Госрегулирование предпринимательства на фармацевтическом рынке
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 1-2 (176), Январь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы правового регулирования хозяйственных отношений на фармацевтическом рынке. По мнению автора, госрегулирование в этой сфере нуждается в
серьезной доработке. Подробнее об этом читайте в статье.
Ключевые слова: предпринимательство, фармацевтический рынок, регулирование предпринимательской деятельности, здравоохранение, лекарственное средство
Многие выдающиеся зарубежные ученые уделяют достаточно много внимания выяснению сущности предпринимательства, так как роль его усиливается с развитием рыночной экономики, а ведущими хозяйствующими субъектами становятся предпринимательские организации. Предпринимательство − это способ хозяйствования, который в результате многовековой эволюции утвердился в экономике развитых стран [4, 6].
В соответствии с трактовкой понятия предпринимательской деятельности, установленной в Гражданском кодексе РФ, можно выделить несколько характерных черт и особенностей предпринимательства:
1) это самостоятельная деятельность дееспособных граждан, а также их объединений;
2) это инициативная деятельность, направленная на реализацию своих способностей и удовлетворение потребностей других лиц и общества в целом;
3) это деятельность рисковая;
4) это не разовая сделка, а процесс, направленный на систематическое извлечение прибыли (дохода) законным путем, т.е. это профессиональная деятельность;
5) это законная деятельность, осуществляемая в соответствии с правовыми законодательными актами;
6) основной мотив осуществления предпринимательской деятельности − получение прибыли;
7) в законодательстве сформулированы способы получения прибыли: путем продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, пользования имуществом [6].
Стратегические задачи здравоохранения
Фармацевтический рынок является одним из наиболее динамично развивающихся сегментов отечественного бизнеса. В числе причин такого положения − серьезное ухудшение состояния здоровья населения России за последние годы, индикатором чего может служить значительный рост заболеваемости, причем болезнями, которые требуют длительной, а во многих случаях и постоянной лекарственной терапии.
Стратегические задачи, стоящие перед нашей страной в XXI в. включают:
1) обоснование политики развития;
2) формирование правовой базы реформы;
3) демонополизацию государственной системы здравоохранения;
4) децентрализацию системы управления при сохранении принципа федерализма в реализации стратегии развития отрасли;
5) введение эффективных, экономных медицинских технологий;
6) реформирование системы финансирования здравоохранения на основе многоканальной структурной перестройки системы здравоохранения с приоритетным развитием первичной медико-социальной помощи;
7) формирование и реализацию новой концепции подготовки кадров [2, 8].
Очевидно, что проводимые правительством экономические реформы как в целом по стране, так и в здравоохранении не могли не повлиять на деятельность фармацевтических организаций.
Государственная политика в сфере обращения лекарственных средств
Последняя административная (регуляторная) реформа в России началась в 2004 г. основными ее принципами в сфере обращения лекарственных средств стали либеральность, тождественность с международными регуляторными моделями, прогрессивность. Основными средствами ее реализации являются документированность, предсказуемость и транспарентность (прозрачность), строгий надзор и контроль, персонификация ответственности должностных лиц, принимающих решение в сфере безопасности и качества лекарственных средств, широкое привлечение к реформе общественных профессиональных организаций.
В ходе реформирования произошли структурные преобразования: было создано Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в ведении которого находятся Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, на которые возложены полномочия по решению вопросов в сфере обращения лекарственных средств, в том числе фармацевтической деятельности. [2]
По мнению ВОЗ [1] государственная политика в сфере обращения лекарственных средств должна обеспечить законность и стабильность деятельности фармацевтической отрасли и гарантировать:
– доступность (равную доступность населения к основным лекарственным средствам при их умеренной стоимости);
– качество (качество, безопасность и эффективность всех лекарственных средств);
– рациональное применение (назначение и применение лекарственных средств в соответствии с клиническими показаниями и фармакоэкономическими характеристиками).
Правовое регулирование хозяйственных отношений на фармацевтическом рынке строится на основе свободы предпринимательской деятельности; юридического равенства различных форм собственности; свободы конкуренции и ограничения монополистической деятельности; получения прибыли в качестве цели предпринимательской деятельности; законности в предпринимательской деятельности; государственного регулирования предпринимательской деятельности [9].
Правовое регулирование рынка фармацевтических средств
Важным событием в формировании правового поля фармацевтической деятельности было принятие Федерального закона «О лекарственных средствах» [2]. В данном документе законодательно закреплены основные понятия и принципы, связанные с обращением лекарственных средств. Для осуществления различных видов деятельности в области медицинской и фармацевтической помощи используется ряд законов и нормативно-правовых актов, которые применяются во всех сферах экономической и социальной жизни общества [3], приказы, инструкции, положения Минздравсоцразвития РФ и других министерств, ведомств. [1]
Можно сказать, что любой вид деятельности в любой фармацевтической организации, будь то аптечный склад, аптека или мелкорозничная сеть, осуществляется в соответствии с определенными регламентами. Например, организация работы строится на документах, определяющих порядок лицензирования фармацевтической деятельности, правила работы аптечных организаций, соблюдение санитарного режима и др. Для осуществления фармацевтической деятельности разработаны документы, определяющие порядок сертификации продукции, перечень то варов аптечного ассортимента, порядок проведения фармацевтической экспертизы и отпуска лекарств из аптеки, организации хранения ЛС [3], проведения внутриаптечного контроля качества лекарств и др. [8]
Экономические аспекты деятельности осуществляются на основе документов, регулирующих процесс ценообразования, постановки и ведения бухгалтерского учета [3], проведения финансово-экономического анализа и др.
Важные задачи, требующие решения
Первый и главный вопрос, который надо решить в системе законодательства о предпринимательской деятельности на фармацевтическом рынке − отнесение фармацевтических организаций всех организационно-правовых форм к организациям системы здравоохранения. Тем более что их финансово-хозяйственная деятельность, в частности порядок ценообразования, регламентированы Правительством РФ исходя из того, что лекарственное обеспечение носит медицинский и социальный характер. Кроме того, значительная часть аптек и складов выполняет одновременно как коммерческие, так и государственные (федеральные и региональные) заказы по обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения лечебно-профилактические учреждения и другие учреждения здравоохранения. [8]
Требуется восстановить также строгое соблюдение профессиональных принципов и этики при назначении руководителей в государственных структурах, занимающихся вопросами управления и контроля фармацевтической деятельности. Руководителем должен назначаться специалист с высшим фармацевтическим образованием и достаточным опытом работы. [1]
Необходимо провести большую работу как по доведению информации о нормативно-правовом регулировании рынка, так и по его совершенствованию, включая:
1) разработку порядка поведения субъектов на рынке;
2) определение источников и механизмов развития фармацевтического рынка;
3) пересмотр требований к помещениям фармацевтических организаций в соответствии с их функциональным назначением;
4) утверждение новой номенклатуры фармацевтических организаций и перечня фармацевтических должностей;
5) пересмотр программ подготовки фармацевтических кадров
и т. д.
[1] ВОЗ – сокр. от Всероссийская организация здравоохранения. – Прим. ред.
[2] Речь идет о Федеральном законе от 22.06.98 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах». Указанный нормативный акт утратил силу с 1 сентября 2010 года в связи с принятием Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», который в настоящее время действует в ред. от 11.10.2010. – Прим. ред.
[3] ЛС – сокр. от «лекарственные средства». – Прим. ред.
Источники:
2. Афанасьев, А.М. Роль законодательства в развитии отечественной фармации // Новая аптека. – 2002. − № 12.
3. Бельских И.Е., Кулагина С.В. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в фармацевтических организациях // Международный бухгалтерский учет. − № 17 (149) – 2010.
6. Лапуста М.Г. Предпринимательство. – М.: ИНФРА− М, 2005. – 667 с.
8. Пашутин С.Б. Экономика фармацевтического бизнеса, или путь к успеху на рыке медикаментов // Экономический вестник фармации. − 2003. − № 11. − С. 28-31.
9. Сергеев, Ю.Д. Правовые основы фармацевтической деятельности в Российской Федерации. – М.: ООО «Медицинское информационное агенство», 2009. – 480 с.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:35:58