Организационное развитие предпринимательских объединений союзного государства России и Беларуси

Костенюк А.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-2 (184), Май 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы организационного развития предпринимательских объединений Союзного государства России и Беларуси (СГРБ). Описана семантическая модель организационного развития. Выделены компоненты организационной модели предпринимательских объединений.

Ключевые слова: единое таможенное пространство, Республика Беларусь, организационное развитие, организационная модель, союзное государство России и Беларуси, предпринимательские объединения, организационная концепция, стратегическая концепция



Современная экономика является инновационной. Преимущество организационной модели предпринимательских объединений заключается в том, что при наличии вещественных факторов производства они увеличивают способность быстро и эффективно осуществлять нововведения. Поэтому на первый план выступают взаимодействия предпринимательских объединений государств-участников как между собой, так и друг с другом в рамках Союзного государства. Следовательно, лидером в мировой экономике будет являться то государство (группа стран), которое способно создавать систему связей между предприятиями, потребителями, учреждениями образования, науки, финансовыми структурами, государственными органами.

По нашему мнению, на смену конкуренции отдельных фирм приходит конкуренция предпринимательских объединений, кластеров, глобальных альянсов, регионов, государств.

Международные предпринимательские структуры

Развитие интеграционных процессов Беларуси и России предполагает формирование совместных предпринимательских объединений, имеющих международный характер. Такие объединения создаются двумя или несколькими национальными предприятиями с целью наиболее полного использования потенциала сторон для получения экономического эффекта от их деятельности.

Несомненно, такое объединение является одной из форм предприятий с долевым участием по Российскому и Белорусскому законодательству. Значимым признаком для государств и учредителей является наличие в числе их учредителей иностранного инвестора.

В настоящее время такие объединения имеют огромные перспективы для своего развития, обусловленные конкуренцией, формированием общего (общесоюзного) рынка труда, технологической взаимозависимостью, сдвигами (застоями) в политике и экономике союзных государств. Они призваны способствовать концентрации капиталов, сближая национальные хозяйства, обеспечивая свободное перемещение на территории союзных государств товаров, услуг, рабочей силы.

Поэтому на сегодняшний день существует необходимость в исследовании организационного развития этих структур. По существу организационное развитие в практическом применении включает организационный инжиниринг и реинжиниринг бизнес-процессов. Следовательно, требуется организационное моделирование совместных предпринимательских объединений.

Компоненты организационной модели

Компонентами организационной модели будут выступать:

1) структура:

– организационная;

– финансовая;

– информационная;

2) система управления:

– финансовая политика;

– организационная политика;

– информационная политика;

– критерии оценки эффективности;

3) ресурсы:

– финансовые;

– материально-технические;

– кадровые;

– инновационные требования к ресурсам.

Построение организационной модели предпринимательских объединений определяется компонентами: организационной концепцией, стилями управления и руководства, стратегической концепцией, факторами внешней среды, а также предыдущим опытом совместного предпринимательства различных государств, включая опыт Союзного государства России и Беларуси.

Организационная концепция определяется в рамках форм интеграции экономического сотрудничества и может быть в виде транснациональных и межгосударственных групп, комплексов, холдингов, в частности в форме межгосударственных финансово-экономических групп, формируемых на основе межправительственных соглашений и по инициативе предпринимательских структур.

Стратегическая концепция определяется функционированием объединений в условиях глобализации, требующих увеличения размера экономического пространства для успешного развития новых направлений развития бизнеса [3]. При таковой постановке учитывается в полной мере факторы обороноспособности Союзного государства России и Беларуси.

Что касается стиля и управления руководства, то он должен базироваться на принципе этархии – координации совместной деятельности в условиях многокритериального выбора приоритетов на основе экспертных оценок реализации инвестиционных проектов.

Естественно, требуется осмысление и критическая переоценка опыта совместного предпринимательства в целях удовлетворения рынков государствучастников в регулярных поставках и получения значительных экономических эффектов от масштабов закупок и производства и их инновационности.

Создание единого экономического пространства

Для более глубокого понимания организационного развития предпринимательских объединений этот процесс следует рассматривать в рамках интеграционных процессов в промышленности Союзного государства России и Беларуси [2]. В этом случае моделирование организационного развития возможно также с помощью семантической модели в виде графа. Основными тезаурусными статьями будут компоненты организационной модели (организационная концепция, стили управления и руководство, стратегическая концепция, факторы внешней среды, предыдущий опыт), которые связаны между собой логико-лингвистическими типами прямой и обратной связи – процесс-надпроцесс, причина-следствие, вид-род, ассоциативные и др.

С помощью данной модели можно концептуально оценить экономическую составляющую промышленного производства в развитии двусторонних торгово-экономических отношений между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, создании благоприятного экономического климата и поддержке национальных экономик. Такая концептуальная оценка важна для достижения главной цели создания Союзного государства – создание единого экономического пространства, обеспечивающего социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциала государств-участников. При этом создание единого экономического пространства отнесено к исключительной компетенции Союзного государства. В этом случае союзные предпринимательские объединения являются основой экономической интеграции, исключающей таможенные и другие ограничительные меры в торговле товарами государств-участников.

«Жесткий» и «мягкий» характер промышленной политики

По нашему мнению, предложенная организационная модель и подходы к организационному развитию совместных предпринимательских объединений могут быть положены в основу создания современной нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы взаимных российско-белорусских отношений в промышленности и торговле.

Процесс внедрения организационной модели и инновационный подход к организационному развитию совместных предпринимательских объединений Республики Беларусь и Российской Федерации может быть достигнут лишь при активном воздействии государств-участников на процесс экономического роста, территориальную и отраслевую структуру экономики посредством промышленной политики.

Первоначально промышленная политика носила «жесткий» характер. К ее основным инструментам относятся: торговый протекционизм, государ ственное управление промышленностью, бюджетная поддержка предприятий (субсидии, налоговые льготы, программы госзакупок, стимулирование экспорта), строительство инфраструктуры. Однако в условиях жесткой глобальной конкуренции промышленная политика должна носить «мягкий» характер, т.е. должна быть направлена не столько на поддержку отдельных экономических агентов, сколько на формирование связей между ними.

Это в свою очередь послужит обеспечению сопоставимых темпов роста объема промышленной продукции и товарооборота с ведущими странами дальнего зарубежья.


Источники:

1. Морозов В.П., Тихомиров В.П., Хрусталев Е.Ю. Гипертексты в экономике. Информационная технология моделирования: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 256 с.
2. Наумов А.В., Костенюк А.А. Концептуальное моделирование организационного развития интеграционных процессов в промышленности союзного государства России и Беларуси // Научное обозрение. – 2008. – № 2. – С. 25–28.
3. Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. – М.: Экономика, 2001.

Страница обновлена: 21.09.2024 в 15:58:27