Современные формы организации инновационной деятельности

Серпер Е.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2-2 (178), Февраль 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Серпер Е.А. Современные формы организации инновационной деятельности // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 2. – С. 33-36.

Аннотация:
В статье обобщены взгляды ученых на развитие кластерной концепции организации инновационной деятельности. Обоснована необходимость использования принципов логистики в формировании организационных структур управления. Предложены методы прямого и косвенного регионального регулирования инновационной деятельности.

Ключевые слова: инновационная деятельность, сетевые организации, конкуренция, региональная экономика, кластеры



Территориальные инновационно-промышленные кластеры имеют в своей основе определенную устойчивую систему распространения новых знаний, технологий и продукции – технологическую сеть. Они опираются на совместную научную базу. Предприятия кластера имеют дополнительные конкурентные преимущества за счет возможности осуществлять внутреннюю специализацию и стандартизацию, минимизировать затраты на внедрение инноваций. Важной особенностью таких кластеров является наличие в их структуре гибких предпринимательских структур малого бизнеса, позволяющих формировать так называемые «точки роста».

Основоположник концепции кластеров в теории конкуренции М. Портер определяет кластеры как группы соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга. Именно уникальная комбинация этих компаний, с особыми технологическими связями, потоками знаний и социальными взаимоотношениями, определяет региональную конкурентоспособность.

Кластер как новый инструмент структурирования экономики

Кластер выступает современной формой интеграции экономического развития, для которой характерны [2]:

− территориальная локализация и концентрация производства;

− высокая внутренняя конкуренция среди однородных участников кластера;

− отношения кооперации и сотрудничества между участниками;

− развитые вертикальные и горизонтальные связи в цепочке воспроизводства ключевого продукта или услуги.

Кластерный подход становится основным инструментом структурирования экономики. Это связано с тем, что он дает новый способ понимания конкуренции и источников достижения конкурентных преимуществ, соответствуя теории «соконкуренции». Конструктивность и плодотворность использования данного подхода при обосновании государственной экономической и, в частности, инвестиционной политики обусловлены тем, что он более точно позволяет определить приоритеты и точки роста, оптимально сочетая как интересы территории и органов управления ею, так и бизнеса.

Кластеризация позволяет улучшить имидж региона, повысить занятость и благосостояние населения, наполнить бюджет и поддержать развитие малого бизнеса. Происходит «подтягивание» на территорию других участников рынка и инвесторов.

Формирование новых типов организационных структур

Изучение результатов зарубежных и российских исследований показывает, что существуют различные виды кластеров. Важно отметить, что при этом используется достаточно много разнообразных принципов, по которым наблюдаемые кластеры объединяются в однородные группы. Так, например, некоторые ученые классифицирует кластеры по уровню развития и выделяет три основные группы. Другие – в качестве классификационных критериев указывает динамику занятости и географическую значимость.

Хорошую иллюстрацию классификации дают результаты обобщения кластерных исследований, проводимых Институтом стратегии и конкуренции Гарвардской школы бизнеса. В рамках метаизучения кластеров здесь собрана база данных о 833 кластерах из 49 стран мира, в том числе 24 развивающихся стран. Эта база основана на 375 опубликованных и неопубликованных кластер-ориентированных материалах (книгах, докладах и статьях). Она включает 26 035 наблюдений, из которых 14 069 использовали количественные индикаторы [1].

Исследование современных тенденций в большей степени рыночного (самостоятельного и саморегулируемого) механизма организации инновационно-инвестиционной деятельности, часто выходящей за рамки отдельного предприятия, показывает формирование новых типов организационных структур, функционирующих на логистических принципах координации взаимодействия, интеграции управления и оптимизации принятия управленческих решений.

Изменения в подходах к внутрифирменному управлению, использование потенциала предпринимательства внутри предприятий с неизбежностью ведут к изменению организационных структур корпораций, возникновению новых типов структур, позволяющих более полно использовать возможности творческой самореализации работников, внутренней и внешней кооперации хозяйствующих субъектов. Но, помимо указанных причин, появлению новых оргструктур способствовали также выросшее значение фирм-потребителей в инновационных процессах (вплоть до их ведущей роли в определении характера и форм многих технико-технологических новшеств) и межотраслевой характер современного этапа НТП, способствующий взаимопроникновению материального и нематериального производства, научных дисциплин, технологий. Таким образом, в основе создания и функционирования современной фирмы лежат принципы постоянной инновационной ориентации, экономически целесообразной кооперации и специализации, технологической увязки производств и видов деятельности (НИОКР, производства, маркетинга и др.).

Шесть новых типов организаций

Главным свойством организации будущего, как показывают исследования, станет постоянное приспособление к динамичной внешней среде. Это реализуются в развивающихся в последние годы новых типах организационных структур компаний. На основе работ многих исследователей проблем организаций к настоящему времени формируются шесть новых типов организаций:

− сетевые организации, в которых подход к организации бизнес-единиц, в отличие от традиционного, предполагает отказ от иерархического построения структуры и жесткого закрепления функций за структурными элементами сетей;

− виртуальные корпорации, которые представляют собой логистическую систему, сформированную посредством использования информационной сети в рамках логистического соглашения;

− многомерные организации – это организации, в которых рабочие группы (подразделения) самостоятельно и одновременно выполняют три функции (управление производством, снабжением и сбыт);

− круговые корпорации – организации, отношения в которых построены на принципе демократичной иерархии;

− интеллектуальные организации – организации, добавленная стоимость продуктов которых возрастает за счет использования знаний и креативных подходов;

− обучающиеся организации – обучающиеся в процессе деятельности, сосредоточивая основное внимание на необходимости генерирования новых идей в процессе обучения.

В реальности между данными типами нет жестких границ – они могут пересекаться, объединяться, сосуществовать в рамках одной организации или их группы, могут возникать комбинированные структуры, сочетающие в себе характеристики нескольких типов. Тем не менее, перечисленные выше черты организаций будущего в той или иной степени присущи всем этим структурам.

Меры регионального прямого и косвенного регулирования инновационно-инвестиционной деятельности достаточно многообразны. Их анализ позволяет заключить, что полномочия региональных властей позволяют им создавать структуры двух типов.

Во-первых, государственные органы, напрямую регулирующие данную сферу деятельности – различного рода комитеты, департаменты, министерства, управления и т.п., как в рамках уже существующих органов (например, управления в рамках министерств и комитетов), так и вне них. Примеры работы таких структур существуют уже и в зарубежной, и в российской хозяйственной практике: фактически во всех регионах Западной Европы и Северной Америки, характеризующихся высокой концентрацией научно-технического потенциала (не говоря уже о Японии, с ее опытом создания городов науки и инноваций – технополисов), в составе органов региональной власти существуют управления и департаменты, занимающиеся координацией и регулированием инновационной деятельности в рамках данного региона и на уровне межрегиональных взаимодействий. В России также создаются подобные структуры на уровне администраций и правительства республик, краев, областей и муниципальных образований.

Во-вторых, органы региональной власти могут создавать либо способствовать созданию инфраструктуры инновационной деятельности в регионе – организаций, занимающихся разработкой и экспертизой инновационных проектов, сертификацией инновационной продукции, маркетингом инноваций, исследованиями и разработками по заказам предприятий и организаций, лизингом высокотехнологичного оборудования, консультированием и аудитом знаний в компаниях, информационным обеспечением инновационной деятельности в рамках региона. Для эффективного осуществления инноваций в регионе инфраструктурным обеспечением должны быть охвачены все стадии инновационного процесса – фундаментальные и прикладные исследования, опытные разработки, серийное производство, анализ рыночного потенциала и сбыт инновационной продукции. Это позволяет обеспечить логистическую целостность инновационных процессов в масштабах региона.


Источники:

1.Катькало В.С. Методологические основы и приоритеты развития ресурсной концепции стратегического управления // Экономическая наука современной России. − 2003. – №2. – С. 61-70.
2. Портер М. Международная конкуренция. − М., 1993. – С. 38-39.
3. Хасанов Р.Х. Российская стратегия развития кластеров // Российское предпринимательство. – 2009. − № 7(2). – С.171-175.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:49:36