Аутсорсинг как инструмент управления изменениями в современной организации

Покровская Л.Л.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4-1 (181), Апрель 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Покровская Л.Л. Аутсорсинг как инструмент управления изменениями в современной организации // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 4. – С. 121-125.

Аннотация:
Статья посвящена вопросу о возможности применения аутсорсинга как инструмента управления конструктивными изменениями внутренней и внешней среды промышленной организации. Автором обосновывается вывод о том, что применение аутсорсинга на исследуемых предприятиях российской промышленности вызвано необходимостью разрешения межгруппового организационного конфликта путем изменения внутренней и внешней организационной среды. Это необходимо также в целях развития ключевых (базовых) компетенций, повышения конкурентоспособности и устойчивости предприятия.

Ключевые слова: конкурентоспособность, аутсорсинг, устойчивостьпредприятия, классификационные признаки аутсорсинга, эндогенный аутсорсинг, механизм управления конфликтами, провайдер аутсорсинговых услуг



Многие современные ученые решают задачи, связанные с определением условий и границ применения аутсорсинга, выделением классификационных признаков аутсорсинга и анализом влияния основных видов аутсорсинга на механизм управления в современных организациях [1].

Преимущества аутсоринга позволяют, с одной стороны, сконцентрировать ресурсы предприятий иммунобиологической промышленности на производстве новых продуктов, внедрении новой технологии производства лекарственных препаратов, усилении контроля над всеми стадиями производства (ключевые функции), а, с другой стороны, преодолеть ресурсные ограничения развития периферийных, но жизненно-необходимых функций промышленной организации.

В работе обосновывается вывод о том, что применение аутсорсинга на исследуемых предприятиях российской промышленности вызвано необходимостью разрешения межгруппового организационного конфликта путем изменения его внутри- и внешнеорганизационной среды в целях развития ее ключевых (базовых) компетенций, повышения конкурентоспособности и устойчивости предприятия.

Возможность применения аутсорсинга и его виды

При рассмотрении вопроса о возможности применения аутсорсинга, как инструмента управления конструктивными изменениями внутренней и внешней среды промышленной организации, автором формулируются следующие условия:

– во-первых, прозрачность ведения бизнеса;

– во-вторых, высокий уровень доверия во внутренней и внешней бизнес-среде;

– в-третьих, наличие развитого конкурентного рынка аутсорсинговых услуг. В этой связи отмечается, что наличие схем ухода от налогов в российском бизнесе, недоверие и слабое развитие рынка аутсорсинговых услуг сдерживает возможности и обусловливает границы применения аутсорсинга российскими промышленными организациями.

Критический разбор позиций, представленных в управленческой литературе, позволил автору систематизировать и уточнить классификационные признаки и виды аутсорсинга (см. табл. на с. 122).

Таблица

Классификационные признаки
Виды аутсорсинга
Способ перехода к аутсорсингу.
Эндогенный и экзогенный
Роль замещаемых функций
Основной и вспомогательный
Функции замещаемых внутри организационных звеньев
Управленческий, финансовый, учетный, маркетинговый, юридический, кадровый, информационный, технологический, логистический, имиджевый, научно-технологический, клиринговый, секретарский, курьерский, охранный и др.
Число передаваемых функций
Монофункциональный (моногенный) и мультифункциональный (гетерогенный)
Место замещаемых функций в создании ценностей
Административно-управленческий и оперативный
Объем передаваемых функций
Полный (максимальный) и частичный (выборочный)
Масштаб оперирования провайдера
Глобальный и национальный
Сложность и новизна выполняемых аутсорсером функций
Инновационный и рутинный
Стадии жизненного цикла организации
Развивающийся и укорененный
Стадии внедрения аутсорсинга в систему управления конфликтами
Формальный и реальный

Выделим и подробно проанализируем основные виды аутсорсинга, применение которых приводит к разрешению конфликтов на промышленных предприятиях иммунобиологической промышленности: эндогенный, мультифункциональный (гетерогенный), административно-управленческий и оперативный, инновационный, реальный.

Эндогенный аутсорсинг основан на выделении специализированных организаций − аутсорсеров, на базе внутриорганизационных звеньев иммунобиологического предприятия, выполняющих вспомогательные функции (по отношению к его стратегическому ядру) и наделение их имуществом путем взноса в уставной капитал (стартовый капитал). Этот способ перехода к аутсорсингу отвечает такому стилю разрешения конфликтов, который можно отнести к сотрудничеству − для каждой из сторон конфликта, по сути, реализуется стратегия «выиграть-выиграть».

При обобщении современных исследований обращает на себя внимание следующая точка зрения: при неразвитости рынка аутсорсинговых услуг целесообразно использовать эндогенный (или холдинговый) способ перехода к аутсорсингу [2]. Вместе с тем, эндогенный аутсорсинг при всех его преимуществах в современных российских условиях имеет и недостатки, которые не свойственны экзогенному аутсорсингу.

Эндогенный и экзогенный аутсорсинг

Экзогенный аутсорсинг выступает радикальным способом разрешения конфликта и предполагает ликвидацию вспомогательных внутриорганизационных звеньев путем замещения их функций провайдерами аутсорсинговых услуг.

Этот способ имеет ряд преимуществ:

– во-первых, не сохраняется «эмоциональная память» о конфликте и стороны заново строят взаимоотношения «потребитель – провайдер»;

– во-вторых, привлекается действительно новый интеллектуальный капитал стороннего аутсорсера, что обеспечивает его инновационный характер с момента внедрения;

– в-третьих, промышленная организация не тратит дополнительных усилий на администрирование дочернего предприятия, концентрируя ресурсы на развитии базовых компетенций;

– в-четвертых, сторонний провайдер имеет опыт и передовые технологии оказания услуг, что позволяет развивать промышленную организацию.

Автор не соглашается с позиций, согласно которой эндогенный аутсорсинг относится к формальному аутсорсингу. В доказательство можно привести опыт глобальных фармацевтических компаний. В частности, на примере англо-американского фармгиганта ГлаксоСмитКляйн выделяется факт, что в глобальной экономике его российская дочерняя компания ООО «СмитКляйн-Бичем Биомед», основанная в 1997 году, выступает компанией-аутсорсером по упаковке иммунобиологического препарата, произведенного на головном предприятии концерна (Риксенсар, Бельгия).

В результате анализа влияния выделенных видов аутсорсинга на механизм управления конфликтами на современном предприятии иммунобиологической промышленности установлено, что, с одной стороны, аутсорсинг выступает инструментом разрешения конфликтов в промышленной организации; а, с другой стороны, применение аутсорсинга приводит к возникновению потенциально конфликтных ситуаций по линии «потребитель – провайдер аутсорсинговых услуг. Этот вывод потребовал перехода к решению организационно-методических вопросов обеспечения внедрения аутсорсинга на предприятиях иммунобиологический промышленности.

Аутсорсинговый менеджмент

Особенностью принятия управленческих решений по внедрению аутсорсинга, как инструмента разрешения конфликтов, выступает то, что данное решение приводит не только к преобразованию всех элементов и сторон конфликта, но и к качественному изменению внутренней бизнес-среды промышленного предприятия, переструктуризации его внешних взаимосвязей, взаимозависимостей и взаимоотношений.

Гласность принятия решения и разъяснение сотрудникам организации планов по внедрению аутсорсинга и будущего промышленной организации выступают первоочередным требования при внедрении аутсорсинга.

Переход на аутсорсинг выступает стратегическим решением, затрагивая все аспекты управления промышленной организации в целом. И необходимость принятия такого решения должно опираться на совокупность управленческих принципов.

Ведущим принципом принятия управленческих решений по внедрению аутсорсинга в целях конструктивного разрешения организационного конфликта выступает принцип системности. В этой части исследования данный принцип рассмотрен в неразрывной связи с принципом интеграции.

Системно-интеграционный подход к взаимодействию промышленной организации и провайдеров аутсорсинговых услуг позволил обосновать необходимость внедрения и создания новой подсистемы управления организацией − аутсорсингового менеджмента − в систему управления конфликтами на российских предприятиях иммунобиологической промышленности.

Появление провайдеров аутсорсинговых услуг как новых равноправных субъектов взаимодействия с промышленной организацией требует соблюдения принципов целостности ведения их бизнеса, согласованности механизмов целеполагания, приверженности общим ценностям бизнеса и прозрачности его видения.

Качество услуг аутсорсеров и конкурентные преимущества организации

При принятии управленческих решений по внедрению аутсорсинга на предприятии иммунобиологической промышленности необходимо исходить из принципа непрерывности управления конфликтами в промышленной организации. Аутсорсинг не устраняет противоречия организационного развития предприятия, но выступает инструментом предотвращения дисфункциональных конфликтов и их последствий.

Одним из ведущих принципов принятия управленческих решений по внедрению аутсорсинга выступает принцип рациональности выбора промышленной организацией провайдера аутсорсинговых услуг. В работе подчеркивается необходимость конкурсного (тендерного) подхода к выбору аутсорсинговых компаний на основе определения требований (стандартов) к поставщику услуг административного и оперативного аутсорсинга. При формулировании таких требований промышленная организация должна исходить из принципов инновационности, экономии времени, оптимизации затрат, взаимной выгодности, экономической целесообразности.

Высокое качество привлеченных ресурсов на предприятия иммунобиологической промышленности обеспечивает реализацию принципа наращивания конкурентных преимуществ как промышленной организации-потребителя, так и провайдера аутсорсинговых услуг. Кроме того, рассмотрены принципы гибкости, адаптивности, стандартизации бизнес-процессов.

Проанализированные принципы легли в основу разработки комплексного подхода к управлению конфликтами на основе внедрения аутсорсинга на предприятиях иммунобиологической промышленности.

[1] Аутсорсинг – от анг. outsourcing – источники извне, провайдеры, или аутсорсеры – сервисные организации, оказывающие услуги, которые в традиционных фирмах выполняются сотрудниками внутриорганизационных звеньев.


Источники:

1. Шестакова К.Н. Конфликты и кризисы в предпринимательской деятельности // Экономические науки. − 2007. − №12(37). − С.145−149.
2. Шестакова К.Н. Применение аутсорсинга как эффективного инструмента управления конфликтами на промышленном предприятии // Вестник МГОУ. – 2009. − № 4.− С.40−48. – Серия «Экономика».

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:43:33