Управление процессами интеграции организаций бизнеса приграничных регионов (опыт Еврейской Автономной Области)

Соколова Г.В., Гринкруг М.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4-2 (182), Апрель 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассмотрена необходимость изменения подходов к управлению процессами интеграции организаций бизнеса приграничных территорий (на примере Еврейской автономной области и северных провинций Китайской Народной Республики) с целью эффективного и устойчивого развития экономического пространства территорий.

Ключевые слова: интеграционные процессы, региональные целевые программы, внешнеэкономический потенциал, приграничные регионы, организации бизнеса, меры государственной политики



Важнейшим направлением экономической политики приграничных регионов России является реализация потенциальных возможностей организаций бизнеса с целью развития интеграционных процессов и обеспечения эффективного и устойчивого развития экономического пространства территорий.

В приграничных регионах процессы глобализации выдвигают внешнеэкономические факторы развития организаций бизнеса как первостепенные. Под влиянием этих факторов происходит трансформация приграничной региональной экономики, согласующаяся с определением новых, креативных форм организации экономического пространства территорий [1]. Существует прямая зависимость между социально-экономическим состоянием регионов и их участием во внешнеэкономической деятельности.

Чем больше объемы экспортного вывоза, тем выше в среднем доходы населения, лучше бюджетное положение, ниже уровень безработицы, быстрее развивается банковская сеть и другие рыночные структуры, выше привлекательность для иностранных инвесторов. Это обусловлено тем, что прибыль регионы получают лишь в тех видах экономической деятельности, которые имеют платежеспособный спрос в пределах страны и за рубежом [2].

Еврейская автономная область – приграничный регион

Сегодня приходится констатировать факт, что российские организации бизнеса осуществляют свою деятельность в условиях ужесточения как внутренней, так и международной конкуренции.

Для приграничных регионов Дальнего Востока России фактор близкого соседства с северными провинциями Китая имеет важное значение, так как возникает реальная возможность использования российско-китайского делового сотрудничества для обеспечения устойчивого развития и социально-экономического сотрудничества.

Еврейская автономная область – регион, соседствующий на протяжении почти 600 километров с Китайской Народной Республикой и имеющий три действующих пограничных пункта пропуска (один из которых Нижне-Ленинское – Тунцзян, работает практически круглый год), имеет базисные предпосылки для формирования и развития внешнеэкономического потенциала организаций бизнеса. Между Еврейской автономной областью и приграничными районами Китая существуют давние и достаточно успешные внешнеторговые связи, в частности, с районами провинции Хэйлунцзян: городами Цзямусы, Тунцзян, Хэган, Ичунь и др.

По результатам опроса мнений иностранных компаний, участников международных конференций, выставок, бизнес-встреч (КНР, Японии, Израиля) сегодня возросла необходимость взаимодействия с хозяйствующими субъектами области, в части осуществления консалтинговых, финансовых операций, туристических, транспортных услуг, услуг в сфере страхования и др. Но роль предприятий области в этом процессе пока еще незначительна.

Господдержка внешнеэкономической деятельности бизнес-структур

Современная внешнеэкономическая деятельность возможна только при качественной и эффективной работе управленческих структур. При этом важно учитывать, что внешнеэкономический потенциал организаций бизнеса тесно связан с темпами социально-экономического развития территорий. Улучшение его использования способствует росту производства товаров народного потребления, внедрению инновационных технологий при одних и тех же затратах общественного труда и интеграции приграничных территорий в мирохозяйственные связи. А качественные его характеристики определяют рост благосостояния населения и повышения качества жизни в целом.

Таким образом, необходимость государственной поддержки организаций бизнеса – участников внешнеэкономической деятельности продиктована временем. Однако разрозненность применения различных мер стимулирования внешнеэкономической деятельности, не объединенных единым стратегическим замыслом, не приносит сегодня достаточного эффекта.

Государственным структурам необходимо проявлять комплексный подход в использовании традиционных и нетрадиционных форм поддержки внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства регионов [3].

Необходимо прибегать к принципиально новым направлениям поддержки внешнеэкономической активности организаций бизнеса, а именно стимулировать приток иностранных инвестиций в экспортоориентированные отрасли отечественной экономики, сочетая данный подход с оказанием государственной поддержки такими формами обновления основного капитала российских компаний, как лизинг высокотехнологичного оборудования, поддержка инновационной деятельности организаций бизнеса, вовлечение их в активное международное сотрудничество, в том числе посредством участия их в международных выставочно ярмарочных мероприятиях.

На решение этих и других задач, должны быть направлены мероприятия региональных целевых про грамм развития внешнеэкономической деятельности.

Структурные элементы интеграционных процессов

Региональные программы развития внешнеэкономической деятельности исходят из таких главных принципов региональной внешнеэкономической политики, как:

– последовательное отстаивание экономических интересов региона; обеспечение широкого взаимодействия структур всего комплекса организаций, задействованных во внешнеэкономической деятельности;

– планирование экономических, а не административных мер стимулирования внешнеэкономической деятельности;

– учет специфики региона в рамках действующих региональных программ; межрегиональное сотрудничество и взаимодействие с федеральными структурами.

В Еврейской автономной области программно-целевым методом такие задачи не решаются.

Проведенный анализ нормативной правовой базы региона показал, что в течение последних десяти лет такие программы не принимались.

При формировании механизма реализации выбранных приоритетов необходимо ориентироваться на максимально полную увязку поставленных целей и задач и разработку наиболее адекватных инструментов их реализации. При этом механизм наращивания внешнеэкономического потенциала субъекта предпринимательства должен обеспечивать развитие всех его существенных элементов в их системной целостности. Результаты исследования позволили нам определить основные структурные элементы такого механизма (см. табл. на с. 171).

Таблица

Цели, задачи и инструменты развития интеграционных процессовв приграничных регионах

Почему неэффективна существующая система господдержки внешнеэкономической деятельности?

Оптимизация функционально-целевой структуры внешнеэкономического комплекса на современном этапе его развития может быть достигнута путем решения следующих, относительно обособленных задач, решение которых обеспечивается формированием соответствующих механизмов управления – посредством расширения мер государственного стимулирования внешнеэкономической деятельности организаций бизнеса приграничного региона.

Необходимость государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства участников внешнеэкономической деятельности продиктована временем. Однако разрозненность применения различных мер стимулирования внешнеэкономической деятельности, не объединенных единым стратегическим замыслом, не приносит сегодня достаточного эффекта.

Государственным структурам необходимо проявлять комплексный подход в использовании традиционных и нетрадиционных форм поддержки внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательской деятельности регионов [4].

Действующая в настоящее время отечественная система поддержки участников внешнеэкономической деятельности охватывает многие формы поддержки, практикуемые в развитых странах, но она по-прежнему малофункциональна, ввиду сложности, громоздкости и в связи с неразвитостью институциональной базы поддержки экспорта. Нынешняя система малодоступна для большинства субъектов малого и среднего предпринимательства – потенциальных участников внешнеэкономической деятельности.

Услугами этой громоздкой системы сегодня на деле могут пользоваться лишь некоторые государственные корпорации, мотивация которых в контексте развития и формирования внешнеэкономического потенциала весьма ограничена (см. рис. ниже).

Рис. Меры стимулирования внешнеэкономической активностиорганизаций бизнеса

Заключение

Правильно сформированная внешнеэкономическая региональная политика позволяет сконцентрировать ресурсы и усилия на реализации внешнеэкономического потенциала предпринимательских структур и тем самым обеспечить эффективность развития внешнеэкономической деятельности региона в процессе его интеграции в мирохозяйственные связи.

В целом, важно достичь ситуации, в которой государственные меры по поддержке внешнеэкономической деятельности субъектов малого бизнеса в России будут способствовать диверсификации российской экономики и повышению конкурентоспособности отечественной продукции на мировых рынках, приближать институциональную организацию внешнеэкономической деятельности к международным стандартам и характеризоваться высокими показателями эффективности. И роль малого и среднего предпринимательства в этом аспекте значительна.


Источники:

1. Грачев Ю.Н. Внешнеэко номическая деятельность. Организация и техника внешнеторговых операций. – М.: ЗАО «Бизнес – школа «Интел – Синтез», 2001. – С. 324.
2. Балабанов И.Т. Внешне экономические связи: Учебное пособие / М.: Финансы и статистика, 2003. – 512 с.
3. Сусанян К.Г. Влияние курса рубля на конкурентоспособность российского промышленного экспорта // Российский внешнеэкономический вестник. –2009. – №12. – 28 с.
4. Ишаев В.И. Международное экономическое сотрудничество: региональный аспект / Владивосток: Дальнаука, 2005. – 246 с.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:46:19