Составляющие экономической политики предприятия
Скачать PDF | Загрузок: 18
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 7-1 (187), Июль 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье показано, что экономическая политика предприятия – это система базовых положений (элементов), обусловленных интересами определенных категорий индивидуумов или их групп и определяющих особенности деятельности и поведения предпринимательской структуры, а также влияющих как на состав, так и на характеристики элементов внутренней среды.
Ключевые слова: предпринимательские структуры, экономическая политика, внешняя и внутренняя политика, политика взаимодействия
Экономическая политика, каккатегория, часто рассматривается на государственном и региональном уровнях. Но, поскольку предприятие в рыночных условиях функционирует как самостоятельный экономический агент, то актуальным представляется рассмотреть данную категорию и на микроуровне, то есть на уровне отдельного предприятия.
Обратившись к той сущности и содержанию, которые характерны для категорий «политика», а также «государственная экономическая политика» и «региональная экономическая политика», определим экономическую политику предприятия следующим образом:
«Экономическая политика предприятия – это система базовых положений (элементов), обусловленных интересами определенных категорий индивидуумов или их групп и определяющих особенности деятельности, поведения предпринимательской структуры, влияющих на состав и характеристики ее внутренних элементов и на характер ее взаимодействия с экономическими агентами внутренней и внешней среды».
Базовые положения экономической политики предприятия
Базовыми положениями экономической политики предпринимательских структур, по нашему мнению и с учетом понятия сущности категория «политика» вообще, которого придерживаются многие авторы, следует считать:
– принципы деятельности, поведения, взаимодействия с внешней средой;
приоритеты, связанные с деятельностью предпринимательских структур;
– целевые установки, определяющие желаемые достижения предпринимательской структуры, ориентацию в окружающей среде;
– механизм взаимодействия предпринимательской структуры с экономическими агентами из внешней и внутренней среды.
Базовые положения экономической политики можно характеризовать некоей совокупностью элементов и взаимосвязями между ними. Далее для представления экономической политики предприятия как системы, объединяющей не только элементы, но также и виды, составляющие экономической политики предпринимательских структур, необходимо исследовать как разделяется экономическая политика в соответствии с направленностью ее влияния и какие составляющие она включает в зависимости от области применения управленческих усилий.
В соответствии с направленностью своего влияния экономическая политика предпринимательских структур может быть разделена на внешнюю и внутреннюю.
Внутренняя экономическая политика предприятия
Необходимость данного деления связана с тем, что, по своей сути, внутренняя экономическая политика затрагивает процессы, происходящие внутри предприятия, которые оказывают влияние на деятельность конкретных подразделений, планируемые и получаемые в итоге результаты, и которые, как правило, имеют количественную оценку.
Внутреннюю экономическую политику предпринимательской структуры целесообразно разделить на составляющие по признаку функциональных областей: маркетинговая политика; производственная политика; финансовая политика; кадровая политика; инновационная политика.
В свою очередь, составляющие экономической политики целесообразно разделить на подвиды в соответствии с их содержанием.
Маркетинговую политику целесообразно разделить на политику исследования рынка, ценовую политику, сбытовую политику, товарную политику.
Производственная политика может быть разделена на технологическую политика и техническую политику.
Финансовая политика – есть совокупность учетной политики, налоговой политики, инвестиционной политики, политики распределения прибыли или предпринимательского дохода.
Кадровая политика также может быть разделена на политику подбора кадров, политику мотивации персонала, политику взаимоотношений с организованными группами работников, в том числе с профсоюзами.
Внешняя экономическая политика предприятия
Составляющие внешней экономической политики отражают процессы взаимодействия предпринимательской структуры с экономическими агентами из внешней среды, причем, в основном, с теми их структурами, деятельность которых также направлена на взаимодействие со своими партнерами.
Внешняя экономическая политика также может быть структурирована и может в себя включать:
1) политику взаимодействия с социальными группами, в том числе с общественными организациями;
2) политику взаимодействия с государственными структурами, контролирующими и регулирующими деятельность предпринимательских структур;
3) политику взаимоотношений с конкурентами и конкурентного поведения;
4) политику взаимоотношений с партнерами, покупателями и поставщиками;
5) политику взаимодействия с бизнес-инфраструктурой.
При этом наиболее целесообразным является специфика осуществления взаимодействия с экономическими агентами внешней среды.
Поскольку некоторые из приведенных составляющих внешней экономической политики либо имеют разные толкования, либо научным сообществом им уделялось мало внимания, необходимо уточнить ее определение.
Осознанно или неосознанно, но практически каждое предприятие проводит свою внешнюю экономическую политику, но то, насколько успешны будут ее результаты, зависит от степени осознания необходимости четкой и конкретной проработки каждой составляющей данного вида политики.
Под политикой взаимодействия с социальными группами, с общественными организациями, будем понимать принципы взаимодействия и приоритеты, касающиеся взаимодействия с ними, целевые установки, достижение которых обусловлено взаимодействием с социальными группами, а также механизм взаимодействия с ними в интересах руководства предпринимательской структуры и персонала предприятия, заинтересованного в успешном функционировании предпринимательской структуры.
Под политикой взаимодействия с государственными структурами, контролирующими и регулирующими деятельность предпринимательских структур, предлагаем понимать принципы взаимодействия, приоритеты, механизмы и целевые установки, связанные с взаимодействием с государственными структурами, содержание которых зависит от самого предприятия, а не от государственной структуры.
Политика взаимоотношений с конкурентами и конкурентного поведения – это принципы взаимоотношений с конкурентами, приоритеты выстраивания этих взаимоотношений и целевые установки, на достижение которых направлены эти взаимоотношения и, разумеется, механизм взаимодействия с конкурентами, то есть формы конкурентной борьбы, нацеленность или наоборот попытка избежать ее и следующие из данного взаимодействия конкурентное поведение.
Под политикой взаимоотношений с партнерами, покупателями, поставщиками будем понимать принципы, приоритеты взаимоотношений с ними, целевые установки, на достижение которых направлены эти взаимоотношения, и механизм, который, по сути, определяется вышеперечисленными элементами экономической политики.
Важность данной политики очевидна, так как в предпринимательской структуре, как в открытой системе, заранее при ее создании заложена нацеленность на взаимодействие с такими субъектами внешней среды, как покупатели продукции, поставщики ресурсов, партнеры по определенным видам деятельности.
Политика взаимодействия с бизнес-инфраструктурой – это политика, то есть принципы, приоритеты, целевые установки и механизм взаимодействия с экономическими агентами, относимыми к данному образованию (бизнес-инфраструктура). К субъектам бизнес-инфраструктуры относятся финансовые институты (банки, кредитные организации, инвестиционные фонды), страховые организации, фондовые и товарные биржи, торгово-промышленные палаты, средства массовой информации, профессионально освещающие вопросы, проблемы осуществления хозяйственной деятельности и часто целенаправленно влияющие на отношение к определенным типам предпринимательских структур или конкретно к отдельным предпринимательским структурам, на их репутацию.
Вывод
Базовыми элементами экономической политикой предприятия являются интересы определенных категорий индивидуумов или их групп (прежде всего владельцев и топ-менеджмента), определяющих особенности его деятельности и поведения предпринимательской структуры, которые определяют состав и характеристики элементов его внутренней среды и взаимодействия с экономическими агентами как внутри, так и вне предприятия.
Источники:
2. Макконнелл, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика: пер. с англ. / К.Р. Макконнелл, C.JI. Брю. – М.: ИНФРА-М, 2004.
3. Станковская, И.К. Экономическая теория для бизнес-школ: учебник / И.К. Станковская, И.Л. Стрелец. – М.: Эксмо, 2005.
Страница обновлена: 23.11.2024 в 15:08:51