Экономические меры по регулированию рынка и цен в аграрной сфере, способствующие повышению конкурентоспособности отраслей сельского хозяйства Азербайджана

Новрузова З.Р.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7-2 (188), Июль 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Новрузова З.Р. Экономические меры по регулированию рынка и цен в аграрной сфере, способствующие повышению конкурентоспособности отраслей сельского хозяйства Азербайджана // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 7. – С. 169-173.

Аннотация:
Автор статьи анализирует ситуацию в сельскохозяйственной отрасли Азербайджана. По его мнению, хотя сейчас эта отрасль находится на сравнительно низком уровне развития, но именно здесь имеются конкурентные преимущества, которые могут способствовать интеграции республики в мировое сообщество. Для этого предлагается активизировать государственное регулирование цен на сельхозпродукцию с целью поддержания рентабельности аграрного производства, повышения его конкурентоспособности.

Ключевые слова: сельское хозяйство, конкурентоспособность, аграрный сектор, Азербайджан, рентабельность, госрегулирование рынка и цен, гарантированные цены



В условиях открытой экономики конкурентоспособность может быть определена как способность страны противостоять международной конкуренции на собственном рынке и рынках «третьих стран». Теория международной конкуренции М. Портера исходит из того, что конкурируют не страны, а отдельные производители или продавцы продукции. Но экономический успех государства, то есть ее конкурентоспособность, непосредственно определяется наличие в ней конкурентоспособных отраслей и производств [5]. Поэтому повышение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей является важным приоритетом экономической политики Азербайджана.

Положительная динамика роста цен на сельхозпродукцию

Безусловно, ни одна страна, даже самая развитая, не ставит себе целью достижение эффективной конкуренции по всему спектру продукции, которую она может потенциально производить.

Приоритет дается лишь тем секторам экономики, которые имеют реальные условия для получения конкурентных преимуществ на мировом рынке. Для Азербайджана, чтобы предотвратить нерациональное использование национальных ресурсов в процессе структурной перестройки, особенно актуальным является определение как раз таких отраслей, к которым, прежде всего, относятся отрасли сельского хозяйства [4].

Исследования показали, что, хотя сейчас для Азербайджана сельское хозяйство не является ведущей отраслью и находится на сравнительно низком уровне развития, но именно в этой области республика имеет конкурентные преимущества, которые могут способствовать ее интеграции в мировое сообщество.

В Азербайджане с 1992 года действует режим свободного ценообразования, а государ ственные закупочные цены (они же рекомендуемые) воспринимаются как ориентировочные, то есть необязательные. Предприятия потребительской кооперации, заготовительные организации, закупая продукцию у фермерских хозяйств по низким ценам, продавая по высоким ценам, тем самым сводят ценовое регулирование к формальному.

Анализ розничных цен по основным видам продукции растениеводства и животноводства показал, что продукция сельского хозяйства, при преобладающем удельном весе сырья в структуре цены малорентабельна, а то и убыточна. О положительной динамике роста цен на сельскохозяйственную продукцию, реализуемую предприятиями потребительской кооперации, свидетельствуют такие статистические данные, как, индекс цен на продукцию сельского хозяйства. Если в 2001 году он составлял 104%, в 2006 – 108,4%, то в 2008 году – 112,5%, а темп роста цен на продукцию растениеводства в 2008 году, в сравнении с прошлым годом, составил 111,4%. Причем, индекс цен на зерновые культуры составил 133,7%, на продукцию животноводства – 112,5%, на мясо на крупного рогатого скота – 121%.

Методы государственного регулирования аграрного сектора

Проведенные исследования дают основания констатировать причину повышения цен в монополизации посреднических и сбытовых организаций, которые способствуют увеличению цен реализации, получая прибыль, которая могла бы быть источником расширенного воспроизводства фермерских хозяйств.

Статистические показатели экономического развития свидетельствуют о необходимости совершенствования системы регулирования рынка и цен на продукцию сельского хозяйства.

К основным методам государственного регулирования аграрного сектора относятся:

– поддержка цен и доходов производителей (сюда относятся прямые ценовые субсидии производителям, установление минимальных гарантированных цен, государственные закупки продовольствия для нужд армии, и т.д.);

– внешнеторговое регулирование;

– меры, направленные на снижение затрат производителей, в том числе различные способы компенсации затрат на средства производства (прямые компенсации производителям, система лизинга, предоставление средств производства по сниженным ценам);

– льготный кредит сельхозпроизводителям – сниженная ставка процента, льготные сроки, товарный кредит, реструктуризация и списание долга – структурная политика (различные меры поддержки, не связанные с доходом производителей).

Система ценообразования предусматривает оперативное слежение за динамикой цен на средства производства, издержек и доходов в сельском хозяйстве, цен на конечную продукцию и услуги АПК. Субсидии в странах ЕС достигли 45–50% стоимости произведенной фермерами товарной продукции, в Японии и Финляндии – 70, в России – лишь 3,5%, в Азербайджане – 2,4%. В США на развитие сельского хозяйства в расчете на единицу продукции вкладывается средств на 30% больше, чем в другие отрасли.

Аграрный протекционизм

В отношении ценового регулирования и государственной финансовой поддержки аграрного сектора производства основным принципом по-нашему мнению, должен быть аграрный протекционизм, обеспечивающий эквивалентность товарного обмена между сельским хозяйством и промышленностью, конкурентоспособность национальных производителей на мировом рынке и социальную защиту работников сельского хозяйства. Поэтому позиция государства неизбежно сводится к балансировке между указанными противоречивыми интересами участников внутреннего рынка.

Как показывает позитивная мировая практика, регулирование сельского хозяйства с целью повышения интенсивности его развития и конкурентоспособности необходимо осуществлять комплексно. Если осуществлять государственные дотации и субсидии без регулирования цен на продукцию сельского хозяйства, без регулирования таможенных пошлин, без реализации целенаправленной кредитной и налоговой политик, то общество не получит эффективности от государственных расходов в развитие сельского хозяйства [5].

Вся комплексная система регулирования сельского хозяйства основана на активном государственном участии, обеспечивающем повышение конкурентоспособности аграрного сектора. Отметим, что как прямое, так и косвенное регулирование так или иначе отражается на уровне цен.

Экономическое (косвенное) регулирование ценообразования – это система мер, влияющих не на цены непосредственно, а на факторы ценообразования, которые носят макроэкономический характер.

Цены на продукцию сельского хозяйства регулируются государством посредством товарных интервенций, балансируя соотношение между спросом и предложением, а также посредством таможенной и налоговой политик государства. Меры косвенного регулирования включают: регулирование государственных расходов и бюджетного дефицита; совершенствование налогообложения предприятий и потреб ления; регулирование денежного и валютного обращения; изменение норм оплаты труда; контроль и регулирование доходов и расходов населения; регулирование учетной ставки; установление норм амортизации [3].

Зарубежный опыт регулирования цен на сельхозпродукцию

Политика регулирования аграрных цен и фермерских доходов в развитых странах предполагает, прежде всего, организацию мониторинга таких экономических показателей, как издержки производства по группам специализированных хозяйств (страны ЕС) или по видам производства (США), паритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, доходность ферм и отраслей производства.

В рамках государственной поддержки сельского хозяйства США существуют два вида цен: целевые (гарантированные) цены, которые распространяются на наиболее важные виды сельскохозяйственной продукции.

По залоговой фиксированной цене фермер сдает в Товарно-кредитную корпорацию (ТКК) под залог всю продукцию в случае, если рыночные цены складываются ниже залоговой цены. В соответствии с положениями Сельскохозяйственного закона 1985 г. фермерам США предоставлено право произведенную ими продукцию продать на свободном рынке, реализовать по контрактам, заложить на хранение непосредственно в хозяйстве в ожидании более высоких цен на рынке, сдать под залог в ТКК.

В странах ЕС функционирует несколько иной ценовой механизм: на сравнительно высоком уровне установлены целевые или ориентирные цены, гарантирующие средним и крупным фермерским хозяйствам определенный уровень дохода. Функцию минимальных цен выполняют цены вмешательства. По этим заранее фиксированным ценам сельскохозяйственную продукцию у фермеров закупают государственные закупочные организации, что является действенным средством против снижения рыночных цен ниже установленного минимума. К особенностям ценообразования на сельскохозяйственную продукцию в развитых странах относится дифференциация целевых (гарантированных) цен по месяцам хозяйственного года в пределах до 10% их среднегодового уровня.

Использование целевых цен В Азербайджане имеются потенциальные возможности не только обеспечить себя производством продукции растениеводства и животноводства, но и увеличить экспортный потенциал. Сравнительный анализ позволяет сделать вывод о том, что по основным видам продукции сельского хозяйства, которые производятся в основном в хозяйствах индивидуальных предпринимателей Азербайджана, отстает от производства в странах СНГ, не говоря уже о экономически развитых странах.

Для нормализации функционирования сельского хозяйства в Азербайджане достаточно эффективным приемом государственного ценового регулирования по-нашему мнению, было бы использование целевых цен на сельскохозяйственную продукцию в качестве гарантированных цен для аграрных товаропроизводителей. При этом государство компенсировало бы сельскохозяйственным предприятиям и фермерам разницу между целевой ценой и реальной ценой реализации в случае, если последняя была меньше первой. Учитывая ограниченные финансовые возможности государства, целесообразно определять гарантированные цены только на наиболее нуждающиеся в государственной поддержке виды сельскохозяйственной продукции.


Источники:

1. Ибрагимов И.Г. Sahibkarlıq fəaliyyətinin tənzinlənməsi məsələləri. – Bakı.: Sada nəşriyyat, 2010. – 248 p.
2. Гараев И.Ш., Новрузова З.Р. Цена и экономическое регулирование рынка: учебник. – Баку: Азербайджанский государственный экономический университет, 2006.
3. Каучуков Р., Савка А. Механизм государственного регулирования цен в аграрном секторе развитых стран // Экономист. – 2007. – № 6.
4. Мухина Е. Оценка эффективности государственной поддержки агропромышленного производства // Экономист. – 2007. – № 4. – С. 92.
5. Портер Майкл. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. – М., 2006. – 483 с.
6. Сайт Министерства экономического развития Азербайджана [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.economy.gov.az.
7. Сайт всемирного банка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.worldbank.org.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:54:35