Корпоративные отношения и устойчивость коммерческого банка
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 2-2 (178), Февраль 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Корпоративные отношения в финансовой сфере – это новое, малоизученное явление, активно развивающееся сегодня в мировой практике. В статье автором представлены результаты исследования корпоративных отношений в банковской сфере, определено их место в системе банковского менеджмента и предложены подходы к регулированию. Материал основан на анализе российской банковской системы и зарубежной практике работы банковских корпораций.
Ключевые слова: банковская система, корпоративное управление, банковский менеджмент, коммерческий банк, корпоративные отношения, корпоративная стратегия
В современном мире, подверженном всеобщей глобализации, система управления коммерческим банком, независимо от его размера, приобретает новые формы, обусловленные воздействием фактора корпоративных отношений. Несмотря на разнообразие организационно-правовых форм и размеров кредитных организаций, образующих отечественную банковскую систему, в последнее десятилетие мы наблюдаем усиление влияния фактора корпоративных отношений на систему банковского менеджмента. Корпоративные отношения становятся преобладающей формой взаимодействия бизнеса в финансовой сфере, что оказывает влияние на систему управления банками, отношения с клиентами банков, регулирующими органами, обуславливает новые подходы к финансовому менеджменту в кредитных организациях. Тем не менее, этот фактор важен, в первую очередь, именно для банков, являющихся корпорациями.
Когда коммерческий банк может признаваться корпорацией?
Для того чтобы банк был признан корпорацией, на наш взгляд, недостаточно простого наличия в корпоративной системе с его участием нескольких финансовых структур. Статус корпорации требует, чтоб функции управляющей компании были отданы именно банку. Кроме того, такая система должна обеспечивать дополнительные экономические преимущества владельцам капитала в сравнении с владением раздельными (независимыми) организациями, составляющими корпорацию, что отражается, в том числе, на акционерной стоимости корпорации и ее элементов. Эти тезисы находят свое подтверждение в работах многих отечественных и зарубежных ученых-экономистов, систематизация которых позволила нам предложить определение банка как корпорации. Коммерческий банк может признаваться корпорацией в том случае, когда в руках его наемных управляющих (менеджеров), помимо управления непосредственно деятельностью банка, сосредоточено руководство сложной коммерческой структурой с участием этого банка, основанной на взаимосвязи через владение акциями (долями) участников этой структуры, что в совокупности обеспечивает дополнительные экономические выгоды владельцам капитала, по сравнению с владением независимыми организациями, отражаясь, в том числе, на акционерной стоимости корпорации и ее участников.
Надо отметить, что отечественные банки, представляющие собой корпорации, прочно закрепились в верхних позициях популярных рейтингов и оказывают существенное влияние на российский финансовый рынок, являясь активными участниками корпоративных отношений. Из множества российских коммерческих банков к таковым относятся банки, занимающие более половины российского рынка банковских услуг. По результатам исследования российских коммерческих на 1 сентября 2010 г. к числу банков с корпоративной формой организации должны быть отнесены все кредитные организации из списка 20 крупнейших по размеру активов банков. Удельный вес их совокупных активов в совокупных активах всех отечественных коммерческих банков составил 68,16%. Интересно, что среди кредитных организаций, учрежденных, например, на территории Северо-Западного федерального округа, доля подобных банков в численном выражении не превышает 20%. При этом удельный вес их совокупных активов составил на 1 июля 2010 г. более 65% от суммы активов всех банков, учрежденных в нашем регионе [1].
Корпоративное управление
Развитие рыночных отношений и трансформация финансовых структур позволяет говорить о новом явлении в российской экономике − корпоративных отношениях в банковском секторе, которые представляют собой подчиненные одной или нескольким общим целям, достигаемым в процессе развития коммерческого банка, согласованные действия заинтересованных лиц, объединенных имущественными, а в отдельных случаях неимущественными связями. К субъектам корпоративных отношений в банковском секторе необходимо относить их участников, то есть физических и юридических лиц. К ним, в первую очередь, относят акционеров, менеджеров и работников банка, а также другие заинтересованные стороны.
Такое выделение субъектов отношений поднимает вопрос корпоративного управления. Изучение зарубежной теории корпоративного управления и потребность в ее развитии для практики отечественного банковского дела вызвали необходимость конкретизации определения понятия «корпоративное управление» для банков. Корпоративное управление в коммерческом банке − это принятый банком комплекс правил и мер, санкций и поощрений для обеспечения связанных упорядоченных созидательных действий участников корпоративных отношений. Оно обеспечивает планомерное поступательное развитие отношений между администрацией коммерческого банка, его собственниками и другими заинтересованными лицами, строгую последовательность действий в этих отношениях, другими словами, это принятая и устоявшаяся система регулирования корпоративных отношений в банке. Современный банк − это крупная, высокопроизводительная, конкурентоспособная рыночная структура с широким и гибким ассортиментом не только банковских, но и других финансовых услуг, хорошо приспособленный к потребностям различных групп клиентов. В центре его внимания − проблемы корпоративного управления, освоения новых и реструктуризации традиционных сфер деятельности, совершенствования систем управления рисками [2].
Кооперативные контрагенты
Дифференциация и множественность корпоративных отношений любой кредитной организации, их взаимозависимость и, как следствие, упорядоченность заставляют объединять корпоративные отношения одного банка в систему. Система корпоративных отношений в банковском секторе экономики − это множество связанных упорядоченных созидательных действий участников корпоративных отношений, дающих эффект синергии, которые урегулированы принятым банком корпоративным управлением и подчинены одной или нескольким общим целям, достигаемым в процессе развития коммерческого банка. Синергетический эффект корпоративных отношений проявляется в виде значения и динамики финансового результата и рыночной стоимости участников корпоративных отношений, а также в отдельных случаях в социально-экономической эффективности деятельности банка. Причем, своего наилучшего значения он достигает благодаря оптимальности структуры системы корпоративных отношений, сформированной в конкретном периоде.
Интересно, что, несмотря на разнообразие возможностей взаимодействия, основными инструментами корпоративных отношений с участием банков являются прямые инвестиции в ценные бумаги субъектов корпоративных отношений, кредитование субъектов корпоративных отношений и опосредованное участие в капитале через инвестиционные фонды. Фактически это пути финансирования: инвестиции в ценные бумаги, в том числе в доли и акции, и кредитование в широком его понимании. Это согласует действия участников корпоративных отношений, объединяет их имущественными, а в отдельных случаях неимущественными связями и ставит перед ними общие цели. Благодаря этому уточнению стало возможным конкретизировать участников корпоративных отношений. Так как первой стороной этих отношений в нашем случае всегда является коммерческий банк, то вторую сторону можно именовать корпоративным контрагентом банка. Последним становится лицо, связанное с банком долгосрочными инвестиционно-кредитными отношениями, в частности, активно получающее финансирование от этого банка, участвующее в его финансировании разными путями, а также пользующееся банковскими услугами в такой степени, что его взаимодействие с банком существенно влияет на финансовый результат деятельности банка и его рыночную стоимость. Такое определение позволяет не только точно представить образ корпоративного контрагента, понимать, на ком лежит корпоративная и финансовая ответственность, но и исключить лиц, напрямую не участвующих в развитии банка.
Стратегическая значимость корпоративных отношений
Анализ мирового опыта показал, что формирование корпоративных отношений в странах, где еще не сформирована модель корпоративного управления и процесс выхода их финансовых институтов на международный финансовый рынок, сопряжено с рядом трудностей. В этих странах не сформирована система регулирования корпоративных отношений, что приводит к конфликтам интересов, негативно влияющим на результаты деятельности корпораций, и недопониманию субъектов отношений на международном уровне. Поэтому возникает необходимость формирования корпоративной стратегии каждого банка, принимающего форму корпорации, которая была бы нацелена на регулирование всей системы корпоративных отношений коммерческого банка ради достижения общих целей ее участников. Таким образом, корпоративная стратегия коммерческого банка – это комплекс долгосрочных мер и подходов к формированию и развитию сложной коммерческой структуры, основанной на взаимосвязи через владение акциями (долями) участников этой структуры и управляемой этим банком, а также разработанная система средств управления ею и использования ресурсов с целью увеличения прибыли и стоимости корпорации.
Именно признанная стратегическая значимость корпоративных отношений в мировой практике банковского дела позволила им играть доминирующую роль и в управлении многими российским банками. Это, в свою очередь, открывает перспективы не только роста масштабов финансовых структур и экономической значимости каждого банка, но также расширяет круг возможностей на международном финансовом рынке, обеспечивая возрастание рыночной стоимости банков, рост капитализации банковской отрасли в целом. Последнее способствует выполнению банковскими корпорациями их общественных функций и обеспечивает сохранение привлекательных рабочих мест, что отвечает потребностям общественного прогресса и задачам экономического роста [2].
Источники:
2. Белоглазова Г.Н. Современный банковский бизнес. Ответы на вызов нового времени // Проблемы современной экономики. − 2002, №1. – Режим доступа: http: //www.m-economy.ru/art.php3?artid=11350.
3. Бирюкова Е.Ю. Банковское предпринимательство, старые и новые задачи // Российское предпринимательство. – 2009. − № 12 (1). – С. 108–112.
Страница обновлена: 22.09.2024 в 00:02:09