Потребительский кредит как фактор долгосрочной эффективности экономики
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 4-1 (181), Апрель 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Хачатрян А.Н. Потребительский кредит как фактор долгосрочной эффективности экономики // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 4. – С. 157-162.
Аннотация:
В работе проанализирован инвестиционный аспект потребительских кредитов. По мнению автора, долгосрочная эффективность ресурсов домашних хозяйств зависит от инвестиций в человеческий и физический капитал. Повышение отдачи человека в экономику рассматривается как следствие технической модернизации условий его жизни и получения образования, что финансируется за счет потребительских кредитов.
Ключевые слова: человеческий капитал, потребительский кредит, домашние хозяйства, производственные ресурсы, мультипликатор инвестиций, долгосрочная эффективность
Долгосрочная эффективность экономики определяется запасом и производительностью ее ресурсов – труда, капитала, природных богатств и технологий. Исследователями было замечено, что большую часть потребительских кредитов банки предоставляют домохозяйствам для покупки потребительских благ длительного пользования. Потребительские блага длительного пользования фактически представляют собой истинные капитальные блага, которые позволяют оказывать прямые потребительские услуги в течение весьма продолжительного времени [1].
Если рассматривать домашние хозяйства как часть экономики, в которой производится существенная доля потребляемых благ, а также как поставщика производственных ресурсов – например, труда и человеческого капитала, то значение потребительских расходов может быть оценено несколько иначе. В частности, эффективность производственных ресурсов, используемых в домашнем хозяйстве, определяется их мобильностью, производительностью и объемом, как и в производстве в целом. Например, покупка автомобиля, которая была бы невозможна без участия кредита, повышает мобильность работника, экономит время, затрачиваемое на выполнение домашней работы, высвобождая его для работы по найму, а также позволяет совмещать работу дома с работой вне домашнего хозяйства. Производительность работника растет пропорционально инвестициям в человеческий капитал, финансирование которых часто было бы невозможно без кредитного бума, причем, не только непосредственно за счет кредитных ресурсов, но и за счет роста доходов, обусловленного эффектом мультипликатора инвестиций, производимого снижением ставки процента в процессе кредитного стимулирования экономики [2].
Таким образом, становится очевидным, что оценка значения потребительского кредитования требует более широкого и глубокого подхода, чем это принято в макроэкономике.
Кредитование домашних хозяйств как инвестиции
Чаще всего при изучении поведения домашних хозяйств принято полагать, что их представители имеют цель максимизировать уровень полезности. Однако обычно при этом не принимается во внимание, что эта цель является стратегической, и не всегда достигается за счет непосредственного потребления. Часто приобретение благ домашними хозяйствами за счет кредитов связано с полезностью, рост которой ожидается в будущем. Следовательно, часть приобретаемых домашними хозяйствами благ представляет собой инвестиции, в том смысле, что затраты подобно сбережениям осуществляются уже в текущем периоде в виде кредитных платежей, тогда как отдача в форме удовлетворенных потребностей возможна только в будущем [3].
Наглядной иллюстрацией из современной действительности к данным рассуждениям могут быть образовательные кредиты как способ финансирования инвестиций в человеческий капитал, которые принесут выгоды потребителю в виде сравнительно высоких заработков или других полезных свойств рабочего места в будущем.
Домашние хозяйства как часть производственного сектора экономики производят и потребляют существенную долю товаров и услуг, повышая благосостояние их участников не без помощи техники, приобретаемой посредством кредитования. Так, например, покупка жилья, которая часто в современных развитых странах происходит с помощью ипотечного кредита, позволяет увеличить долю площади жилого помещения, находящегося в распоряжении каждого из участников домашнего производства. Очевидно, что стремление увеличить жилую площадь связано не только с ожидаемым увеличением полезности непосредственно от приобретения жилья, но и с возможностью увеличить производительность участников производства в домашнем хозяйстве как в настоящем, так и в будущем.
Приобретение домашними хозяйствами за счет кредитных средств бытовой техники – микроволновых печей, холодильников, не требующих размораживания, моющих пылесосов, автоматических стиральных машин, кухонных комбайнов, а также автомобилей – также представляет собой инвестиции в факторы производства, так как отдача может быть получена в виде большего количества свободного времени, использование которого может позволить, не только увеличить уровень дохода семьи непосредственно в текущем времени, если оно тратится на работу по найму, но и повысить уровень образования, показатели здоровья, что также будет способствовать повышению благосостояния семьи, но уже в будущем.
Образовательный кредит
Распространение разнообразных форм образовательного кредита в различных странах является свидетельством актуальности задачи финансирования в рассрочку приобретения человеческого капитала в виде знаний и навыков, которые могут быть востребованы на рынке труда. Такому новшеству в способах финансирования покупок на рынке образовательных услуг способствовало несколько факторов. Расширение спроса на специалистов, имеющих высокий уровень образования, связанный, в свою очередь, с изменением структуры и технологий производства, повлияли на стимулы потребителей – потенциальных продавцов услуг на рынке труда – к приобретению образовательных услуг соответствующего уровня [4]. В то же время, требования к квалификации специалиста в современном производстве таковы, что наличие высшего образования является необходимым условием востребованности работника на рынке труда. В первую очередь, это связано с высокой степенью динамичности технологий и структуры современного производства, которые требуют постоянного обновления и совершенствования знаний и навыков работников, необходимости регулярного обучения. Усложнение процессов производства в связи с применением все более сложной техники предъявляет повышенные требования к сложности обучения в учебных заведениях, что является одной из причин высокой стоимости обучения с точки зрения затрат на его организацию. Высокие издержки организации обучения студентов в вузах связаны с необходимостью найма высококвалифицированных, постоянно обновляющих свои знания преподавателей, применения современной дорогостоящей техники, длительных периодов обучения в связи с высокой сложностью содержания изучаемых дисциплин и необходимостью формирования соответствующих навыков.
Образование как инвестиции в человеческий капитал
Дорогостоящее образование, как непосредственно по рыночной цене, так и по времени, которое необходимо затратить на его приобретение, и имеющее альтернативную стоимость в объеме упущенных заработков, далеко не все потребители могут позволить себе оплатить без использования кредитных услуг финансовых посредников. В то же время преобразовавшись в силу высокой динамики технического прогресса, из предмета роскоши для избранных представителей общества в благо первой необходимости для большинства участников производства в лице потенциальных работников, инвестиции в человеческий капитал в современном мире становятся массовым явлением, оказывающим существенное позитивное влияние на качество и структуру трудовых ресурсов в экономике, и, как следствие, благотворно отражающимся на показателях производства и реальных доходов.
Поскольку образование является фактором, способствующим повышению эффективности труда, то ускорение, которое приобретают процессы инвестирования в образование благодаря кредиту, способно приносить обществу заметные сдвиги в объемах выпуска продукции в сторону роста. Проанализировав имеющиеся альтернативы, в этом несложно убедиться: отсутствие кредитования означало бы наличие периода ожидания, связанного с процессом накопления необходимых для оплаты образовательных услуг финансовых ресурсов. Ожидание необходимых накоплений имеет свою альтернативную стоимость, которую можно оценить посредством измерения времени и производительности обученных потенциальных работников, которые могли бы вместо ожидания обеспечить дополнительный выпуск благ за счет повышенной эффективности их труда, обусловленной инвестициями в человеческий капитал посредством приобретения образования. С учетом эффекта мультипликатора, возникающего вследствие инвестиций в человеческий капитал, прирост реального благосостояния увеличивается в несколько раз пропорционально величине производимых инвестиций.
Заключение
Трудовые ресурсы совершенствуются в своей отдаче благодаря, во-первых, растущему объему рабочих часов за счет высвобождения времени в домашнем хозяйстве, которое актуализируется благодаря его технической модернизации посредством кредитной экспансии. Во-вторых, повышению эффективности труда способствуют инвестиции в человеческий капитал, которые для многих работников стали доступны в результате развития системы образовательных кредитов. Кроме того, стимулируемый кредитным бумом рост реальных доходов посредством мультиплицируемого эффекта инвестирования в экономике позволил многим работникам превратиться в инвесторов не только в человеческий, но и другие виды капитала – компьютерную технику, транспорт и пр., что способствовало росту их мобильности и производительности.
Источники:
2. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М.: Дело ЛТД» 1993. – С. 465.
3. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег: избранное. – М.: Эксмо, 2007. – С. 108.
4. Эренберг Р., Смит Р. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. – М.: Изд-во МГУ, 1996. – С.38-39.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:45:45