Гармонизационный подход в управлении предприятием

Муратов А.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4-2 (182), Апрель 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Муратов А.С. Гармонизационный подход в управлении предприятием // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 4. – С. 64-72.

Аннотация:
Научным сообществом в экономике и управлении недооценивается гармонизационный подход, имеющий большой положительный потенциал в теории и практике. В статье обосновывается актуальность теории гармонизации и гармонизационного подхода к управлению организацией.

Ключевые слова: менеджмент, управление, организация, эволюция, гармонизация, подход



В теории управления известно достаточно большое количество научных подходов к выработке управленческих решений. По нашим сведениям, наиболее полный перечень подходов описывает и рекомендует применять Р.А. Фатхутдинов: системный, логический, воспроизводственно-эволюционный, инновационный, комплексный, глобальный, интеграционный, виртуальный, стандартизационный, маркетинговый, эксклюзивный, функциональный, процессный, структурный, ситуационный, нормативный, оптимизационный, директивный, поведенческий, деловой [1,2].

Теория гармонии

В философии, экономической теории, теории организации и других науках, как и в приведенных выше источниках, наблюдается следующая тенденция: господствует системный подход и порожденная им синергетическая парадигма.

Диалектический подход замалчивается, при том что любая система является одновременно и объектом и субъектом управления. Гармонизационный подход не упоминается вообще, хотя, по-нашему мнению, в управлении также трудно встретить научный подход в чистом виде, как и чистое вещество в природе.

Гармонизационный подход раскрывает просторы системно-диалектическому, инновационно-логическому, ситуационно-оптимизационному и другим подходам. Он применяется, когда отсутствует явное доминирование одного какого-либо свойства или его недостаточно для решения конкретной проблемы. Гармония, гармонизация в словарях имеют множество значений. Наиболее часто их употребляют в области музыки, эстетики. В экономике и управлении эти категории явно недооцениваются, хотя имеют немаловажное значение. Так, в 1848 году французский экономист и публицист Фредерик Бастиа публикует свой труд «Экономические гармонии», благодаря которому в эпоху революций и торговых войн он становится одним из самых популярных экономистов Европы [3]. Ф. Бастиа сосредотачивается на доказательстве того, что экономические отношения свободны от антагонистических противоречий.

Экономика является областью согласования разнообразия интересов, а злоба, зависть, войны порождены отношениями, отличными от экономических. В начале XX века российские организаторы производства К. Адамецки и А. Богданов уделяют гармониям в управлении большое значение.

Так, К. Адамецки выделяет гармонию в устройстве, гармонию в действии и духовную гармонию [4], а А.Богданов исследует гармонию вещей, людей и идей [5]. Эволюция теории гармонии отображена в табл. 1 (см. на с. 66).

Таблица 1

Этапы эволюции теории гармонии экономическихи управленческих отношений

Гармония и гармонизация

Неожиданно, но факт, что на начало XXI века теория управления оперирует законом гармонии в очень узком смысле. Он трактуется, как закон композиции-пропорциональности, и поэтому ему отведена второстепенная, если не третьестепенная, роль. Объектом закона гармонии является структура системы или организации. Люди, действия, идеи из закона гармонии выпали. Можно смело утверждать, что в теории гармонии за последние 100 лет, вместо ожидаемого прогресса, образовался провал. И этот факт, по-нашему мнению, являет собой основную дисгармонию теории организации и теории управления в целом.

Однако в последнее время в теории гармонии появилась точка бифуркации. Из закона композиции пропорциональности развивается концепция гармоничного производства [6], а из гармонии действий, людей и идей – концепция гармонизации производства [7]. Считаем, что научному сообществу необходимо изменить свое отношение к теории гармонии и теории гармонизации.

Если к гармонии, гармоничности и гармонизации отнестись как к экономико-управленческим категориям, «ключевыми» останутся следующие определения: гармония – согласованность частей целого; гармоничный – согласованный, пропорциональный; гармонизация – согласование действий, интересов, целей.

Согласованность предполагает, прежде всего, совместимость (неантагонистичность) частей целого и проявляется через эффективность, качество и результативность. Это внутреннее состояние объекта, часто не видимое глазу. Пропор циональность – внешнее проявление согласованности, одна из количественных оценок гармонии и гармонизации.

Гармонизация предполагает действия, направленные на достижения гармонии за счет: а) устранение дисгармоний; б) согласование противоречий, противоположностей; в) постоянного улучшения свойства объекта, приведение их в соответствие с изменяющимися требованиями и условиями.

Сколько людей, столько и представлений о гармонии, она субъективна идеалистична и относительно статична. Стремление же к гармонии свойственно человеку естественным образом. Гармонизация объективна, реалистична и динамична. В практике управления гармонизация важнее гармонии.

Однако гармония наполняет смыслом гармонизацию, гармония характеризует цель, гармонизация – средство достижения цели.

Гармонизационный подход в теории и практике управления организацией

Содержание гармонизационного подхода в теории и практике управления организацией, по-нашему мнению, следующее: 1) устранение очевидных дисгармоний, диспропорций, дисбалансов; 2) согласование разнонаправленных интересов, целей, действий; 3) постоянное улучшение свойств объекта исследования (совершенствовать можно хорошее, улучшать – любое).

Про необходимость слияния различных научных подходов было сказано выше. Идеология «постоянных улучшений» принадлежит менеджменту качества [8 и др.], «белым пятном» которого является отсутствие разработанного понятия «качества процесса» и оценки качества процесса, хотя декларируется использование процессного подхода к построению систем менеджмента качества. Это еще одна дисгармония в теории управления.

Третьей серьезной дисгармонией теории управления является, по-нашему мнению, отрыв практики управления организацией от законов организации. Место между законами организации и ее миссией пустует, миссия характеризует конкретное предназначение организации, индивидуализирует ее. Образец организации, описание обязательных свойств, которыми она должна обладать при условии соответствия мировым мегатрендам развития экономики и общества, отсутствует.

Использование гармонизационного подхода для решения проблем устранения диспропорций в теории и практике управления организацией показано на рис. (см. на с. 68).

Рис. Гармонизационный подход и ликвидация дисгармонийв теории и практике управления

Актуализация закона гармонизации в теории организации и теории принятия решений за счет развития теории гармонизации позволит ликвидировать обнаруженный «провал» в теории гармонии.

Эталоны общественного, государственного строя известны издавна, их принято называть утопиями.

Однако эталона организации, ее идеального образа не существует. Разработка парадигмы организации, базис, которой описан в работе Муратов А.С. [9], позволит решить эту проблему.

Новое качество управления организацией

Ситуацию в менеджменте качества можно сравнить с ситуацией в аудите, где более ста лет развивался «подтверждающий», внешний аудит, нацеленный на отчетность, то есть конечный результат.

Затем пришло осознание того, что если уделять больше внимания процедурам, процессам подготовки отчетности, то конечный результат «запрограммированно» будет положительным. Стал развиваться внутренний аудит, направленный на процессы подготовки отчетности. Менеджмент качества пока ориентирован на конечный результат – качество продукции, услуг. Но оно зарождается в процессах изготовления (или предоставления) и является производным от качества процессов.

Однако последним в стандартах качества должного внимания не уделяется. Известна методика оценки качества технологического процесса [10], но этого не достаточно. Оценка качества процессов должна вестись, как минимум, на семи ступенях качества, выделенных Э.Коротковым [11], однако их может оказаться больше.

В заключение хотелось бы подчеркнуть актуальность развития теории гармонизации на современном этапе (см. табл. 2 на с. 71).

Таблица 2

Актуализация теории гармонизации

Долгое время наша страна (как и весь социалистический лагерь) находилась во враждебном окружении и перед ней стояла стратегическая задача – выжить и победить. Образ врага, опасность мобилизуют население, появляется ясность цели, единства интересов, целеустремленность. В таких условиях актуальна теория организации, как наука о целенаправленности действий. Но ситуация изменилась, меняются и стратегические установки. Перед страной стоит задача модернизации экономики, ее рост, развитие. В таких условиях «обнаруживается» множество направлений и целей, разнообразия интересов, которые необходимо согласовывать.

Актуализируется теория гармонизации, зародившаяся в недрах теории организации и гармонизационный подход в управлении. Не осознавать этого – тормозить развитие и науки, и экономики.

Выводы

1. Пришло время изменить отношения к категориям «гармония» и «гармонизация» как к чисто-эстетическим, поскольку, помимо эстетических они выполняют социальные, экономические и управленческие функции.

2. Основными дисгармониями теории и практики управления являются: а) ограниченность трактовки закона гармонии; б) «белое пятно» менеджмента организации; в) «белое пятно» менеджмента качества, раскрытые нами выше.

3. Определено содержание гармонизационного подхода в теории и практике управления организациями, обоснована его актуализация в эпоху модернизации экономики предприятий, отрослей, промышленности в целом.

Комментарий редакцииВ статье имеет место эклектика теории управления, теории организации, теории менеджмента и отсутствует определение того, что автор понимает под «теорией гармонизации». В итоге – все изложенные положения нельзя считать доказанными, а рис. 1 в основном является заимствованным.


Источники:

1. Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005.
2. Фатхутдинов Р.А. Статегический менеджмент: учебник – М.: Дело, 2007.
3. Бастиа Ф. Экономические гармонии. – М.: Эксмо, 2007.
4. Адамецки К. О науке организации. – М.: Экономика, 1972.
5. Богданов А.А. Тектология: всеобщая организационная наука. – М.: Финансы, 2003.
6. Клевлин А.И, Моисеева Н.К Организация гармоничного производства (теория и практика). – М.: Омега-Л, 2003.
7. Муратов А.С. Введение в теорию гармонизации. – Новосибирск: Наука, 2008.
8. ГОСТ Р ИСО 9000–2001, 9001–2001 и др.
9. Муратов А.С. Гармонизация законов и миссия организации // Проблемы теории и практики управления. – 2010. – №9.
10. Муратов А.С. Оценка и стимулирование качества функционирования технологических систем // Стандарты и качество. – 1987. – №10.
11. Коротков Э.М. Концепция менеджмента. – М.: Дека, 1997.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:46:58