Мотивация предпринимательской деятельности
Скачать PDF | Загрузок: 17
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 7-1 (187), Июль 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассматривается сущность понятия «мотивация предпринимательства», отмечается его отличие от мотивации трудовой деятельности. Анализируются проблемы мотивации предпринимательской деятельности.
Ключевые слова: труд, правовое поле, мотивация предпринимательской деятельности
Одним из важнейших направлений экономических реформ, проводимых в нашей стране, является развитие предпринимательской деятельности населения. Становление и развитие его определяется теми функциями, которые оно выполняет. Это, прежде всего, экономические функции:
– наполнение потребительского рынка товарами и услугами;
– создание новых рабочих мест, способствующих снижению уровня безработицы и социальной напряженности в стране;
– пополнение государственной казны налоговыми поступлениями;
–организация субъектов рыночных отношений и полигон для научно-технического прогресса и др. Не менее значимы социальные функции, которые позволяют раскрыть и реализовать творческий потенциал предпринимателя, использовать труд социально незащищенных групп населения.
Роль предпринимательства в формировании жизненных ориентиров
Для учащейся молодежи предпринимательство является своеобразной школой, «полигоном», на котором приобретаются знания по организации и управлению предприятиями.
Предпринимательство способствует формированию среднего класса как главного гаранта стабильности и эффективности экономики страны.
Поэтому он признается на всех уровнях как созидательная сила экономики. Массовое развитие предпринимательской деятельности способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой люмпенской психологии и социальному иждивенству [1, С. 48]. Несмотря на бесспорную значимость предпринимательства темпы его развития невелики.
Медленное развитие малых предприятий объясняется тем, что не получила должного развития государственная поддержка предпринимательской деятельности, и отсутствием мотивационного механизма, который побуждал бы людей к деятельности.
В экономической литературе посвященной проблемам развития бизнеса, к сожалению, мало внимания уделяется мотивации предпринимательства. Чаще всего ее либо отождествляют со стимулированием труда наемного работника, либо со стимулированием труда предпринимателя [2, С. 19–20; 3, С. 249; 4, С. 180 и др.].
Фундамент правового поля
Большинство экономистов под мотивацией труда (но не предпринимательской деятельности) понимают процесс, в основе которого лежат материальные потребности, потребности различного уровня по классификации А. Маслоу. Их удовлетворение побуждает человека к деятельности (труду). Такое толкование по нашему мнению, связано с тем, что мотивация предпринимательства и стимулирование труда имеет схожие конечные цели: предприниматели и наемные рабочие заинтересованы в получении как можно большей прибыли и заработной платы при минимальных издержках и затратах труда.
Различие этих понятий состоит в том, что предприниматель и наемные работники отличаются друг от друга качественно: первый является либо собственником средств производства, либо они находятся в оперативном управлении предпринимателя. И в том, и в другом случае предприниматель решает какие факторы и в каком сочетании будут использоваться в производстве, а какие не будут использоваться вовсе, т.е. выбирает технологию производства. Наемные работники не собственники и поэтому могут внести какие либо изменения лишь с разрешения предпринимателя, являясь исполнителем его решений. Но от их труда зависит эффективность используемых вещественных факторов производства. Поэтому стимулирование труда наемных работников имеет большое значение.
Кроме того, и это главное, мотивация предпринимательской деятельности предшествует процессу производства и ее основой выступает «правовое поле» или «правила игры», создаваемые государством. Именно «правила игры» и личные качества предпринимателя определяют тот вид деятельности, в котором он будет заниматься.
«Правовое поле» есть не что иное, как совокупность законов и постановлений регламентирующих деятельность предпринимателя. Это налоговое и земельное законодательства, трудовое право, различные постановления Правительства, которые определяют направленность и содержание предпринимательской деятельности, регулирует и регламентирует ее, формируя отношения предпринимателя с другими хозяйствующими субъектами, и общественными институтами.
Фундаментом правового поля является Консти туция РФ, защищающая все виды собственности и обеспечивающая свободу предпринимательства. Дополняется она указами Президента и постановлениями Правительства Российской Федерации. Содержанием мотивации предпринимательской деятельности являются конкретные мероприятия, проводимые Правительством на макроуровне. Это означает, что благоприятная внешняя среда побуждает предпринимателя к деятельности в выбранной сфере.
К сожалению, законодательная база, на которую сейчас может опираться малый бизнес, несовершенна, а во многих существенных положениях вообще отсутствует. Изобилие правовых документов, регулирующих деятельность предпринимателей, мало что меняет из-за отсутствия свободной единой законодательной базы, а та, что имеется, претворяется в жизнь не полностью.
Проблемы российского предпринимательства
Сегодня предпринимательская деятельность развивается в основном в посреднической сфере и в отраслях, не требующих значительных капитальных вложений, а сфера научно-технических новшеств и информации не осваивается. Причинами этого является:
во-первых, недооценка и недостаточное внимание к таким проблемам государственных структур управления;
во-вторых, отсутствие правовых актов, обеспечивающих развитие малого научно-технического бизнеса в форме технопарков, лизинговых фирм, бизнес-инкубаторов, производственно-технологических и учебных центров и других форм.
Стимулирование труда наемных работников осуществляется в процессе производства и направлено на повышение эффективности на микроуровне и о существляется предпринимателем по конечному результату, количеству и качеству произведенной продукции. Оно имеет большое значение для достижения конечного результата предпринимателя и наемного работника, т.к. и тот и другой заинтересованы в повышении эффективности производства и прибыльности предприятия. Она является целью предпринимателя и одним из источников материального стимулирования наемных работников.
Усилия государства, направленные на устранение проблем, тормозящих развития предпринимательства в РФ мало что изменили: темпы развития малых предприятий низкие, проблемы те же, что и в 90-е годы прошлого века [5, С. 332]. Это макроэкономическая нестабильность, включая инфляцию и безработицу; непомерно тяжелый налоговый пресс; ограниченный доступ к различным ресурсам; неэффективные финансово-кредитное обеспечение; коррупция и ряд других проблем. Надежды предпринимателей на изменение существующего положения связаны с предложениями Правительства, направленные на снижение налогового пресса для высокотехнологичных предприятий: отмене налогов на прибыль для предприятий, работающих в сфере здравоохранения и образования и ряд других предложений [6, С. 3].
Вывод
Таким образом, мотивация предпринимательства– процесс основой которого является деятельность государства по созданию «правил игры» и побуждающее предпринимателя к деятельности по достижению цели. При создании «правового поля» необходимо учитывать сферу деятельности малых предприятий и их размеры. Сегодня в России работают 17 тыс средних предприятий, 288 тыс малых, более 1 млн микропредприятий, 4 млн индивидуальных предприятий и фермерских хозяйств [6, С. 3] и «правила игры» должны приниматься с учетом размеров и специфики деятельности названных хозяйствующих субъектов.
Источники:
2. Адамчук В.В., Кокин Ю.Л., Яковлев Р.А. Экономика труда. – М.: Финстатинформ, 1999. – 270 с.
3. Шаховой В.А., Шапиро С.А. Мотивация трудовой деятельности. – М.: Альфа-Пресс, 2006. – 314 с.
4. Волгин Н.А. Мотивационный механизм предпринимательской деятельности // Экономика предпринимательства. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 307 с.
5. Малый бизнес / под ред. В.Я Горкфинкеля. – М.: КРОНУС, 2009. – 336 с.
6. Путин поможет малому бизнесу // Российская газета. – 2010. – 25 марта.
Страница обновлена: 22.09.2024 в 21:47:12