Интерпретация функций контроллинга

Гусев М.М.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7-1 (187), Июль 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Статья посвящена исследованию функций контроллинга на предприятии. Подробно рассмотрены задачи контроллинга, реализуемые в рамках полномочий и ответственности службы контроллинга.

Ключевые слова: контроллинг, инструменты управления, инновационная модель, функции менеджмента



Одной из главных причин возникновения и внедрения концепции контроллинга стала необходимость в системной интеграции различных функций управления промышленным предприятием с целью выявления потенциала роста его экономической деятельности. В основе этой концепции лежит стремление к системной интеграции различных аспектов управления бизнес-процессами в хозяйственно-организационной системе.

При этом контроллинг должен обеспечивать методическую и инструментальную базу для поддержки основных функций менеджмента: планирования, организации, мотивации, контроля и координации, а также оценки ситуации для принятия управленческих решений.

Контроллинг и функции менеджмента

Контроллинг включает текущий сбор и обработку информации для принятия управленческих решений. Координируя, интегрируя и направляя деятельность всей социально-экономической системы на достижение поставленных целей, контроллинг выполняет как бы функцию «управления управлением» и синтезирует функции менеджмента планирование, организацию, мотивацию, контроль и координацию (см. табл. на с. 47).

Правомерно утверждать, что для активизации основных функций менеджмента совсем не обязательно менять организационную структуру управления. Любое промышленное предприятие с большей или меньшей интенсивностью занимается процессами планирования, организации и контроля, и снабжено определенными информационными ресурсами. Вместе с тем промышленные предприятия имеют определенную структуру управления, которая определяет пространственные границы и поведение отдельных подразделений, в том числе делегирование полномочий и ответственности.

Поэтому контроллинг может быть реализован на промышленном предприятии в форме диверсификации менеджмента и, в первую очередь, совершенствования хозяйственной деятельности во всем ее разнообразии. Речь идет, прежде всего, о внедрении инструментов контроллинга, методов, приемов, механизмов и подходов к созданию интегративных информационных систем, совершенствуя, тем самым, процесс планирования, организации и контроля [2,4].

Что касается функциональности контроллинга, то целесообразно обеспечить функциям контроллинга институциональную поддержку. На практике это означает создание такой системы контроллинга, которая при наличии соответствующих полномочий позволит решать заранее определенные комплексы задач.

Отправной точкой в формировании любой организационной структуры является четкое определение задач, которые должны быть решены в организации. Аналогичный подход используется и при создании службы контроллинга. В соответствии с избранной концепцией необходимо определить такие задачи или комплексы задач, решение которых наилучшим образом будет способствовать выполнению функций контроллинга с учетом конкретных условий (существующей организационной структуры, стиля руководства и т.п.).

Таблица

Расширенная интерпретация контроллингав рамках функций управления

Задачи служб контроллинга

Типовыми задачами службы контроллинга являются:

– организация, координация и методическая поддержка процессов планирования и бюджетирования на предприятии;

– организация, координация и методическая поддержка системы учета затрат и доходов на предприятии;

– разработка, поддержание и совершенствование системы диагностирования отклонений;

– разработка, поддержание и совершенствование системы анализа отклонений;

– предоставление аналитической информации руководителям всех рангов для обеспечния эффективного управления предприятием в целом и его структурными подразделениями;

– информационно-аналитическая и методическая поддержка реализации инвестиционных проектов и инновационных процессов.

Несмотря на огромное количество практических возможностей определения задач контроллинга наиболее наглядным в данном случае являются два варианта определения основных задач контроллинга с учетом организационной структуры.

Первый вариант определяет минимум шесть задач контроллинга:

– планирование и составление смет;

– учет затрат и калькулирование;

– финансовый учет;

– составление отчетности и создание информационных систем;

– текущий и специальный анализ и контроль;

– организация и управление.

Второй вариант, представляет следующие задачи контроллинга, разбитые по секторам деятельности:

– финансовый сектор;

– сектор производственного калькулирования;

– сектор организации и информационных служб;

– сектор планирования и анализа.

Цели, задачи и функции службы контроллинга, ее структура в большей степени, чем у других подразделений, зависят от позиционирования данной службы в структуре предприятия и характера ее взаимодействия с вышестоящими руководителями и руководителями подразделений этого же уровня управления. Такие подразделения, как отдел закупок, отдел кадров, бухгалтерия, цеха основного и вспомогательного производства, выполняют свои основные функции независимо от положения в организационной структуре предприятия, так как они, в отличие от службы контроллинга: [3]

– не проводят оценку деятельности ответственных лиц;

– выполняют понятные для работников предприятия функции, значимость которых в большинстве случаев не оспаривается;

– традиционно существуют на любом предприятии.

Системообразующая координация

В ходе хозяйственной практики возникают причинно-следственные связи между потенциалом власти и информационными коммуникациями, с одной стороны, и ответственными за непосредственно принимаемые решения – с другой. Когда необходимо значительное обновление методов оперативного и стратегического контроллинга, а также ломка традиционно сложившихся структур, контроллер должен иметь весомый авторитет в сочетании с правами и возможностями принятия соответствующих директив и указаний.

Управление будущим состоянием осуществляется через управление системными и процессными структурами предприятия. Задачей контроллинга как инструмента менеджмента является планирование, контроль и координирование посредством информационной поддержки необходимых процессов и системных структур на предприятии.

Контроллинг поддерживает системообразующую координацию, которая заключается в создании системных и процессных структуру способствующих согласованию задач. Сущность данной деятельности дает возможность сделать предположение об отнесении поддержки системообразующей координации к стратегическому уровню контроллинга.

Однако, как показывает анализ, ни одна из существующих концепций контроллинга практически не затрагивает проблемы контроллинга инноваций. Вместе с тем, правомерно утверждать, что основные резервы роста эффективности предприятия лежат в области управления инновациями. Более того, перманентная инновация – это единственный реальный способ обеспечения устойчивого конкурентного преимущества. Инновации – это магистральный путь, обеспечивающий постоянный рост и процветание компании. Однако прежде чем говорить о контроллинге инноваций необходимо понять, какие признаки включает в себя категория «инновации».

В настоящее время сформировался взгляд на предприятие как сложную открытую социальную систему, берущую элементы входа из внесшего по отношению к предприятию окружения и подвергающую их различным преобразованиям, в результате чего получаются элементы выхода [1].

Предприятия, представленные в виде систем, состоят из взаимозависимых составных частей (подсистем). Изменения в одной составной части системы приводит к изменениям в других ее составных частях. При этом система генерирует энергию, чтобы двигаться к состоянию равновесия. Наконец, чтобы продолжать существовать, предприятие как открытая система должно поддерживать благоприятные взаимоотношения по входам и выходам с внешним окружением. При этом целесообразно утверждать, что новации на предприятии можно классифицировать по четырем аспектам, которые определяют инновационную арену:

– новые бизнес-процессы;

– новые товары, услуги и работы;

– новая организационная структура;

– новая организационная культура.

Арена инноваций помогает не только определять мир, который необходимо рассматривать при изучении инноваций, но также определяет масштабы инновационной стратегии и устанавливает особенности подсистемы контроллинга [5].

Исходя из этого, реализация концепции контроллинга предполагает необходимость комплексного подхода к инновационным преобразованиям в области организационной культуры, организационной структуры, процессов и продуктов.

Вывод

Таким образом, представляется целесообразным сформулировать общие положения, составляющие основу концептуального подхода при разработке авторского варианта понятия «контроллинг».

Контроллинг – это новая концепция, порожденная практикой современного менеджмента, интегрирующая и координирующая функции планирования, контроля и информационного обеспечения.

Ориентация контроллинга на планирование и контроль подразумевает нацеленность его на координацию этих функций посредством информационного обеспечения.


Источники:

1. Дайле А. Практика контроллинга: пер. с нем. / под ред. М.Л. Лукашевича, Е.Н. Тихоненковой – М.: Финансы и статистика, 2003.
2. Анискин Ю.П., Павлова А.М. Планирование и контроллинг: учебное пособие. – М.: Омега, 2003.
3. Лаута Ю.С., Герасимов В.И. Создание системы контроллинга на промышленном предприятии. – Тамбов: ТГТУ, 2005. – 96 с.
4. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга / пер. с нем. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 800 с.
5. Харин А.А., Коленский И.Л., Пущенко И.Н., Старых В.А. Управление инновациями: учебное пособие / под ред. Ю.В. Шленова. – М.: Высшая школа, 2003.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:13:19