имеют место при оценках конкурентоспособности и эффективности отдельных предпринимательских структур. Например, вложения в рост стратегической конкурентоспособности – конкурентоспособности часто с отдаленными результатами (что характерно для газовой отрасли с длительными инвестиционно-фондовыми циклами), приводит к снижению текущей/тактической эффективности. Кроме того, отметим, что если показатели эффективности имеют достаточно весомые методические заделы, то показатели конкуренции находятся пока еще в стадии формирования. В связи с этим необходима конкретизация учета конкурентоспособности, ее оценок, как газовой отрасли в целом, так и ее предпринимательских структур.

Взаимосвязь, взаимообусловленность рассматриваемых категорий объясняет современный основной подход в теории и практике экономических обоснований и управленческих решений, заключающийся в более широком, чем ранее, учете экономических и социальных интересов участников воспроизводственного процесса. Развиваются теоретические взгляды и практические методы, направленные, более полное и комплексное отражение в критериях эффективности общественных потребностей, интересов фирм и компаний, меры по росту конкурентоспособности [1, 2].

Оценка мер по повышению конкурентоспособности и эффективности производства

Мы полагаем, что можно выделить, по крайней мере, три возможных методических подхода, обеспечивающих установление связи между оценкой мер по повышению конкурентоспособности производственных структур с оценкой мер по повышению эффективности производства, включающими в себя и социальную составляющую.

1. Комплексная оценка влияния неценовых (то есть не учитываемых при расчетах стоимостных критериев) факторов изменения конкурентоспособности (что можно сделать на основе экспертных оценок) и корректировка на этой основе определенных в стоимостной форме критериев эффективности (ЧДД, сроки окупаемости и другие).

2. Другой возможный подход связан с вычленением из состава общих результатов, связанных с достижения искомой конкурентоспособности, затрат, которые обеспечили достижение заданной цели. Для этого необходим структурный анализ затрат, направленных на повышение конкурентоспособности продукции или хозяйствующего субъекта, часть которых может влиять на уровень конкурентоспособности, но они могут оказаться неэффективными в принятом расчетном понимании этой категории.

3. Определенный смысл имеет и чисто экспертный, интуитивный подход. Он позволяет в конкретных ситуациях определять, с одной стороны, необходимость и направленность мер по повышению конкурентоспособности хозяйствующих структур с учетом рыночной конъюнктуры, а с другой – отказываться от тех затрат, которые с их точки зрения могут оказаться избыточными или малоэффективными.

Эффективная конкурентоспособность хозяйствующего субъекта

Автором обосновывается понятие эффективная конкуренция – это тип конкуренции, приводящей стратегически к эффективности. При этом не всякая конкуренция и не автоматически приводит к такому результату. По нашим представлениям, эффективная конкурентоспособность хозяйствующего субъекта – это тип конкурентоспособности, обеспечивающей получение стабильных и долговременных положительных результатов на соответствующих рынках сбыта своей продукции при соблюдении общепринятых норм, правил и ограничений. В числе этих норм и правил (в зависимости от отраслевой и региональной специфики) хозяйствующего субъекта: прозрачность деятельности и отчетности, соблюдение налоговых и таможенных обязательств, экологических, социальных и ряда других требований.

Автор считает необходимым проводить расчеты интегральной оценки уровня эффективной конкурентоспособности отечественной газовой отрасли и основных газовых компаний.

Он исходит из следующей предпосылки: эффективная конкурентоспособность газовой отрасли и хозяйствующих в них субъектов будет тем выше, чем выше доходы и прибыли получаемых от всех видов продукции добычи и переработки природного газа (добываемого и приобретаемого) на всех стадиях в сравнении с доходами и прибылью от продукции только добычи природного газа. Наличие в составе отрасли или хозяйствующих субъектов структур по переработке газа и комплексного извлечения из природного газа всех полезных компонентов с выработкой широкой гаммы продукции повышает эффективную конкурентоспособность.

В отношении внутренней конкурентоспособности производственных структур газовой отрасли, в первую очередь ОАО «Газпром», то на их развитие влияет наличие и динамика специфических отраслевых экономических противоречий. Для достижения большой конкурентоспособности необходимо использование, в первую очередь, экономических механизмов, нацеленных на урегулирование этих противоречий [3].

Отраслевые экономические противоречия

В расчетах эффективности необходимо отходить от исключительно корпоративного подхода, при котором собственные интересы компании рассматриваются как определяющие и единственные.

Для обеспечения заинтересованности, учета различий в экономических интересах других участников экономического окружения должны быть шире, чем в настоящее время (бюджетная эффективность, эффективность отдельных участников проекта) задействованы экономические механизмы согласования экономических интересов.

К основным относим противоречия:

– между государством и ОАО «Газпром» (административные требования об ответственности ОАО «Газпром» за бесперебойное снабжение потребителей РФ газом и коммерческой направленностью деятельности ОАО «Газпром»);

– практически отсутствие межтопливной конкуренции на внутреннем рынке;

– между ОАО «Газпром» и независимы-ми производителями;

– между головной компанией ОАО «Газпром» и ее дочерними структурами;

– противоречия, связанные с ресурсами развития;

– между потребностями в развитии производственного потенциала и потребностями в инвестиционных ресурсах.

Небезосновательно, но все последние годы администрация ОАО «Газпром» обращала внимание государственных регулирующих органов на сложившуюся на внутреннем рынке России ценовую диспропорцию на конкурирующие (и заменяемые) энергетические ресурсы: нефть (мазут), уголь и газ.

Цены на газ регулировались государством, а нефтяная и угольная промышленность были демонополизированы и цены на их продукцию формировались свободно. В результате сложилась диспропорция между ценами на различные топливные ресурсы.

Рост внутренних цен на газ ради повышения конкурентоспособности отрасли ОАО «Газпром» все последние годы добивался роста внутренних цен на газ, для того чтобы ограничить его внутреннее потребление и обеспечить более благоприятные соотношения различных видов топлива в топливном балансе страны. Привычные представления о таких действиях компании в отношении главного продаваемого товара – газа – означает борьбу за снижение его конкурентоспособности, поскольку стандартно рост цен приводит к снижению объема продаж. В действительности же эти действия направлены и при определенных условиях могут привести к росту конкурентоспособности компании. Этими условиями явятся направление дополнительных доходов, получаемых от увеличения цен на внутреннем рынке, на структурную перестройку отрасли и повышение ее стратегической конкурентоспособности.


Источники:

1. Нили Э., Адамс К., Кеннерли М. Призма эффективности: карта сбалансированных показателей для измерения успеха в бизнесе и управления им. – Днепропетровск: Баланс-Клуб, 2003.
2. Мейер, Маршалл В. Оценка эффективности бизнеса. – М.: Вершина», 2004.
3. Шамис Л.В. Об использовании компенсаторных механизмов в системе хозяйствования газовой промышленности // Нефть, газ и бизнес. – 2007. – № 9.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:57:10