Механизмы привлечения малых предприятий приборостроения к реализации стратегии технологического развития национальной экономики
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 7-1 (187), Июль 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассматриваются возможные механизмы активизации роли малых предприятий приборостроения в решении наиболее актуальных задач современного этапа экономического развития, оцениваются возможности реализации выделенных механизмов с учетом особенностей малых предприятий вообще и приборостроительных в частности.
Ключевые слова: национальная экономика, интеграция, трансакционные издержки, модернизация, технологический прогресс, стратегическое партнерство, уровень технологического развития, информационная ассиметрия, квазиинтеграция
Приборостроение относится к отраслям, которые призваны определять направления технического прогресса, создавать приборы и инструментальные средства для других отраслей национальной экономики, определяя тем самым уровень их технологического развития. Реализация функций, которые возлагаются на приборостроение как одну из ключевых отраслей национальной экономики, в немалой степени зависит от результатов деятельности малых предприятий, численность которых в отрасли в настоящее время превышает 14 тыс. (что составляет более 80% общего числа хозяйствующих субъектов отрасли) [1].
Активизация стратегии технологического развития
Процесс создания и производства прибора характеризуется особенностями, связанными с высоким удельным весом таких этапов как конструкторско-технологическая подготовка производства и тестирование прибора, осуществляемое перед началом серийного или массового производства. Из-за недостаточности ресурсов реализация полного цикла производства изделия от проектирования до массового производства в условиях малого предприятия в большинстве случаев является невозможной. То есть малые приборостроительные предприятия не обладают достаточными условиями для собственного развития и исполнения общественно значимых экономических функций, что требует поиска эффективных механизмов повышения активности их деятельности.
В этой связи становится очевидным, что активизация роли малых предприятий приборостроения возможна лишь через механизм, прежде всего, внутриотраслевой интеграции. Только в этом случае потенциал малых предприятий может быть реализован в полном объеме.
Активизация роли малых предприятий в процессе их привлечения к реализации стратегии технологического развития может быть осуществлена посредством трех основных механизмов:
1) подрядного кооперирования;
2) совместного производства;
3) выполнения государственных заказов [3].
Механизмы подрядного кооперирования и совместного производства основаны на взаимодействии малых предприятий приборостроения с крупными. При этом в первом случае формой взаимодействия выступает субконтранкт, во втором – договорная специализация.
Необходимость и возможность использования механизма подрядного кооперирования малых предприятий приборостроения с более крупными субъектами хозяйствования вытекает из особенностей отраслевой продукции, которая в большинстве случаев представляет собой конструктивно сложные изделия.
Объектами подрядного кооперирования могут быть весьма разнообразные виды деятельности – от получения полуфабрикатов до окончательной сборки. Более высокую ступень подрядного кооперирования представляет выполнение крупными и малыми фирмами совместных проектов и программ. При этом между участниками складываются отношения стратегического партнер ства, что обеспечивает обеим сторонам ощутимые выгоды.
Специализированные формы кооперации
Деление между партнерами расходов по освоению нового изделия в сочетании с возможностью каждого из них сосредоточиться на более узком звене производства (с учетом особенностей их производственного опыта и имеющегося технологического оборудования) дает им возможность с минимальным риском в короткие сроки осваивать выпуск технически сложных видов изделий и расширять объем экономически выгодного производства однородной продукции. Это, в свою очередь, положительно сказывается на создании гибкой организационной структуры отрасли.
Особой формой промышленного кооперирования выступает договорная специализация.
Важнейшее условие, которое придает соглашениям о специализации кооперационный характер, это наличие в нем положений о тесном сотрудничестве участников в форме совместного производства сложной продукции, о взаимных или односторонних субподрядных поставках, о проведении совместных исследований и разработок и т.д.
Практика хозяйствования многих ведущих мировых компаний доказала высокую эффективность субподряда как механизма активизации деятельности малых предприятий. Особенно показателен в этом отношении опыт Японии, для промышленности которой характерно наличие тесных и обширных связей между изготовителями продукции и поставщиками комплектующих изделий.
Сформированная в стране система субподряда фактически представляет собой сложный экономический институт, в рамках которого поставщики ранжированы по вертикали, а именно: предприятия-поставщики более низкого уровня выступают субподрядчиками относительно предприятий вышестоящего уровня. Вся эта многоуровневая “конструкция” работает по единому графику поставок, объем которых определяется контрактами.
По мнению многих экспертов и аналитиков именно система субподряда обеспечивает японской промышленности мощь и преимущество в конкурентной борьбе, обеспечивая снижение издержек компаний более чем на четверть и вовлекая в хозяйственную деятельность все большее количество малых предприятий.
Новые формы взаимодействия МП
Очевидно, что организационные схемы, основанные на горизонтальной и вертикальной интеграции достаточно традиционны. Активизация роли малых предприятий приборостроения как участников технологического развития требует поиска новых форм взаимодействия, среди которых следует выделить:
– совещательно-кооперативную координацию;
– образования кластерного типа.
При совещательно-кооперативной координации речь идет о развитии межфирменных отношений, отличающихся и от иерархического, и от рыночного согласования экономических действий. О выходящем за рамки рыночной координации многообразии форм такого сотрудничества, когда регулирование совместной деятельности не сводится к административным процедурам, можно говорить как о квазиинтеграции экономических субъектов. При этом можно выделить два возможных сценария квазиинтеграционного типа организационных преобразований.
Первый – эволюционный – обусловлен преимущественно рыночными факторами, характеризуется значительным временным интервалом формирования различного рода бизнес-групп.
Второй – радикальный – при котором инициатором формирования интегрированных бизнес-структур является государство, характеризуется незначительным временным интервалом формирования и в своем развитии проходит условно две стадии.
При создании квазиинтегрированных структур радикальным сценарием привлечение малых предприятий может быть реализовано в виде так называемого мини-холдинга, который должен представлять собой совокупность малых предприятий со средним уровнем инновационной активности, объединенных инициативой государственных органов с ориентацией на конкретные цели и задачи и обеспеченных частно-государственным финансированием [2].
Участи е МП в выполнении госзаказов
Особой формой взаимодействия малых предприятий приборостроения с крупными является их участие в выполнении госзаказов. В данном случае закупка товаров, работ, услуг для государственных нужд осуществляется через механизм привлечения малых предприятий к конкурсным торгам, в процессе которых государственный заказчик на основе заранее объявленных условий выбирает поставщика (исполнителя работ).
Среди возможных элементов механизма включения малых предприятий в систему конкурсных торгов можно выделить:
а) разукрупнение объектов торгов на отдельные лоты, что малому предприятию напрямую участвовать в торгах;
б) организацию и проведение специальных торгов для малых предприятий с целью реализации небольших государственных контрактов,
в) заключение контрактов в первую очередь с малыми предприятиями, предоставившими обеспечение заявок на участие в торгах (банковскую гарантию, залог или поручительство);
г) совместное участие малого предприятия в торгах с крупным предприятием, при котором из общего объема поставки может быть выделен небольшой лот.
Каждому из указанных механизмов соответствует определенная схема привлечения малых предприятий к выполнению заказов для государственных нужд, которая предполагает либо самостоятельное участие малого предприятия в конкурсе, либо совместно с крупным предприятием как соисполнитель, либо как структурное подразделение крупного предприятия [1].
При достаточной перспективности данной формы интеграции малых предприятий в отраслевую экономику следует признать, что в настоящее время, реальное участие малых предприятий приборостроения в госзаказах очень незначительно и наиболее реально только во взаимосвязи с крупным предприятием. Самостоятельное участие малых предприятий затруднено из-за слабой материально-технической базы предприятий, отсутствия должного уровня технологий, незначительности собственных финансовых ресурсов, трудностей с обеспечением производства высококачественными материалами и квалифицированными специалистами и т. д.
Вывод
Таким образом, очевидно, что полноценное участие малых предприятий приборостроения в реализации технологического развития сопряжено на современном этапе с определенными организационно-экономическими решениями, как на государственном уровне, так и на уровне отдельных предприятий. И только реализуя государственно-частный подход к формированию механизма взаимодействия различных хозяйствующих субъектов, могут быть наиболее результативно с точки зрения общественных интересов решены актуальные задачи экономического развития национальной экономики.
Источники:
2. Рогова Е.М., Ткаченко Е.А., Фияксель Э.А. Венчурный менеджмент. – М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2011. – 440 с.
3. Фуфаев Э.В., Фуфаева Л.И. Компьютерные технологии в приборостроении. – М.: Академия, 2009. – 336 с.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:58:00