Информационные технологии для сглаживания региональных различий
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 7-2 (188), Июль 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Вдовкина Е.Г. Информационные технологии для сглаживания региональных различий // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 7. – С. 150-154.
Аннотация:
В статье рассматривается проблема пространственного развития Российской Федерации, политика сглаживания пространственной поляризации и политика поляризованного развития, их достоинства и недостатки. Предлагается использование информационных технологий в качестве инструмента региональной экономической политики, способствующего как сокращению межрегиональной дифференциации, так и дальнейшему развитию регионов за счет активизации инновационного развития.
Ключевые слова: предпринимательство, инновации, информационные технологии, инновационное развитие, региональное развитие, пространственная поляризация, инструменты региональной экономической политики
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 г. предусматривается сбалансированное пространственное развитие, основанное на формировании территориальных центров роста как в регионах, осваивающих новые сырьевые ресурсы, так и в традиционных регионах, концентрирующих инновационный, промышленный и аграрный потенциал России [1].
Пространственное развитие российских регионов характеризуется сильной поляризацией и тенденцией усиления разрыва в социально-экономических индикаторах. С целью сглаживания пространственной поляризации применяются различные инструменты: прямые и косвенные, экономические, институциональные и политические, работающие на макро- и микроуровнях.
Поддержка отсталых регионов или развитие перспективных?
Низкая эффективность данных инструментов и отсутствие ожидаемых результатов способствовали разработке других подходов к региональной политике. Один из подходов отражен в Концепции Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации, разработанной в 2005 году Министерством регионального развития РФ, в основе которого лежит принцип поляризованного развития. Он подразумевает сосредоточение финансовых, административных, трудовых и других ресурсов в опорных регионах и дальнейшее распространение инновационной активности в другие регионы [2].
По мнению автора концепции сжатия «экономической ойкумены», или интенсивно используемого пространства, Ю.Л. Пивоварова, в условиях рыночной экономики банкротство регионов – столь же естественный процесс, как и банкротство предприятий. С этой точки зрения искусственная поддержка социально-экономических показателей отстающих регионов на относительно приемлемом уровне не способствует эффективному региональному развитию. В то время как концентрация ограниченных ресурсов общества на дальнейшем развитии перспективных регионов и крупных городов позволит получить значительный эффект экономии от использования преимуществ агломерации [3, С.67].
К недостаткам данного подхода можно отнести то, что не учитываются издержки, связанные с переселением населения из проблемных регионов, нагрузка на общественную инфраструктуру в крупнейших городских агломерациях, а также последствия отказа от использования уже созданной в отстающих регионах инфраструктуры, игнорируются геополитические задачи региональной политики, связанные с обеспечением государственной целостности и освоением обширных пространств России, пригодных для проживания и обладающих значительных природно-ресурсным потенциалом [4, С.70].
Информационные технологии как инструмент сглаживания пространственной поляризации
Политика выравнивания в краткосрочном периоде приводит к снижению экономической эффективности, но при этом повышает политическую стабильность и сокращает риск социально-экономической деградации регионов и фактического их исключения из экономического пространства страны. Опыт отдельных европейских стран и всего ЕС в целом показывает, хотя и неоднозначно, успешность подобной политики и в долгосрочном плане [5, С.64]. При этом возможность перенесения европейского опыта по проведению региональной политики, направленной преимущественно на поддержку слабых территорий, а не на развитие перспективных, имеет ряд ограничений. Необходимо принимать во внимание уровень экономического развития региона, масштабы региональных диспропорций, степень освоенности территорий и характер имеющихся региональных проблем.
По нашему мнению, принцип поляризованного развития вполне может сочетаться с ускоренным внедрением и эффективным использованием новых инструментов сглаживания пространственной поляризации.
В качестве нового инструмента сглаживания пространственной поляризации предлагаются информационные технологии. Для регионов с ограниченными природными ресурсами и неблагоприятными климатическими условиями использование информационных технологий должно способствовать выходу на новый уровень развития за счет активизации такого внутреннего фактора экономического роста, как предпринимательская активность, позволяющего перейти от сырьевой направленности экономики к инновационному развитию.
Перспективность данного направления объясняется тем, что развитие предпринимательства оказывает одновременное влияния на труд и на капитал. К преимуществам региональной политики, направленной на развитие малого и среднего предпринимательства можно отнести: создание новых рабочих мест и улучшение условий труда, развитие конкуренции и стимулирование инновационной деятельности [6, С.264].
Инновации и информационные технологии
Переход от сырьевой и экспортной направленности российской экономики к инновационному типу экономического развития предполагает эффективное взаимодействие общества, предпринимательства и государства, основанное на координации совместных усилий и учете взаимных интересов при реализации социально-экономической политики. Достижение поставленной цели требует создания благоприятных условий для развития предпринимательства, повышения конкурентоспособности российских предприятий и их поддержки на глобальных рынках.
На сегодняшний день большинство современных российских инноваций направлено на поддержание или незначительное усовершенствование уже существующих и устаревших видов продукции. Объем частных инвестиций в научную сферу не способствует обновлению производства и разработке принципиально новой отечественной продукции. Уровень инновационной активности даже в условиях экономического подъема не превышал 10%, а производство инновационной продукции составляло 5 – 6% от общего объема производства. Результаты инновационного развития также остаются невостребованными: менее 5% изобретений становятся объектами коммерческих сделок, а в хозяйственном обороте находится 1% результатов научно-технической деятельности. Также следует отметить, что отрасли, со сложившимся крупным капиталом (добыча и первичная обработка сырья, торговля, банковская сфера), можно отнести к менее инновационным отраслям, тогда как предприятия, производящие конечную готовую продукцию, более инновационны в принципе, но имеют меньшую рентабельность и собственные средства расходуют на текущее производство, ограничивая финансирование инновационного развития.
Не способствует инновационному развитию и состояние конкурентной среды: более 20% промышленных предприятий не испытывают серьезного конкурентного давления, способствующего разработке и внедрению инноваций [7, c. 59].
Современный подход к управлению предприятием немыслим без использования инноваций, основанных на использовании информационных технологий. Информационные технологии – это инструмент, упрощающий организацию своего бизнеса и позволяющий эффективно управлять ресурсами предприятия. При использовании информационных технологий происходит повышение оперативности и качества собираемой, обрабатываемой и предоставляемой информации, что положительно сказывается на всей системе управления, в том числе за счет увеличения возможностей по оптимизации решений на основе многовариантных расчетов и сокращения сроков формирования отчетных документов. Информационные технологии становится основой для контроля за финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами. Использование информационных технологий позволяет улучшить управляемость предприятий, оптимизировать и повысить эффективность организации труда, создать комфортные условия работы.
Результаты применения информационных технологий можно рассматривать как новые возможности, открывающиеся перед предприятием, достижение конкурентных преимуществ и лидирующих позиций на рынке. Эффект кроется в тех возможностях, которые получает предприятие, применяя информационные технологии, или же, наоборот, в возможностях, которых оно лишает себя, отказываясь от их использования.
Региональная политика в отношении предпринимательства
Следствием развития предпринимательства является воспроизводство профессионально-квалификационного потенциала региона. С одной стороны, за счет создания новых продуктов и услуг в научно-технической сфере и их последующего производства и распространения в хозяйстве, с другой стороны, за счет подготовки специалистов новых востребованных и конкурентоспособных профессий и квалификаций [8, С.55].
Анализируя современное состояние российского предпринимательства можно выделить такие проблемы, как недостаточная проработанность законодательных основ деятельности, административные барьеры, несовершенство законодательства в налоговой сфере, затрудненный доступ к рынкам сбыта, недостаточная общественная защита интересов и прав предпринимателей, проблемы информационного характера [9, С.2].
Целью региональной политики в отношении предпринимательства должен стать комплекс мероприятий, направленный на создание и обеспечение финансовой, материальной, информационной, консультационной и организационно-методической помощи.
Учитывая специфические условия социально-экономического развития каждого субъекта Российской Федерации и возможности использования ограниченных ресурсов, обеспечивающих общие условия производства материальных благ на данной территории и общие условия жизнедеятельности людей, информационные технологии способны стать тем инструментом, который позволит сократить межрегиональные различия и повысить эффективность региональной политики в целом.
Источники:
2. Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.minregion.ru.
3. Пивоваров Ю.Л. Сжатие «эконо-
мической ойкумены» России / Ю.Л.
Пивоваров // Мировая экономика и
международные отношения. – 2002. –
№ 4. – С. 63–69.
4. Мельников Р.М. Федеральное регу-
лирование регионального развития:
дифференциация подходов и выбо-
ра инструментария / Р.М. Мельников
// Региональная экономика: теория и
практика. – 2007. – № 12. – С. 69–75.
5. Клисторин В.И. Пространственная
экономика и региональные исследова-
ния: нерешенные задачи / В.И. Клисто-
рин // Регион: экономика и социо логия.
– 2007. – № 1. – С. 56–68.
6. Armstrong, Harvey. Regional economics
and policy / Harvey Armstrong, Jim
Taylor. – 3rd ed. – Blackwell Publishing,
2000. – 437 p.
7. Круглов В.Н. Инвестиционная и инновационная составляющая стратегии развития регионов в РФ / В.Н. Круглов // Финансы и кредит: научно-практический и теоретический журнал. – 2008. – № 48. – С. 55–61.
8. Плахова Л.В. Институциональные основы формирования приоритетов инвестиционной политики региона / Л.В. Плахова // Региональная экономика: теория и практика. – 2007. – № 5. – С. 50–56.
9. Лазаренко Л.А. Региональная политика развития малого и среднего предпринимательства / А.Л. Лазаренко, Н.А. Думнова // Региональная экономика: теория и практика. – 2009. – № 24. – С. 2–5.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:57:05