Система индикаторов стратегического развития социальной инфраструктуры Cамарского региона

Загребова Л.Е.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4-2 (182), Апрель 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассмотрены вопросы развития социальной инфраструктуры как составной и неотъемлемой части стратегии устойчивого развития региона. Предложены социальные индикаторы, отражающие уровень развития социальной инфраструктуры.

Ключевые слова: инфраструктура, Самарская область, эффективность производства, социальная инфраструктура, индексы, воспроизводство рабочей силы



Переход к стратегическому развитию социальной инфраструктуры региона связан с комплексной оценкой ее состояния и разработкой стратегии устойчивого развития.

Индикативное социальное планирование заключается в определении целей, показателей, заданий, основных средств их претворения, ориентированных на социально-экономическое развитие административно-территориальных образований на основе социальных индикаторов, характеризующих развитость социальной инфраструктуры [1]. Показатели устойчивого развития социальной инфраструктуры региона отражены в таблице (см. на с. 181).

Как определить эффективность развития социальной инфраструктуры?

Между качеством жизни и социальной инфраструктурой существует прямая связь, они находятся в отношениях цели и средства. Развитие инфраструктуры не должно стать самоцелью, она призвана повышать качество жизни. Поэтому количественные показатели качества жизни населения региона или индикаторы стратегического развития должны отражать результаты функционирования инфраструктуры, а этими результатами будут являться показатели, характеризующие степень удовлетворения потребностей населения. В тоже время значения этих показателей зависит от созданных условий для развития и удовлетворения потребностей, отражающих развитие социальной инфраструктуры места проживания населения.

Для эффективного развития социальной инфраструктуры необходимо, прежде всего, вычислить необходимый объем объектов социальной инфраструктуры. А также произвести оценку уровня социального развития региона.

Можно выделить два типа показателей: натуральные и экономические. Натуральных показателей очень много, так как социальная инфраструктура многогранна. Так, для каждого отдельного вида социальной инфраструктуры существует свой показатель, для жилищно-коммунального хозяйства – количество квадратных метров жилья, для здравоохранения – количество больничных коек, для транспорта – протяженность дорог в километрах.

Помимо этих натуральных показателей, можно рассчитывать и обобщающие показатели, такие, как обеспеченность населения тем или иным видом услуг, выраженная в процентах – то есть берется фактическое количество услуг и делится на норму.

Так же можно посчитать и такой показатель, как обеспеченность жилищного фонда инженерными видами благоустройства.

Кроме перечисленных показателей можно посчитать и экономические. Например, себестоимость единицы продукции или услуги (себестоимость строительства 1 кв. м жилья), или такой показатель, как количество произведенных услуг социальной сферой в денежном выражении в расчете на одного потребителя.

Индикаторы стратегического развития Приволжского региона

В сформированная автором система индикаторов стратегического развития, индексов и статистических показателей качества жизни населения региона, представлена на рис. (см. на с. 183).

Индикаторами стратегического развития называют критерии и показатели, с помощью которых оценивается уровень развития того или иного региона, прогнозируется будущее состояние его социальной инфраструктуры, делаются выводы об устойчивости этого состояния. Индикаторы служат базой для планирования деятельности в направлении устойчивого развития, разработки политики в этой области.

Значение каждого из индексов качества жизни вычисляются таким образом, что значение «ноль» соответствует самому низкому уровню, а «единица» – самому высокому. При расчете индексов (показателей) качества жизни населения областей Приволжского федерального округа необходимо использовать статистические данные, рассчитанные Федеральной службой государственной статистики.

Использование рассчитанных значений индикаторов устойчивого развития субъектов Приволжского федерального округа (ПФО) позволиет:

1) ранжировать регионы ПФО в зависимости от значений индикатора устойчивого развития;

2) анализировать динамику каждого индикатора устойчивого развития для каждого субъекта ПФО;

3) выделять лидеров и аутсайдеров по каждому индикатору.

Механизм влияния социальной инфраструктуры на эффективность производства

В основу разработки системы индикаторов стратегического развития социальной инфраструктуры положены следующие принципы:

1) отображение системой индикаторов верхнего уровня дерева целей стратегического развития;

2) иерархичность (соподчиненность) построения индикаторов;

3) согласованность ключевых индикаторов с международными индикаторами стратегического развития;

4) соответствие выбранных индикаторов системе сбора и обработки информации, используемой в государственной статистической отчетности;

5) включение в систему, прежде всего, индикаторов на макро- и мезоуровне;

6) относительно небольшое количество индикаторов, обеспечивающих их достаточность для комплексной характеристики основных процессов и мониторинга стратегического развития.

Уровень развития социальной инфраструктуры, несомненно, оказывает огромное влияние на экономические показатели. И поэтому при определении эффективности производства и факторов, влияющих на него, следует учитывать и социальную инфраструктуру.

Механизм влияния социальной инфраструктуры на эффективность производства заключается в следующем:

– социальная инфраструктура создает предпосылки для воспроизводства рабочей силы;

– социальная инфраструктура следит за здоровьем и образованием;

– социальная инфраструктура обеспечивает продовольственными и промышленными товарами, через сеть торговых учреждений;

– социальная инфраструктура поддерживает культурно-нравственный потенциал людей.

Если уровень развития социальной инфраструктуры высок, то это не может отразится на эффективности производства. Например: если хорошо организовано получение детьми образования, а затем и профессии, это позволит получить квалифицированные кадры, производительность которых несомненно будет выше, чем не квалифицированных работников.

Социальная инфраструктура и воспроизводство рабочей силы

Организованная социальная инфраструктура позволяет работнику больше времени уделять процессу производства, а не поиску необходимых продуктов или услуг. Поэтому важно правильно сочетать объем производственной и социальной инфраструктуры и финансировать лишь тот объем подразделений социальной сферы, который действительно необходим. При этом нужно правильно определить этот объем в соответствии с количеством работников (потребителей услуг – население) и производством.

Правильно организованная инфраструктура дает возможность привлекать квалифицированных специалистов, воспроизводить рабочую силу, обеспечивая ее всем необходимым. Она позволяет освободить работника от повседневных проблем, и предоставляет ему больше времени и сил уделить производству. А в сумме развитая социальная инфраструктура и правильно организованное производство дают хороший экономический эффект.

Таким образом, предложенная система индикаторов стратегического развития социальной инфраструктуры региона позволяет оценивать устойчивость развития инфраструктуры, определять конкретные цели региональной стратегии развития инфраструктуры в количественной форме. При использовании индикаторов существует возможность осуществлять мониторинг и анализ темпов достижения стратегических целей развития социальной инфраструктуры региона, что позволит закрепить ответственность за достижение определенных целевых показателей соответствующими структурами, осуществлять оценку эффективности деятельности элементов структуры управления.


Источники:

1. Бобылев С. Н., Гирусов Э. В., Перелет Р. А. Экономика устойчивого развития: учебное пособие. – М.: Ступени, 2004. – 303 с.
2. Дукин В., Петров Ю. Индикативное планирование. Механизм координации деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой. М.: Экономист, 1999.
3. Лексин В. Шевцов А. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования. – М.: РЭЖ, 1997.
4. Миркин Б. М., Наумова Л.Г. Устойчивое развитие: учебное пособие. – Уфа: РИЦ Баш ГУ, 2009. – 148 с.
5. Перелет, Р. А. Выявление показателей устойчивого развития // Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. – 1995. – №6.
6. Храпылина, Л. Качество жизни населения и индикативное планирование // Социальная политика и социальное партнерство. – 2006. – №1. – С.96–101.

Страница обновлена: 21.09.2024 в 14:21:32