Международные стандарты ISO серии 9000:2000

Алексеенко А.М.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7-2 (188), Июль 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Алексеенко А.М. Международные стандарты ISO серии 9000:2000 // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 7. – С. 69-74.

Аннотация:
В статье обоснована необходимость управления организацией с использованием международных стандартов качества ISO. Рассмотрены принципы такого управления и особенности внедрения международных стандартов менеджмента на практике.

Ключевые слова: управление качеством, приведение гост к стандартам iso, эффективность бизнеса, результативность, ориентация на клиента

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



За последнее время международное сообщество предложило к использованию ряд международных управленческих стандартов (ISO 9000, ISO 14000, ISO 20000, OHSAS 18000, SA 8000, AS 9100, GMP, TL и др.).

Международные стандарты в области менеджмента, как правило, устанавливают требования к тому, что необходимо сделать для достижения целей в различных областях общего менеджмента. Международные стандарты управления дополняют получившие мировое признание стандарты типовых компьютерных систем, которые применяются при управлении ресурсами и производством и обеспечивают качественно новый уровень управляемости объектов хозяйствования.

Для адаптации российской экономики к мировой экономической системе для повышения конкурентоспособности предприятий большую помощь может оказать практическое применение стандартов ISO серии 9000:2000. Эти стандарты могут явиться эффективным средством решения многих проблем при управлении предприятием.

Стандарты ISO серии 9000:2000 разработаны для рыночных условий хозяйствования. Их главным достоинством является ориентация на потребителя. Главное отличие стандартов 9000:2000 от ранее действовавших заключается в их направленности не на управление качеством продукции, а на управление процессами по ее созданию (процессный подход) и оптимизацию этих процессов.

Стандарты как принципы управления предприятием

В основу обновленной системы ISO 9000:2000 положены восемь основополагающих принципов, которые перекликаются с принципами TQM1, и призваны гарантировать достижение организацией постоянного успеха. В их числе:

– ориентация на клиента – принцип, базирующийся на понимании зависимости организации от потребителя, что требует от нее усилий, направленных на понимание текущих и будущих потребностей клиента, на их удовлетворение, а в некоторых случаях – на превышение этих потребностей;

– принцип лидерства, призывающий руководителей предприятия на всех уровнях обеспечивать понимание целей развития предприятия, требующий, чтобы руководством все усилия персонала направлялись на достижение этих целей.

Результатом реализации этого принципа будет сформированная миссия и стратегия развития предприятия, созданная и поддерживаемая на всех уровнях новая система ценностей, оптимизированная внутренняя система коммуникаций, а также обеспечение персонала необходимыми ресурсами;

– принцип участия и вовлеченности персонала состоит в том, что персонал организации любого уровня является основой организации и максимальное его вовлечение дает возможность применять знания и способности персонала во благо организации. Таким образом достигается понимание работниками организации своей роли и вклада в достижение общекорпоративных целей, повышается уровень ответственности за решение возложенных на них задач, уровень инициативности и потребности в постоянном совершенствовании своих знаний и умений;

– подход с позиции процесса гарантирует более эффективное достижение требуемого результата при условии управления соответствующими ресурсами и деятельностью в виде процесса. Таким образом сокращаются затраты и время выполнения работ, внимание организации фокусируется на необходимости усовершенствований;

– системный подход к управлению предполагает управление системой взаимосвязанных процессов, организованных таким образом, чтобы способствовать достижению единых целей бизнеса более эффективным с точки зрения затрачиваемых ресурсов способом, дает возможность сосредоточиться на ключевых с точки зрения реализации стратегии процессах.

Постоянное улучшение, принятие решений, основанных на фактах, взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Система управления качеством по стандартам ISO серии 9000:2000

Стандарты ISO серии 9000:2000 устанавливают требования, призванные гарантировать качество управления предприятием. Поэтому обязательным условием при сертификации системы управления на соответствие стандарту следует считать планирование деятельности предприятия с учетом все более полного удовлетворения потребностей потребителей.

Соответствие стандартам ISO серии 9000:2000 обеспечивается внедрением системы управления, суть которой заключается в том, чтобы, прежде всего, успешно удовлетворять требования и нужды основной заинтересованной стороны – потребителя, а далее удовлетворять требования и нужды остальных заинтересованных сторон.

Предлагаемое в стандартах понятие «заинтересованные стороны» включает в себя потребителей, собственников, руководителей и работников организации, инвесторов, партнеров, поставщиков, общество. Тем самым предполагается распространение принципов управления качеством практически на все функциональные сферы деятельности предприятия, которые должны регламентироваться системой менеджмента предприятия. При этом система качества позиционируется как часть единой системы управления.

Однако следует констатировать, что при ведении работ по совершенствованию управления на предприятиях недостаточно четко позиционируются наиболее важные компоненты этого процесса — идеология, методология и инструменты реализации.

Особенности применения стандартов ISO на практике

Какова главная проблема практического применения стандартов ISO серии 9000:2000?

Она состоит в том, что стандарты декларируют только принципы, но не раскрывают в полной мере механизмы их реализации. Очевидно, что эффективность системы качества, а также всей системы управления предприятием зависит в первую очередь от целесообразности и прогрессивности применяемых решений, арсенала выбранных методов и инструментов.

Правильный сбалансированный подход при выборе методов и средств будет способствовать комплексному развитию всех видов деятельности на предприятии и их совершенствованию в рамках единой системы управления. Однако в стандартах ISO серии 9000:2000 вопросы интеграции различных видов деятельности предприятия ставятся только в самом общем виде.

Руководителям и специалистам в области управления следует рассматривать стандарты ISO серии 9000:2000 не как догму, а как исключительно емкие по своему содержанию документы, обобщающие лучшую мировую практику организации управления.

Их понимание и применение требуют от менеджеров широкого кругозора и разноплановых знаний. Кроме того, процесс построения системы управления качеством, заложенный в системе ISO 9000:2000, представляет собой, по сути, подход к совершенствованию системы управления через ее ориентацию на требования потребителей и оптимизацию бизнес-процессов.

Посудите сами: на первом этапе внедрения системы управления качеством на предприятии определяются потребности и ожидания потребителей и других заинтересованных сторон (партнеров, акционеров, персонала, т.д.). На втором – вырабатывается стратегия и политика в сфере управления качеством.

Затем определяются необходимые для реализации стратегии бизнес-процессы, методы и показатели оценки их эффективности с точки зрения качества. Происходит измерение по заданным показателям, и реализуются мероприятия по повышению показателей эффективности системы управления качеством.

Последним этапом идет построение и запуск процесса постоянного совершенствования системы управления качеством.

Очевидно, что организация, использующая описанный подход, поддерживает убежденность у всех заинтересованных сторон (у потребителей, партнеров, собственников, т.д.) в высоких возможностях своих бизнес-процессов, в качестве своего продукта и закладывает основу для их постоянного совершенствования. Так достигается удовлетворенность потребителей и других заинтересованных сторон, а следовательно – и успех предприятия.

Отечественные и зарубежные стандарты

Внедрение на предприятии системы менеджмента, соответствующей стандартам ISO серии 9000:2000, предполагает разработку и принятие следующих документов:

– политика предприятия в области управления;

– порядок обеспечения качества при управлении предприятием, предусматривающий конкретные требования к целевым системам менеджмента;

– использования ресурсов;

– методики – документы, обеспечивающие эффективное планирование и осуществление процессов;

– положения о подразделениях;

– должностные инструкции.

Таким образом, современное управление предприятием предполагает разработку специальной системы документации и порядка управления ею. Госстандарт является национальным членом ISO от России. С 15 августа 2001 г в России стране действует аутентичная стандартам ISO 900х:2000 серия отечественных стандартов ГОСТ Р ИСО 900х-2001. По своей сути, ГОСТ является переводом ISO и имеет очень незначительные непринципиальные отличия от оригинала. Однако наш отечественный сертификат не является действительным за пределами России. Наличие международного сертификата необходимо тем отечественным компаниям, которые производят продукцию на экспорт, и зарубежным партнерам которых нужны гарантии качества.

В применении стандартов ISO на отечественных предприятиях для создания сертифицированных систем качества накоплен значительный опыт.

Однако представляется важным расширить арсенал методических решений в целях дальнейшей модернизации управления предприятиями лесного сектора.

В этой связи предлагается рассмотреть методические решения, которые помогают:

– построить единую систему управления предприятием;

– создать единую систему документации предприятия;

– провести самооценку деятельности предприятия с точки зрения соответствия критериям премии Правительства РФ в области качества при планировании деятельности предприятия.


Источники:

1. Шевчук Д. Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе // Финансовая газета: региональный выпуск. – 2009. – №28.
2. Сертификация по ISO 9000:2000 как способ оптимизации системы управления предприятием [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://qh.siteedit.ru/ iso9000.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:13:54