Особенности управления интеллектуальной собственностью в реальном секторе экономики

Унанян А.Ю., Суслова С.Е.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4-2 (182), Апрель 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Унанян А.Ю., Суслова С.Е. Особенности управления интеллектуальной собственностью в реальном секторе экономики // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 4. – С. 40-42.

Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы коммерциализации интеллектуальной собственности при трансфере технологий в реальный сектор экономики, проанализировано использование объектов интеллектуальной собственности в производстве.

Ключевые слова: конкурентоспособность, интеллектуальная собственность, нематериальные активы, коммерциализация, коммерциализация инноваций



Активизация процессов вовлечения интеллектуальной собственности в гражданский оборот предприятий, коммерциализация инноваций, безусловно, способствуют увеличению конкурентных преимуществ инновационно-активных предприятий. Как показывает мировая практика, стоимость отдельных объектов интеллектуальной собственности достигает сотен миллионов долларов [1]. Доля нематериальных активов, находящихся на балансе компании, может составлять более половины всего ее капитала, а амортизация нематериальных активов служит стабильным источником средств для воспроизводства инновационной продукции компании, региона, при этом использование инноваций выступает гибким индикатором инновационного климата в стране. К сожалению, в России только малая часть объектов интеллектуальной собственности отражается на балансе предприятий, при этом большинство нематериальных активов учтены по минимальной цене, а не по их рыночной стоимости [2].

Парадигма открытых инноваций Именно поэтому так необходима государственная поддержка всего инновационного цикла. Поддерживая фундаментальные и прикладные исследования, государство создает запас новых научных и технологических идей, которые снабжают инновационно-активных субъектов хозяйствования полученными знаниями.

Создание государством условий для свободного доступа предприятиям и организациям к результатам фундаментальных и прикладных исследований является огромным по значению и стоимости вкладом в повышение их конкурентоспособности.

В настоящий момент происходит смена парадигм управления инновациями, при которой осуществляется переход от закрытых к открытым инновациям [3]. Парадигма открытых инноваций заключается в том, что предприятия наряду с собственными, должны использовать и внешние идеи, применять «внутренние» и «внешние» способы коммерциализации для выхода на рынок с более совершенными технологиями.

Можно констатировать, что в России рынок интеллектуальной собственности пока не сложился, и большинство предприятий используют в основном собственные наработки при коммерциализации наукоемких технологий.

Россия находится на этапе «закрытых инноваций».

Коммерциализация интеллектуальной собственности

Использование открытой интеллектуальной собственности (ОИС) в собственном производстве работодателей-правообладателей остается одним из действенных механизмов коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. По данному принципу работают транснациональные корпорации, финансово-промышленные группы, крупные и многие средние и даже небольшие предприятия, для которых собственные разработки имеют профилирующее значение и во многом определяют их конкурентоспособность.

Первым шагом на пути коммерциализации является работа по передаче ОИС подразделением-разработчиком подразделению-пользователю, которая все больше приобретает самостоятельный коммерческий характер, превращая крупные фирмы в предприятия с внутренними рынками. Трудности коммерческого, рыночного подхода к трансферу ОИС и их использованию внутри корпоративных структур в мировой экономике и в России связаны, прежде всего, с управленческой и финансовой учетно-отчетной инерцией хозяйственных отношений, отставанием их гражданско-правового, административно-правового и налогового регулирования от требований ускорения материализации инновационных идей [4].

Трудности использования внутрифирменных инструментов и механизмов коммерциализации ОИС многократно возрастают, если подразделения-разработчики и подразделения-пользователи не являются хозяйственно самостоятельными. Вместе с тем, если эти подразделения являются полностью самостоятельными юридическими лицами, тогда хозяйственные отношения между ними осложняются, прежде всего, налоговыми обязанностями, что сразу резко повышает транзакционные издержки, а значит – себестоимость, и снижает конкурентоспособность как продукции, так и предприятий [4].

Направления стимулирования коммерциализации инноваций

Можно констатировать, что использование различных механизмов коммерциализации ОИС позволяют достичь компаниям несомненных конкурентных преимуществ. Однако неразвитость нормативно-правовой базы, рынка интеллектуальной собственности в России, неразработанность финансовых механизмов порождает множество проблем при трансфере инноваций в реальный сектор экономики. Поэтому основными направлениями стимулирования коммерциализации инноваций должны стать:

– приоритетность государственной поддержки сферы НИОКР;

– формирование нормативной базы функционирования национальной инновационной системы;

– совершенствование финансовой поддержки национальной инновационной системы, в том числе посредством создания инновационных фондов;

– развитие малого инновационного бизнеса;

– развитие частно-государственного партнерства;

– оказание финансовой, информационной, кадровой поддержки патентной и изобретательской деятельности;

– совершенствование системы стимулирования процессов создания и использования инновационной продукции;

– ускорение развития инновационной инфраструктуры.


Источники:

1. Колотухин В.А. Коммерциализация инноваций – фактор экономического роста // Материалы международного форума «Инновационные технологии и системы». – Минск: ГУ «БелИСА», 2006.
2. Румянцев А.А. Менеджмент инноваций. Как научную разработку довести до инновации: учеб пособие. – СПб.: Бизнес-пресса, 2007.
3. Чесбро Г. Открытые инновации / Пер. с англ. В.Н. Егорова – М.: Поколение, 2007.
4. Хомутский Д.Ю. Управление инновациями в компании. – М.: Солон-Пресс, 2008.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:46:57