Теоретико-методологические основы формирования организационно-экономического механизма взаимодействия пространственно-локализованных экономических систем в регионе
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 7-2 (188), Июль 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Уровень социально-экономического развития региона и социальное благосостояние его граждан в значительной степени определяется организационно-экономическим механизмом взаимодействия пространственно-локализованных экономических систем (ПЛЭС) в регионе. Их развитие представляет собой непрерывный процесс повышения уровня организации экономического и кооперационного взаимодействия различных его элементов в целях достижения высокой динамики социально-экономических параметров региона.
Ключевые слова: организационно-экономический механизм, регион, пространственно-локализованные экономические системы
Необходимость формирования организационно-экономического механизма взаимодействия пространственно-локализованных экономических систем в регионе определяется наличием множества нерешенных проблем их развития. Прежде всего, следует отметить: низкую конкурентоспособность ПЛЭС, недостаток финансовых ресурсов для инновационного обновления и модернизации производств, ограниченный доступ к новым технологиям, слабая координация стратегических планов развития, отсутствие механизма контроля за достижением поставленных целей, отсутствие тесных связей с элементами рыночной, инновационной, инвестиционной инфраструктуры и органами регионального управления. Решение данных проблем должно осуществляться руководством ПЛЭС в комплексе с региональными органами управления, что невозможно без создания соответствующего организационно-экономического механизма. При этом организационно-экономический механизм взаимодействия пространственно-локализованных экономических систем в регионе должен отражать интенсивность развития технологических, ресурсных, экономических, социальных и др. связей хозяйствующих субъектов.
Ответственность за реализацию стратегии развития отдельно взятых ПЛЭС и региона в целом несут следующие субъекты управления:
федеральные и региональные (республиканские и муниципальные) органы государственной власти;
хозяйствующие субъекты, властные региональные элиты. Реализация на практике функций государственного управления развитием ПЛЭС региона осуществляется в процессе организации инфраструктурной и институционально-правовой поддержки организационно-экономических отношений хозяйствующих субъектов.
Исследование показало, что организационно-экономические и институционально-правовые основы государственного управления развитием ПЛЭС, закладываемые как на федеральном, так и региональном уровнях, далеки от совершенства, имеют множество пробелов и недоработок, зачастую приводящих к обострению противоречий экономических интересов хозяйствующих субъектов.
Процессный и кластерный подходы
Формирование организационно-экономического механизма взаимодействия пространственно-локализованных экономических систем в регионе должно осуществляться на основе сочетания процессного и кластерного подходов. Данный подход предполагает активное участие элементов инновационной инфраструктуры (НИИ, техно-парки, бизнес-инкубаторы, венчурные фонды и т.д.) в решении стратегических проблем развития ПЛЭС в регионе. В настоящее время можно выделить два подхода к формированию организационно-экономического механизма взаимодействия пространственно-локализованных экономических систем в регионе – процессный и кластерный.
Процессный подход к формированию организационно-экономического механизма можно представить в виде схемы (см. рис.1 ниже).
Рис. 1. Процессный подход к формированию организационно-экономическогомеханизма взаимодействия пространственно-локализованныхэкономических систем в регионе
Как видно из рис.1, составные части организационно-экономического механизма взаимодействия пространственно-локализованных экономических систем в регионе, выполняя определенные функции, накладываются и дополняют друг друга, тем самым, образуя комплексный организационно-экономический механизм управления. При этом в процессе взаимодействия составляющих этого механизма эффективность функционирования системы не равна сумме эффективностей функционирования ее компонентов.
В практике стратегического управления и координации связей ПЛЭС в регионе могут быть использованы три подхода к формированию организационно-экономического механизма взаимодействия пространственно-локализованных экономических систем в регионе, предложенные Ю.П. Анискиным и А.И. Лукъяновым.
Первый подход – рационалистический, который основан на полной информированности и полной заинтересованности всех ПЛЭС, участвующих в реализации стратегии развития региона.
Данный подход предполагает наличие четких процедур принятия решений и исполнения, жесткого контроля за их исполнением и эффективной системы коммуникации. К недостаткам данной модели следует отнести неопределенность в достижении результатов, возможность появления конфликтных ситуаций, низкую скорость принимаемых управленческих решений и согласований [1].
Поведенческая модель построения организационно-экономического механизма взаимодействия пространственно-локализованных экономических систем в регионе предусматривает учет социально-психологических факторов при реализации нововведений, реализации стратегически значимых инвестиционных проектов. В данном случае ПЛЭС рассматривается как самоорганизующаяся система, которая предполагает децентрализацию в принятии решений, концентрацию организационной деятельности в малых группах, широкое обсуждение в них стратегических целей отрасли. Однако такая модель управления может привести к организационной анархии, распылению ответственности.
Наиболее целесообразной, на наш взгляд, является системная модель формирования организационно-экономического механизма взаимодействия пространственно-локализованных экономических систем в регионе. В этом случае ПЛЭС рассматривается как система, в которой стратегические задачи решаются не только под действием определенных условий, но и на основе предварительного анализа организационных проблем и поиска их решений.
Пространственно-локализованные экономические системы и стратегия развития региона
Характерной чертой функционирования ПЛЭС является повышенный уровень инвестиционного и коммерческого риска реализации стратегии, поэтому снижение этого риска – одна из первостепенных задач. Снижение инвестиционного риска может быть достигнуто с помощью обоснованного выбора инновационных и инвестиционных проектов путем моделирования.
В этой связи организационно-экономический механизм взаимодействия ПЛЭС в регионе должен предусматривать необходимость моделирования процессов выбора стратегических проектов и определения финансовых и временных условий их реализации. В целом предлагаемую структуру организационно-экономического механизма взаимодействия ПЛЭС в регионе можно отобразить в виде схемы, представленной на рис. 2 (см. ниже).
Развитие региона рассматривается как непрерывный процесс повышения уровня организации экономического взаимодействия и кооперационного действия различных ее элементов (ПЛЭС), направленного на достижение стратегической цели – улучшение конкурентоспособности и технико-экономических параметров развития.
При этом стратегия развития региона предполагает существенное изменение его организационно-экономической структуры, которая активным образом воздействует на эффективность, динамизм и управляемость процессов, связанных с ее реализацией.
Для обеспечения эффективного взаимодействия участников стратегической программы развития должны быть четко определены ключевые ПЛЭС, ответственные за принятие решений, исполнители отдельных видов работ, лица, ответственные за управленческие функции, а также ответственные за информационное обеспечение.
Рис. 2. Структура организационно-экономического механизма взаимодействияпространственно-локализованных экономических систем в регионе
Заключение
Таким образом, организационно-экономический механизм взаимодействия пространственно-локализованных экономических систем в регионе определяет основные принципы взаимодействия, степень участия различных ПЛЭС, устанавливает взаимоотношения предприятий, представителей региональной администрации и других хозяйствующих субъектов, заинтересованных в реализации стратегии. Необходимо отметить, что в рамках выполнения рассматриваемых процессов реализуются принципы сбалансированности, измеримости, а также принцип стоимостной оценки стратегических мероприятий и проектов. Процесс контроля индикаторов развития ПЛЭС, предполагает осуществление сравнения плановых и фактически достигнутых показателей, выявление отклонений и своевременную корректировку управленческих решений.
Источники:
2. Бандман М.К., Есикова Т.Н., Малов В.Ю. Координация интересов в программе освоения региона // Регион: экономика и социология. – 1994. – №4. – С.42–60.
3. Глазьев С.Ю., Львов Д.С., Фетисов ГГ. Эволюция технико-экономических систем: возможности и границы централизованного регулирования. – М.: Наука, 2002.
4. Лавровский Б. Региональная асимметрия и развитие // Регион: экономика и социология. – 2006. – № 1. – С. 26–44.
5. Мильнер Б.3. Организация программно-целевого управления. – М.: Наука, 1980.– 376 с.
Страница обновлена: 26.09.2024 в 21:49:26