Методические подходы к стоимостной оценке предприятия
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 2-2 (178), Февраль 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассматриваются основы теории стоимостной оценки предприятия, анализируются особенности применения доходного, затратного и рыночного подходов, предлагается алгоритм определения стоимости предприятия. При этом автор использует понятия «рыночная стоимость» (формируемая на организованном открытом рынке) и «внутренняя (фундаментальная) стоимость» (определяемая экспертным путем) и объясняет, почему на практике должен
применяться комплексный подход.
Ключевые слова: рыночная стоимость, доходный подход, затратный подход, рыночный подход, подходы к стоимостной оценке предприятия, фактическое состояние бизнеса, внутренняя (фундаментальная) стоимость предприятия
Следует различать рыночную и внутреннюю (или фундаментальную) стоимость предприятия.
Рыночная стоимость – это стоимость, устраивающая большинство продавцов и покупателей, формирующаяся на организованном открытом рынке под влиянием множества факторов. Рыночной стоимостью обладают предприятия, акции которых активно обращаются на рынке ценных бумаг и имеют признаваемые котировки, а также предприятия, с пакетами акций которых осуществлялись сделки между независимыми покупателями и продавцами в условиях конкуренции и открытой информации о торгах [2].
Внутренняя (или фундаментальная) стоимость – это стоимость, рассчитываемая независимыми оценщиками на субъективной основе, которая формируется под влиянием внутренних факторов компании-эмитента (стоимости его активов, текущего финансово-экономического положения и перспектив развития). Это не рыночная стоимость, это рекомендуемая стоимость, близкая к рыночной.
Внутренняя (фундаментальная) стоимость предприятия
Внутренней (фундаментальной) стоимостью обладают низколиквидные и неликвидные предприятия, с пакетами акций которых не осуществлялись сделки между независимыми продавцами и покупателями, либо осуществлялись, но данные недоступны широкой общественности.
Внутренней (фундаментальной) стоимостью также обладают предприятия, стоимость акций которых определяется на основе иных, чем рыночные, котировок или реальных публичных сделок, подходах (например, при выходе учредителя из ЗАО выкупная стоимость его доли определяется методом чистых активов).
Рассмотрим основы теории стоимостной оценки предприятий, лежащие в основе определения внутренней стоимости неликвидных компаний, а также представляющую базу и ориентир для формирования рыночной стоимости публичных компаний для оценки их инвестиционной привлекательности.
Алгоритм определения внутренней стоимости предприятий
Примерный алгоритм определения внутренней стоимости предприятий можно представить в виде следующих этапов.
Этап 1: аудит финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Результатом данного этапа является:
− аудиторское заключение о правильности (неправильности) ведения бухгалтерского учета и соответствии учетных документов производственно-хозяйственной деятельности предприятия [1];
− заключение о текущем финансово-экономическом и производственном состоянии;
− заключение о перспективах развития бизнеса предприятия.
Этап 2: выбор методов, используемых для определения рыночной стоимости.
Существует 3 классических подхода к оценке бизнеса. Это:
Доходный подход, ориентированный на результаты будущей финансово-хозяйственной деятельности предприятия (дисконтирование денежного потока, дисконтирование прибыли, капитализация денежного потока/прибыли и т.д.). Предполагает, что рыночная стоимость определяется суммой текущих стоимостей будущих доходов, генерируемых предприятием в целом или каким-либо ее активом.
Затратный подход, ориентированный на определение рыночной стоимости имущества предприятия (балансовой или скорректированной стоимости активов, стоимости полного замещения или частичного воспроизводства, ликвидационной стоимости и т.д.). Предполагается, что стоимость определяется суммой затрат на воспроизводство или замещение имущества с учетом физического и морального износа.
Рыночный подход, ориентированный на сравнительную оценку аналогичных отраслей, предприятий, акций, мультипликаторов (цена/балансовая прибыль, цена/чистая прибыль, цена/денежный поток, цена/выручка и т.д.). Предполагает, что рыночная стоимость может быть определена с помощью анализа ретроспективных продаж сравниваемых активов или их показателей [5].
Сравнительная характеристика, раскрывающая преимущества и недостатки вышеперечисленных подходов представлена в таблице (см. на с. 76).
Таблица
Сравнительная характеристика подходов определения рыночной стоимости предприятия*
Основные характеристики
|
Доходный подход
|
Затратный подход
|
Рыночный подход
|
Позволяет определить стоимость на основе оценки стоимости будущих доходов предприятия от его финансово-
хозяйственной деятельности. Подход основан на принципе дисконтирования прогнозируемых результатов |
Позволяет определить стоимость на основе оценки стоимости активов и имущества предприятия, которыми оно владеет в настоящее время. Подход определяет рыночную стоимость как сумму рыночной стоимости активов за вычетом заемных средств
|
Позволяет определить стоимость на основе сравнения со среднерыночным уровнем цен на акции аналогичных предприятии в
ближайшей ретроспективе. Использует данные рынка ценных бумаг, отражающие фактически достигнутые результаты деятельности предприятия | |
Преимущества
|
Дает оценку доходов предприятия на ближайшую перспективу
|
Отражает стоимость текущего состояния активов и долгов
|
Ориентируется на стоимость в зависимости
от общего развития фондового рынка. Прост в понимании и применении. Возможно применение при экспресс-оценках |
Недостатки
|
Требует подробного понимания финансово-хозяйственной деятельности и особенностей бизнеса предприятия. Необходима дополнительная финансово-производственная информация как ретроспективного, так и перспективного характера о развитии предприятия, перспективах и тенденциях в отрасли, страновые особенности. Неопределенность долгосрочного прогнозирования. Сложности определения ставки дисконтирования, оценки факторов, влияющих на нее
|
Требует подробной информации о наличии и
состоянии активов. Методы данного подхода очень трудоемки. Невозможно оценить финансовые показатели деятельности предприятия |
Игнорирует перспективы развития предприятия. Требует функционирования активного финансового рынка. Требует открытости рынка
− доступности фактических данных по совершенным сделкам на рынке и разносторонней финансовой информации, как по рассматриваемому предприятию и по компаниям, отобранным в качестве аналогов. Требует сложных корректировок и поправок к итоговой стоимости и промежуточным расчетам |
Область применения
|
Применение к предприятиям, имеющим значительные материальные активы, но находящихся в состоянии устойчивого финансового кризиса, − не возможно. Рекомендуется
применять по отношению к стабильным и прибыльным предприятиям |
Наиболее приемлемой сферой применения
являются предприятия, обладающие значительными материальными активами |
Метод компаний-аналогов в рамках данного подхода рекомендуется применять по отношению к небольшим и средним предприятиям, а
метод продаж – наоборот, к крупным |
Значение и роль
подходов |
Основное. Как правило, используется для определения верхнего уровня стоимости предприятия
|
Вспомогательное. Как правило, используется
для определения нижней границы стоимости предприятия |
Вспомогательное. Первичное представление
о стоимости предприятия |
Наглядное представление существующих методов в рамках каждого из подходов отражено на рис. (см. на с. 77).
Рис. Подходы и методы к стоимостной оценке предприятия (авторская разработка)
При выборе метода определения рыночной стоимости следует руководствоваться:
− преследуемыми целями;
− возможностями выбранного метода;
− особенностями предприятия;
Выбор метода также зависит и от масштабов рассматриваемого предприятия. Специфика вида деятельности предприятия также обуславливает выбор метода определения рыночной стоимости [3].
Этап 3: определение рыночной стоимости по каждому из выбранных методов.
Этап 4: интегральная оценка стоимости предприятия на основе полученных результатов по каждому из выбранных методов. Интегральная оценка применяется при условии, что используется два и более метода, а разница между стоимостью, полученной по каждому из которых, не должна превышать 30% [4]. Обычно взвешивание стоимости производится на основе присвоенных методу коэффициентов, определяемых экспертным путём в зависимости от объекта оценки.
Этап 5: Определение стоимости предприятия пропорционально полученной интегральной оценке.
Этап 6: Корректировка стоимости предприятия (определение скидок «-» / премий «+») на:
− страновые особенности предприятия;
− отраслевые особенности;
− экономическое состояние и перспективы развития бизнеса предприятия;
− контрольный (неконтрольный) характер пакета акций предприятия: правовая способность акционеров и их групп, владеющая данным пакетом, принимать участие в управлении финансово-хозяйственной деятельностью предприятия и принятии стратегических решений;
− ликвидность (недостаточную ликвидность) акций предприятия.
Этап 7: Определение стоимости предприятия с учетом полученных корректировок − стоимость, наиболее близкая к рыночной, рекомендуемая продавцу и покупателю.
Вывод
Таким образом, «рыночная» стоимость предприятия с не обращающимися или ограниченно обращающимися на рынке акциями определяется аналитиками и оценщиками на основе внутренней стоимости с учетом факторов макро- и микроуровня. Внутренняя стоимость как наиболее близкая к рыночной стоимости формируется под влиянием фактического состояния бизнеса предприятия и ожиданий перспектив его развития.
Специалисты-оценщики определяют стоимость предприятия на базе собственных индивидуальных знаний, жизненного опыты и профессионального мастерства. Следовательно, наличие человеческого фактора может исказить полученную величину стоимости. При оценке стоимости предприятия необходимо применять комплексный подход для получения отражения реальной ситуации в деятельности предприятия.
Источники:
2. Есипов В.Е., Маховикова Г.А., Терехова В.В. Оценка бизнеса. − 2-е изд − СПб.: Питер, 2006. − 464 с.
3. Калинин Д. Новые методы оценки стоимости компаний и принятия инвестиционных решений. // Рынок ценных бумаг. − 2000. − №8. − С.43-46.
4. Нильс-Горан Ольве, Жан Рой, Магнус Веттер. Оценка эффективности деятельности компании. Практическое руководство по использованию сбалансированной системы показателей / Пер. с англ. − М.: Вильямс, 2003. − 304 с.
5. Ревуцкий Л.Д. Виды и методические особенности определения стоимости предприятий на разных стадиях их экономического развития // Аудит и финансовый анализ. – 2009. − № 2. с. 96-101.
Страница обновлена: 21.09.2024 в 19:02:48