Монетарная мотивация персонала и жизненный цикл финансовой организации
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 4-1 (181), Апрель 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Кондрукевич Е.А. Монетарная мотивация персонала и жизненный цикл финансовой организации // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 4. – С. 152-156.
Аннотация:
В статье рассматриваются основные аспекты формирования и модернизации системы монетарной мотивации персонала. Изучение данной проблемы вызвано отсутствием теоретических положений, связанных с механизмом преобразования одной системы монетарной мотивации в другую при изменении внешней среды и на различных этапах развития менеджмента финансовой организации. По мнению автора, это один из ключевых инструментов на пути к формированию эффективной системы менеджмента.
Ключевые слова: жизненный цикл организации, персонал, монетарная мотивация, финансовая организация, эффективная система менеджмента
В последнее время особенно усилилось внимание к проблеме мотивации как функции менеджмента, с помощью которой руководство любой организации побуждает работников действовать наиболее эффективно для обеспечения бизнес процесса в соответствии с намеченным планом. Процесс создания либо модернизации системы мотивации неразрывно связан с разработкой систем управления персоналом, планирования и контроля затрат, а люди – это основной источник эффективного развития организации.
Монетарная мотивация персонала
Однако невозможно мотивировать сотрудников директивно, насильственным образом. Система мотивации – это набор инструментов, направленных на внутренние ценности и потребности персонала, работающего в организации. Мотивацию персонала можно разделить на два основных направления: материальная мотивация и нематериальная мотивация. В свою очередь материальная мотивация представляет собой монетарную и немонетарную. Собственно, монетарная мотивация представлена системой оплаты труда и денежными вознаграждениями, принятыми в организации. Это наиболее разработанный в большинстве организаций вид мотивации, который приближен к среднерыночным показателям и чутко реагирует на изменения рынка [1]. Но для того чтобы такая система функционировала, ее необходимо построить, адаптировать и в дальнейшем эффективно управлять ей. Это возможно, путем развития, модернизации или модификации, и установления прямой корреляции с развитием менеджмента финансовой организации в зависимости от жизненного цикла организации [2].
Жизненные циклы организации, как совокупность стадий развития, которые проходит организация за период своего существования, и, соответственно, менеджмент организации также подвержены воздействию внешней среды и экономики Российской Федерации в целом.
Однако несмотря не на что организации должны достоверно определять воздействие внешней среды на будущее финансовое положение, им следует предпринимать все необходимые меры для поддержки устойчивости и роста бизнеса в сложившихся обстоятельствах, создавать гибкие и эффективные механизмы менеджмента организации, в том числе системы монетарной мотивации персонала: как модернизации системы монетарной мотивации персонала в зависимости от рыночной ситуации и уровня менеджмента на котором находится организация, так и преобразования одной системы монетарной мотивации в другую.
Жизненный цикл финансовой организации
Жизненный цикл финансовой организации, как и любой компании, имеет следующий вид: зарождение и становление, рост, когда организация активно заполняет выбранный ею сегмент рынка, зрелость, когда фирма пытается сохранить имеющуюся долю рынка под своим контролем и старость, когда организация быстро теряет свою долю рынка и вытесняется конкурентами [3]. В дальнейшем организация либо ликвидируется, либо вливается в более крупную, либо разбивается на более мелкие организации, которые в зависимости от ситуации могут оказаться на стадии роста или зрелости (реже – на других стадиях). Кроме того, в условиях продолжающегося глобального кризиса ликвидности необходимо учитывать такую стадию как кризис, как неотъемлемый процесс функционирования рынка.
Так в зависимости от жизненных циклов финансовой организации и ситуации во внешней среде возможны дифференцированные подходы к функционированию, затратам системы монетарной мотивации персонала, а также ее структуры, представленные в таблице (см. на с. 155).
Таблица
Система монетарной мотивации персонала в зависимости от жизненного цикла финансовой организации
Система монетарной мотивации персонала
|
Эффективность затрат,
% |
60% |
50% |
35% |
60% |
50% | ||||||
Отношение к рынку оплаты труда, %
|
80%
|
100% |
130%
|
100%
|
90%
| |||||||
Базовая оплата
|
постоянная
|
Конкурентная, но консервативная
|
100%
|
Умеренная
|
80%
|
Выше рыночной
|
50%
|
Высокая, с тенденцией
к уменьшению |
56%
|
Умеренная
|
80%
| |
условно-постоянная
|
отсутствует
|
0%
|
формируется
|
0%
|
Ориентирована на выполнение должностных обязанностей и поставленных условий выплаты
|
30%
|
Ориентирована на выполнение планов должностных обязанностей и поставленных условий выплаты
|
34%
|
Ориентирована на выполнение планов, финансовый результат
|
10%
| ||
Премии
|
краткосрочные
|
формируется
|
0%
|
Бонусы, связанные с краткосрочными целями
|
20%
|
Бонусы,
система премий, связанные с краткосрочными целями |
20%
|
Сокращенные бонусы; система премий, ориентированная на сокращение издержек
|
10%
|
Сокращенные бонусы; система премий, ориентированная на сокращение издержек
|
10%
| |
долгосрочные
|
отсутствует
|
-
|
формируется
|
-
|
программа, выплаты по которой производятся в зависимости от достижения целевого долгосрочного уровня показателей
|
%
|
программа, выплаты по которой производятся в зависимости от достижения целевого долгосрочного уровня показателей
|
%
|
программа, выплаты по которой производятся в зависимости от достижения целевого долгосрочного уровня показателей
|
%
| ||
Цикл
|
Рождение
|
Рост
|
Стабильность
|
Угасание
|
Кризис |
Механизмы преобразования одной системы монетарной мотивации в другую
В соответствии с таблицей можно представить дополнительные механизмы преобразования одной системы монетарной мотивации в другую в зависимости от изменения рыночных условий и жизненного цикла финансовой организации.
1. Становление. Уровень системы монетарной мотивации персонала не дотягивает до рынка оплаты труда финансового сектора, но является конкурентным. При переходе в другой цикл финансовая организация наращивает доходную часть, в результате чего эффективность затрат увеличивается и может достигать 50%.
2. Рост. Уровень системы монетарной мотивации персонала является рыночным и соответственно конкурентным.
3. Стабильность. Уровень системы монетарной мотивации персонала выше рыночного, порядка 20−40%, что закрепляет кадровый состав профессионалов банка и формирует соответствующие конкурентные преимущества.
Однако с учетом изменениям внешней среды, волатильности экономики Росси и обычного функционирования любой организации, возможны дополнительные жизненные циклы организации, такие как угасание и кризис.
4. Угасание и кризис. Доходность организации снижается, что сокращает эффективность затрат банка и может составлять 60%, в том числе затрат на систему монетарной мотивации персонала.
При банкротстве банка все компенсации выплачиваются в соответствии с обязательствами на основании антикризисного управления.
Кризис может возникнуть на любом этапе жизненного цикла финансовой организации, и в результате вносятся изменения в компенсационную политику любого банка.
Таким образом, сформирована структура и схема преобразования системы монетарной мотивации персонала, в зависимости от жизненного цикла финансовой организации и изменения внешней среды, что позволит гибко и эффективно управлять любой организацией.
Источники:
2. Bernard, Alain. Methods and Tools for Effective Knowledge Life-Cycle-Management / Alain Bernard, Serge Tichkiewitch. – 2008.
3. Акулов В.Б. Теория организации. − Петрозаводск, 2002.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:45:43