Оценка конкурентной позиции банковской услуги по размещению денежных средств физических лиц на срочный вклад коммерческих банков

Абаева Н.П., Хасанова Л.Т.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4-2 (182), Апрель 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Абаева Н.П., Хасанова Л.Т. Оценка конкурентной позиции банковской услуги по размещению денежных средств физических лиц на срочный вклад коммерческих банков // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 4. – С. 112-119.

Аннотация:
В статье производится оценка конкурентоспособность банковской услуги региональных банков Ульяновской области методом анализа иерархий. Для примера авторами анализируется конкурентоспособность услуги по размещению денежных средств населения на срочный вклад.

Ключевые слова: конкурентоспособность, услуги, метод анализа иерархий, банк, банковские услуги, банковский вклад



Обеспечение достаточно высокого уровня конкурентоспособности кредитной организации и услуг – одна из наиболее актуальных проблем коммерческих банков.

Одним из основных этапов в управлении конкурентоспособностью банковской услуги и коммерческого банка является оценка конкурентоспособности, которая необходима для выработки правильных управленческих решений и принятия практических действий по повышению уровня конкурентоспособности. В связи с этим необходимо иметь объективный метод ее измерения.

При изучении экономической литературы, было выявлено наличие множества методик оценки уровня конкурентоспособности товаров и услуг.

Нами был осуществлен отбор методик и способов оценки конкурентоспособности, которые могли бы применяться для определения уровня конкурентоспособности банковских услуг. В процессе систематизации методов оценки конкурентоспособности услуг, можно отметить то, что в большинстве методик оценки объектов используются критерии качества и стоимостные характеристики услуг. Практически все методики оценки конкурентоспособности, освещенные в научной литературе, имеют как достоинства, так и недостатки. Достоверность и объективность оценки конкурентоспособности услуги в большинстве методик зависит от человеческого фактора, поскольку при определении конкурентоспособности услуги, оперируя не только количественными, но и качественными показателями, необходима субъективная оценка экспертов по критериям оценки. Среди методов оценки выделен метод анализа иерархий, позволяющий переводить качественные значения показателей в количественные с целью получения интегрального коэффициента конкурентоспособности банковских услуг.

Была поставлена цель провести оценку конкурентных позиций реальных банковских услуг по размещению денежных средств на срочные вклады коммерческих банков Ульяновской области методом анализа иерархий.

Метод анализа иерархий

Использование метода анализа иерархий предполагает декомпозицию проблемы на все более простые составляющие части и обработку суждений лица, принимающего решение (ЛПР).

Данный метод целесообразно использовать для выбора окончательного, единственного компромиссного варианта. Достоинством его применения является использование числовых оценок и вербальной формы для описания показателей.

Первым шагом реализации метода анализа иерархий является структурирование проблемы выбора в виде древовидной или сетевой иерархии. Иерархия включает четыре уровня (см. рис. 1 на с. 114). На первом этапе иерархического представления задачи формулируется цель проведения исследования – определение наиболее конкурентоспособной банковской услуги.

Рис. 1. Иерархическое представление задачи выбора коммерческого банкас наилучшей конкурентной позицией для размещения денежных средствфизическим лицом

После иерархического очерчивания проблемы исследования устанавливаются приоритеты показателей, и каждая из альтернатив оценивается по критериям. Можно утверждать, что каждая из перечисленных характеристик второго и третьего уровней важны при принятии решения физическим лицом, но не одинаково, необходимо определить, какая из них важнее и на сколько.

С этой целью для каждой материнской вершины проводится оценка весовых коэффициентов, определяющих степень ее зависимости от влияющих на нее вершин более низкого уровня.

Поскольку для описания состояния услуги используются как числовые, так и нечеткие параметры, то необходим перевод вербальных оценок в числовые, который может быть осуществлен различными способами. Учитывая степень неоднородности и неопределенности сложившегося рынка, чаще всего в таких случаях применяются интервальные шкалы. Мы для этой цели воспользовались девятибалльной шкалой относительной важности, которая была разработана Т. Саати [2, 1].

Банковская услуга по размещению денежных средств населения на срочный вклад

Исследование проведено на материалах конкретных трех региональных и одного инорегионального коммерческих банков. Обозначим их Банк 1 (Б1), Банк 2 (Б2), Банк 3 (Б3) и Банк 4 (Б4).

Рассмотрим краткую характеристику банковской услуги по размещению денежных средств населения на срочный вклад, предоставляемой физическим лицам на определенный срок (срочный вклад) коммерческими банками (см. табл. на с. 116).

Таблица

Параметры банковской услуги (по размещениюденежных средств физических лиц на срочный вклад),предоставляемой банками-конкурентами

При проведении субъективных парных сравнений групп показателей относительно фокуса иерархии и заполнении матрицы для второго уровня иерархии эксперты отвечали на вопрос: «Какая из групп показателей важнее или имеет большее воздействие на интегральный показатель конкурентоспособности банковской услуги?». Было заполнено 14 матриц парных сравнений. Математическая обработка матрицы парных сравнений сводилась к определению индекса согласованности (ИС), отношение согласованности (ОС), локальных приоритетов показателей (Вi), нормализованного вектора, наибольшего собственного значения матрицы суждений (Lmax).

Получили, что наибольшую значимость при выборе банковской услуги по размещению денежных средств на срочный вклад физическими лицами имеет группа показателей «экономические характеристики привлекательности банковской услуги» (вектор приоритетов для данной группы показателей составил 1,41 пунктов).

Наименьшее влияние на решение размещения денежных средств физическими лицами, по сравнению с экономическими факторами, оказывает фактор «потребительские свойства банковской услуги» (вектор приоритетов для данной группы показателей составил 0,71 пунктов).

Результаты заполнения матриц попарных сравнений

В результате заполнения матриц попарных сравнений для третьего уровня иерархии определили, что наибольшую значимость выбранной банковской услуги имеют показатели «репутация банка», «низкий уровень риска при использовании данной услугой», поскольку вектор приоритетов для данных показателей составили 3,15 пункта. Наименьшее влияние на решение размещения денежных средств физическими лицами оказывает фактор «удобство пользования услугой». Наибольшую значимость при выборе банковской услуги размещения денежных средств на срочный вклад физическими лицами с экономической позиции привлекательности услуги имеют показатели «ликвидность банка», «максимальная процентная ставка». Вектор приоритетов для данных показателей составили соответственно 2,99 и 1,31 пунктов.

При проведении попарных сравнений альтернатив эксперты отвечают на вопросы: «По какому банковскому вкладу коммерческого банка, больше процентная ставка по вкладу? Какой коммерческий банк имеет большую ликвидность? По какому банковскому вкладу коммерческого банка условия предоставления услуги привлекательнее для физического лица?» и т. д.

Для определения вектора приоритета альтернатив относительно факторов и фокуса осуществляется синтез приоритетов, начиная со второго уровня иерархии к нижнему уровню [1].

Из полученных значений результирующий вектор приоритетов альтернатив относительно фокуса иерархии имеет следующие вид:

(1)

Результаты анализа

Исходя из рассчитанного значения глобального приоритета для каждой из альтернатив можно сделать вывод, что наиболее конкурентоспособной банковской услугой по размещению денежных средств физическими лицами среди рассмотренных коммерческих банков является банковская услуга, предоставляемая инорегиональным Банком 4 (Б4) (см. рис. 2 выше). Далее в порядке убывания следуют: Банк 3, Банк 2, Банк 1.

Из анализа следует, что для успешного продвижения банковской услуги на рынке банковских вкладов остальным рассмотренным банкам-конкурентам необходимо принять меры по минимизации наиболее значимых разрывов в параметрах услуги-лидера.

Следует отметить, что изучение и оценка уровня конкурентоспособности банковских услуг должны вестись непрерывно и систематически для своевременного выявления снижения уровня конкурентоспособности с целью принятия соответствующих управленческих решений.

Рис. 2. Приоритеты банковской услуги «банковский вклад» коммерческихбанков, полученные с помощью метода анализа иерархий


Источники:

1. Андрейчиков А. В., Андрейчикова О. Н. Анализ, синтез, планирование решений в экономике – М.: Финансы и статистика, 2000. – 368с.
2. Саати, Т. Принятие решений: метод анализа иерархий [Текст] / Т. Саати; пер. с англ. – М.: Радио и связь, 1993. – 315 с.
3. Фатхутдинов Р. А. Стратегический маркетинг: Учебник для вузов. 5-е издание. – СПб.: Питер, 2008. – 368 с.

Страница обновлена: 30.03.2024 в 14:38:10