Креативное сословие: российские крестьянские переселенцы на Северном Кавказе в XIX веке
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 4-2 (182), Апрель 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье на примере событий XIX века рассматривается крестьянский класс как основа государственности и цивилизационный фундамент. Особое внимание уделено значению аграрного сектора русского локуса в развитии предпринимательской и социальной культуры.
Ключевые слова: цивилизация, креативный капитал, крестьянство, община, креативные люди, концентрация креативного капитала
Пристально рассматривая важнейшие стороны отечественной истории, проникаешься убеждением, что один из главных устоев будущего страны, фундамент русской державной структуры, основа основ здоровой нации – крестьянство. Крестьянин – лучший солдат, выносливый и самоотверженный, только крестьянин, улавливающий солнечный луч, является продуцентом (в отличие от всех остальных – консументов различного порядка).
Крестьяне истинные православные, менее всего затронутые «химерическими» пороками урбанистической цивилизации. Государство с сильной крестьянской сердцевиной изначально и подлинно суверенно.
Однако не только непосредственно «на земле» видно все величие «крестьянской поступи». Так, к при меру, наши славянофилы предвидели возможности встраивания русской крестьянской общины в индустриальную цивилизацию. Они угадывали в ней именно цивилизационное явление – «уцелевшее гражданское учреждение всей русской истории» (А. Хомяков). Славянофилы предсказывали развитие крестьянской общины в промышленную. Еще более определенно по этому поводу высказывался Д. Менделеев, видевший в общинном и артельном началах, свойственных нашему народу, зародыши будущих правильных решений многих задач, которые предстояло решать на пути развития промышленности, и которые должны были затруднять те страны, где индивидуализму отдано окончательное предпочтение.
Крестьянский менталитет
Крайне интересен для нас опыт истории: русские крестьяне, вытесненные в город в ходе коллективизации, восстановили общину на стройке и на заводе в виде «трудового коллектива». Именно этот уникальный уклад со многими крестьянскими атрибутами (включая знаменитую штурмовщину) во многом предопределил «русское чудо» – необъяснимо эффективную форсированную индустриализацию СССР, небывалые достижения науки и просвещения.
Сегодня, когда в целом индустриальная цивилизация переживает довольно тяжелый кризис, в развитых странах возник большой интерес к крестьянству. Запад крестьянство давно ликвидировал, превратив в фермерство – капиталистическое предприятие на земле. Но будущее постиндустриальное сельское хозяйство – за крестьянством, снабженным, разумеется, достижениями науки. Только хозяйство, организованное по-крестьянски, а не по-фермерски, по мнению С. Кара-Мурзы, сможет накормить человечество и не разрушить среду обитания. А основная сокровищница крестьянской цивилизации – Россия! В дополнение С. Кара-Мурза приводит яркий исторический пример влияния крестьянского менталитета на деятельность органов власти: депутаты российской Государственной думы (1906 г.), связанные с крестьянством, сразу и, видимо, подсознательно внесли в ее работу советское начало, идущее от традиций общинного самоуправления. Это, прежде всего, выразилось в тяготении к соединению законодательной и исполнительной власти, то есть власти самодержавного типа, конкурирующей с самодержавием царским (проявился советский культурный стереотип).
Еще один пример: советский строй породил тип промышленного предприятия, в котором производство было неразрывно (и незаметно) переплетено с поддержанием важнейших условий жизнедеятельности работников, их семей и вообще «города». Это переплетение, идущее от традиций крестьянской общинной жизни и прочно вошедшее в коллективную память и массовое сознание, давало невиданный экономический и технологический эффект (таково отопление бросовым теплом, отходящим при производстве электричества на теплоцентрали) [1].
Российские крестьяне-переселенцы на Северном Кавказе
В монографическом исследовании под ред. В. Самсонова [2] отмечается, что за многие века существования российской цивилизации сложился своеобразный евразийский путь развития нашей страны. Этот путь привел Россию к абсолютно самобытной территориальной организации, одними из главных черт которой стали относительно устойчивое и многообразное на федеральном, региональном и местном уровнях размещение производительных сил в единой национальной системе управления природно-ресурсным комплексом страны и неуклонное следование ее многонационального народонаселения (в условиях общего «вмещающего» североевразийского ландшафта) в своей деятельности единому цивилизационному коду поведения с особыми крестьянскими традициями и товарищескими нововведениями авторитарной культуры экономического управления.
Г. Денисова и В. Уланов, исследуя период переселения русского крестьянства на Северный Кавказ, подчеркивают, что расширение пахотных земель русскими было связано не с захватом территорий, а с внедрением привнесенных технологических изменений (таких, как фабричный железный плуг). Обустройство на новых землях было сопряжено с целым рядом трудностей. Переселенцы сплошь и рядом получали неудобицы – земли, уступавшие по качеству земельным наделам автохтонов и малопригодные для выращивания сельскохозяйственных культур. Переселенцам приходилось прилагать огромные усилия для расчистки участков от камней, кустарников и камыша, дабы приспособить их под пашни. И за относительно короткий срок им удалось создать высокопроизводительные хозяйства! Даже в этих тяжелых условиях (сюда относится и недоброжелательное отношение местного населения, и, кстати, казачества тоже) аграрный сектор русского локуса социокультурности, отмечают Г. Денисова и В. Уланов, достигал производственных результатов, намного превышающих возможности хозяйств коренных жителей региона.
Внешним проявлением успешности освоения русскими крестьянами северокавказской экологической ниши стал резкий скачок товарности хлебного производства: если в 1897 году из Терской области было вывезено 7 370 590 пудов зерна, то в 1899 г. эта цифра достигла 15 704 439!
Креативное население
Русские крестьяне на новых землях обставляли свой быт и жизнедеятельность в соответствии с дотоле неизвестными на Северном Кавказе канонами восточнославянской аграрной цивилизации: огромные сады и виноградники, племенные бугаи, паровые мельницы, бочки и кадки, рамочные ульи – «весь этот живой и мертвый инвентарь, все это изобилие предметов и, как следствие, технологических приемов» врастало в кавказскую землю, констатируют Г. Денисова и В. Уланов, приживалось на ней и вписывалось в ландшафт [3].
Существует теория креативного капитала Ричарда Флориды. Напомню ее основной тезис: экономический рост региона обеспечивается креативными людьми, которые предпочитают места, отличающиеся разнообразием, толерантностью и открытостью новым идеям. Разнообразие увеличивает вероятность того, что регион привлекает разные категории креативных людей с различными навыками и идеями. Чем больше разнообразие среди креативного населения, тем больше вероятность новых комбинаций. Более того, разнообразие и концентрация творческих элементов ускоряют обмена знаниями, различные процессы в сфере торговли и предпринимательства. А более значительная по размеру и более разнообразная по сути концентрация креативного капитала, в свою очередь, приводит к более высоким показателям в области инноваций, создания высокотехнологичных предприятий, новых рабочих мест и экономического роста [4].
Указанное теоретическое положение вполне применимо к нашим крестьянским переселенцам, которые перемещались на Северо-Евразийские (Северокавказские) просторы в условиях высочайшего природного разнообразия и комплиментарного взаимодействия в зонах интенсивного межэтнического контакта, в совокупности с некоторыми другими обстоятельствами, предопределившими идейную основу русского космизма.
Источники:
2. Колисник И., Лысенко Е., Самсонов В. Философия синергетики Земли / под ред. проф. В.Б. Самсонова. – Саратов: Научная книга, 2005.
3. Денисова Г., Уланов В. Русские на Сев. Кавказе: анализ трансформации социокультурного статуса. – Ростов-н/Д: РПГУ, 2003.
4. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее / пер. с англ. – М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2005.
Страница обновлена: 23.09.2024 в 02:32:33