Ориентация на достижение

Кузьмичев А.Д., Примак Л.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7 (31), Июль 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Кузьмичев А.Д., Примак Л.В. Ориентация на достижение // Российское предпринимательство. – 2002. – Том 3. – № 7. – С. 106-110.

Аннотация:
Развернутая стратегия роста выставочного бизнеса в России содержится в “Концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации”, размещенной на сайте Союза выставок и ярмарок. В ней, в частности, отмечается, что “на современном этапе экономических преобразований в Российской Федерации выставочно-ярмарочная деятельность превратилась в заметный сегмент рынка. В стране создана выставочная индустрия, тесно связанная с рядом отраслей промышленности, имеющая собственную инфраструктуру, материально-техническую базу, специализированные кадры…”.

Ключевые слова: предпринимательство



Развернутая стратегия роста выставочного бизнеса в России содержится в “Концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации”, размещенной на сайте Союза выставок и ярмарок. В ней, в частности, отмечается, что “на современном этапе экономических преобразований в Российской Федерации выставочно-ярмарочная деятельность превратилась в заметный сегмент рынка. В стране создана выставочная индустрия, тесно связанная с рядом отраслей промышленности, имеющая собственную инфраструктуру, материально-техническую базу, специализированные кадры…”.

Хотя о “специализированных кадрах” выставочной индустрии, как важнейшей составляющей успешной организации данного вида деятельности, в Концепции и не говорится больше ни слова, зато справедливо отмечено, что позитивную роль в развитии выставочно-ярмарочной деятельности играют:

‑ наметившиеся положительные изменения в экономике;

‑ восстановление и развитие межрегиональных и кооперационных связей;

‑ увеличение объема инвестиций в российскую экономику;

‑ рост числа выставочных организаций и, как следствие, образование конкурентной среды, стимулирующей повышение уровня выставочного сервиса и современной выставочной инфраструктуры;

‑ повышение внимания федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации к проблемам выставочно-ярмарочной деятельности.

Но на фоне этого, констатируется в Концепции, подавляющее большинство (более 400) российских организаторов не имеют собственных площадей и проводят выставки во дворцах культуры и спорта, производственных площадях, складских помещениях и т.д.

Как же удается российским организаторам, не имея собственных площадей, проводить торговые выставки?

По мнению экспертов Центра стратегического маркетинга и выставочной деятельности Института экономических стратегий, большинство организаторов выставок – представители малого и среднего бизнеса. Именно они наиболее мобильны, восприимчивы к бизнес-среде современных выставочных площадок. Ведущий эксперт по проблемам малого предпринимательства России, директор Института проблем развития предпринимательства Государственного Университета - Высшая школа экономики Александр Виленский на встрече со слушателями Президентской программы подготовки управленческих кадров для народного хозяйства отмечал в связи с этим: “Нашу страну причисляют к развивающимся странам. Характерная черта для всех развивающихся стран - принятие сотен и сотен программ поддержки предпринимательства. Но на их реализацию ни у кого не хватает денег. У нас также принято огромное количество программ. Но на этом сходство России и развивающихся стран заканчивается. У них малый предприниматель беден, он не нашел достойного места в жизни, у него нет образования, он чаще всего представитель национальных меньшинств. В России среди представителей малого бизнеса очень большая доля людей с высшим образованием, стремящихся себя реализовать, несмотря на то, что на сегодняшний день их доходы сравнимы с зарплатами менеджеров крупных российских корпораций” [1]. Однако представители отечественного малого и среднего бизнеса хотя и весьма образованны, в вопросах выставочной деятельности разбираются слабо: очень мало фирм, размещающих информацию о себе в каталогах, указывают свой логотип, год образования, контакты с использованием сети Интернет; мало представителей фирм-экспонентов посещают специальные семинары по вопросам выставочной деятельности.

Но дело не только в том, что участники выставок пока еще слабо разбираются в проблематике выставочного бизнеса. В отличие от крупных фирм, малые и средние предприятия, как считает Юлиана Котлина и мы разделяем ее мнение, не могут позволить себе больших расходов на проведение серьезных маркетинговых исследований и приобретение информации, необходимой для выработки своей маркетинговой стратегии. По этой причине предприниматели малого и среднего бизнеса часто используют лишь свой собственный опыт ведения бизнеса, а не научный подход к анализу рынка. Это снижает эффективность деятельности малых и средних предприятий и повышает риски. В этой связи выставки и ярмарки можно рассматривать как эффективный инструмент маркетинга. Участие малых и средних предприятий в выставке позволяет:

1) стать реальной частью рынка;

2) приобрести необходимую информацию для разработки своих проектов и ведения бизнеса;

3) получать оперативную реакцию на свои проекты и быструю отдачу от проведения всего комплекса маркетинга.

К сожалению, сфера деятельности предприятий, организующих выставки, и предприятий выставочного сервиса недостаточно организована. Отсутствует скоординированный календарь выставок, что приводит к проведению одновременно одинаковых выставок в одни и те же сроки и ко многим другим неувязкам [2].

К числу “многих других неувязок” следует отнести отсутствие системы образования в сфере выставочной деятельности. Лишь в прошлом 2001-м году появились первые учебные программы: “Выставочный менеджмент” кафедры маркетинга и выставочной деятельности Института повышения квалификации информационных работников в Москве и “Менеджмент международных выставок и конгрессов” кафедры выставочного бизнеса Международного банковского института в Санкт-Петербурге. Сейчас сложно сказать, как будут развиваться программы обучения выставочных работников, однако к советам независимого консультанта по маркетингу торговых выставок Стива Миллера и рекомендациям Уильяма Ли, почетного президента Бюро по торговым выставкам из США, следует прислушаться. Приведем семь ответов Стива Миллера на вопрос “Почему экспоненты торговых выставок не достигают своей цели?”:

1. Торговые выставки – самая сложная форма маркетинга.

2. Все выставки отличаются друг от друга.

3. Большинство корпораций принимает участие в выставке, четко не обозначив своих целей.

4. Большинство корпораций не знает, как измерить результат проведения торговой выставки.

5. Большинство работников выставки не знает, почему они здесь находятся и что же им следует делать.

6. Большую часть своего времени экспоненты тратят не на ту “сторону” уравнения.

7. Никто не учил их.

Вот уже много лет, пишет Стив Миллер, выставочные менеджеры с самыми благими намерениями пытаются обучить своих экспонентов, рассылая письма, используя электронную почту и проводя семинары. К несчастью, люди не читают почту и не посещают семинаров. Почему? Потому что думают, будто все знают [3].

Петра Смирнова тоже никто не учил. Талантливый самоучка вел свое дело праведно, ориентируясь на наивысшее качество. Его деловой успех был обусловлен высокой нравственностью и трудолюбием. И в наши дни эти качества среди предпринимателей вновь обретают особую ценность. Исследование “10 лет российских реформ глазами россиян””, выполненное Институтом комплексных социальных исследований РАН и Российским независимым институтом социальных и национальных проблем (опросы проводились с 1992 г. по 2001 г. по всей России) показало, что даже при общепризнанном падении общественной морали и коррумпированности государственных чиновников и экономики в целом, приверженность традиционным моральным ценностям остается экономически выгодным поведением.


Источники:

1. См. подробнее: http://www.esbc.ru/news.htm - обновление 23 февраля 2002 г.
2. Котлина Ю., Примак Л. Зачем малому выставка? // Бизнес-Академия, 2001, № 11-12, С. 93-94.
3. Миллер С. Как использовать выставки с максимальным эффектом. - М., 1998, С.15-16. Стадник И., Федотова И. Российское самомнение. Что думают широкие массы о богатых и бедных // Деловая хроника,2002, 10, С.53.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:43:32