Роль государственной и муниципальной политики в развитии стекольной промышленности
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 7-1 (187), Июль 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье проведен анализ текущей ситуации на рынке стекла, выяв лены проблемы развития стекольной промышленности, представлены радикальные меры государственной и муниципальной поддержки предприятий отрасли.
Ключевые слова: государственная политика, инвестиционная привлекательность, стекольная промышленность, листовое стекло, флоат-стекло, муниципальная поддержка
Всем известно, что стекольная промышленность относится к капитало-, материало- и энергозатратному производству. От эффективности работы стекольной промышленности во многом зависит уровень загрузки таких отраслей экономики, как пищевая промышленность, строительство, автомобилестроение.
Место стекольной промышленности в экономике страны
В настоящее время рынок листового стекла в России формируется под влиянием многочисленных факторов, в частности:
– размещения иностранными автомобильными компаниями заводов по сборке автомобилей на территории России, такими как Ford, Renault, BMW и др.;
– значительного роста потребления стекла в промышленном и гражданском строительстве;
– увеличения объемов работ в сфере услуг по резке и обработке стекла, остекления зданий и помещений.
Несмотря на положительные тенденции своего развития, конкурентоспособность продукции отрасли в целом остается низкой. Это объясняется высокой степенью морального и физического износа основных фондов и, как следствие, ограниченностью технологических возможностей предприятий.
За последние несколько лет устойчивый рост объемов потребления стеклопродукции напрямую связан с произошедшими изменениями в производстве листового стекла. Раньше его, в основном, использовали для остекления окон, а сейчас основная часть произведенного стекла поступает на вторичную переработку, такую, как нанесение покрытий, изготовление многослойных стекол, стеклопакетов, закалка и т.д. То есть сейчас листовое стекло стало основой для производства конечной продукции более высокого качества.
Из-за смены целевого назначения производимого стекла, произошли и соответствующее изменение требований, предъявляемых потребителями к качеству листового стекла.
В мировой практике существуют два основных способа производства листового стекла: вертикальный (ВВС) и горизонтальный (флоат-стекло). Во всех развитых странах в настоящее время используется флоат-процесс, который обеспечивает выпуск высокомарочного стекла. В России всего работает 12 заводов, выпускающих листовое стекло, и только 6 из них используют современную технологию и выпускают флоат-стекло [3, 87].
Проанализировав структуру потребления листового стекла по регионам России, можно сделать следующие выводы [6]:
– около 78% продукции сосредоточено в Центральном, Северо-Западном и Южном округах;
– основной объем потребления листового стекла приходится на Московскую область, что составляет 15% от общего объема выпущенной продукции;
– из-за увеличения объемов строительства растет потребление листового стекла в Сибирском и Уральском округах.
Изменения в потреблении
В настоящее время основная доля потребления листового стекла приходится на строительную отрасль, что составляет 72%, и в ближайшие годы данная тенденция сохранится. Существенная часть (около 15% производства листового стекла) идет в автомобильную промышленность. Оставшиеся 13% идут на производство мебели и другие отрасли [5].
Учитывая тенденции современной архитектуры, фасады многих зданий подвергаются остеклению, массово применяются изделия из стекла и для декоративных целей, активно также используется стекло при модернизации и реконструкции зданий.
В свою очередь, по сегментам стекло внутри строительной отрасли распределяется следующим образом. На строительство и реконструкцию жилья идет примерно 51,4% листового стекла, на строительство и ремонт объектов нежилого назначения – 37,8% от общего объема листового стекла используемого в строительстве, на строительство и реконструкцию промышленных объектов – 10,8% [4].
В развитии стекольной промышленности одну из основополагающих ролей играет государственная политика, а также существующие механизмы поддержки отрасли на муниципальном уровне.
Целью государственной и муниципальной политики в стекольной промышленности должно быть формирование рентабельного, высокотехнологичного производства, способного обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции, удовлетворение рыночного спроса на высококачественные товары потребительского и профессионального назначения, стабильные налоговые поступления в бюджеты всех уровней.
Поэтому основными задачами, стоящими перед органами местного самоуправления в развитии стекольной промышленности можно назвать следующие:
– повышение конкурентоспособности предпри-ятий стекольной промышленности;
– развитие инновационной деятельности;
– привлечение инвестиций;
– развитие внешнеэкономической деятельности;
– повышение экологической безопасности производства.
Российская стекольная промышленность обладает инвестиционной привлекательностью, что подтверждается [5]:
Вложением инвестиций зарубежных компаний в развитие и создание новых производств листового стекла в России.
Высокой окупаемостью проектов по созданию стекольных заводов в России.
Ростом объемов производства стекла в России иностранными компаниями. Компанией Glaverbel (Бельгия) в 2006 г. произведено плоского стекла 28–30 млн кв. м, что составляет приблизительно 22% от общего объема произведенного в России листового стекла.
Более низкими затратами на производство стекла в России в сравнении с Западной Европой.
Направления развития
Несмотря на свою инвестиционную привлекательность, стекольная промышленность неразрывно связана с решением следующих основных проблем:
– модернизация и техническое перевооружение основных фондов;
– повышение инвестиционной привлекательности;
– пополнение оборотных средств;
– поиск и освоение региональных и международных рынков сбыта;
– внедрение новейших технологий, позволяющих удовлетворить спрос на продукцию с требуемыми потребительскими свойствами и качеством.
Поэтому основными мерами государственной поддержки и развития отрасли должны быть следующие:
– целевое бюджетное финансирование;
– предоставление государственных гарантий инвесторам;
– совершенствование системы представления интересов государства в органах управления акционерных обществ;
– поддержка предприятий, участвующих в российских и международных тендерах;
– совершенствование системы государственных закупок.
На местном уровне органы власти должны способствовать привлечению инвестиций в производство стекла, этого можно добиться, применив следующую систему мероприятий на предприятиях стекольной промышленности [2, 235]:
– разработка мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности предприятий;
– привлечение средств путем эмиссии ценных бумаг;
– использование лизинга (финансовой аренды) технологий и оборудования;
– создание совместных предприятий с иностранными партнерами;
– участие в холдингах, финансово-промышленных группах;
– обеспечение "прозрачности" финансово-экономической информации для инвесторов, собственников, кредиторов;
– участие в реализации федеральных и республиканских целевых программ социально-экономического развития региона.
Вывод
Подводя итоги о дальнейшем развитии рынка листового стекла можно сказать, что в ближайшие 2–3 года российское производство стекла будет расти умеренными темпами, тем самым, компенсируя небольшое снижение в 2008–2010 гг. На рынке в настоящее время существует спрос, как на высококачественное, так и на простое стекло. В дальнейшем производство менее качественного стекла должно пойти на спад, не выдержав конкуренцию более высококачественного, объемы выпуска которого напротив, будут наращиваться.
Источники:
2. Лещенко М.И. Инновационно-инвестиционная стратегия промышленности: учеб. пособие / под общ. ред. А.И. Вольского, Н.Г. Хох лова .– М.: МГИУ, 2007. – 340 с.
3. Макаров Р.И., Хорошева Е.Р., Лукашкин С.А. Автоматизация производства листового стекла: учебное пособие. – М: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2004. – 192 с.
4. Официальный сайт СТАТИСТИКА.ру: Госкомстат, Росстат и государственные службы статистики РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.statistika.ru.
5. Ecraft. Промышленный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.ecraft.ru.
6. Маркетинговое агентство ABARUS. Рыночные исследования. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http:// www. abarus.ru.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:57:45