Модель планирования себестоимости продукции предприятия отрасли индивидуального деревянного домостроения
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 4-1 (181), Апрель 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Косяков А.П. Модель планирования себестоимости продукции предприятия отрасли индивидуального деревянного домостроения // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 4. – С. 116-120.
Аннотация:
В статье рассматривается проблема бюджетирования деятельности предприятий индивидуального деревянного домостроения. Описана модель планирования деятельности таких предприятий, основанная на показателе объема продаж, и модель калькуляции себестоимости продукции.
Ключевые слова: бюджетирование, планирование деятельности, модель планирования и бюджетирования, планирование от продаж, калькуляция себестоимости, деревянное домостроение
Для современного производственного предприятия бюджетирование – это система согласованного управления его отдельными подразделениями на основе систематической обработки экономической информации в условиях динамично изменяющегося бизнеса. При этом основная задача бюджетирования заключается в повышении эффективности работы хозяйствующего субъекта на основании целевой ориентации и координации всех событий, охватывающих изменение хозяйственных средств предприятия и их источников, выявлении рисков и снижения их уровня, а так же повышения гибкости в функционировании экономического субъекта.
Процесс разработки бюджета предприятия всегда связан с преодолением ряда трудностей и решением сложных задач, таких как планирование продаж на будущий период, планирование ресурсов и мощностей, управление материальными потоками, калькуляцией себестоимости продукции и т.д.
Отрасль индивидуального деревянного домостроения не является исключением из правил. Несмотря на то, что у данной отрасли есть ряд своих особенностей, основные принципы бюджетирования без существенных изменений можно применять и тут.
Деревянное домостроение
Одной из основных особенностей в представляемой в данной работе отрасли деревянного домостроения является работа по заказу. Это означает, что вся выпускаемая предприятием продукция (срубы домов) всегда реализуется полностью без отгрузки на склад. Но часто предприятия отрасли индивидуального деревянного домостроения не только производят срубы, но еще и другую продукцию, например пиломатериалы, которые могут отгружаться на склад.
Таким образом, для планирования деятельности предприятия целесообразно использовать типовую модель планирования деятельности производственного предприятия от продаж продукции. Но для индивидуального деревянного домостроения характерно то, что планирование закупок сырья и непосредственно сами закупки производятся в одном периоде (периоде t-1), а производство из закупленного сырья – в следующем (периоде t). Эти оба условия позволяют прийти к выводу, что для планирования деятельности предприятия индивидуального деревянного домостроения лучше всего использовать типовую модель бюджетирования деятельности производственного предприятия, измененную с учетом временного лага (см. рис.на с. 117).
Рис. Модель планирования деятельности предприятия отрасли индивидуального деревянного домостроения от продаж продукции
Как видно из данной модели, на себестоимость, а значит, и на цену выпускаемой продукции в текущем периоде t влияет объем средств компании в периоде t-1, а также качество и эффективность работы отдела продаж в предыдущем периоде, так как продукция изготавливается по индивидуальному заказу, а задача отдела продаж убедить клиента в периоде t-1 работать именно со своей компанией в периоде t.
Обычно предприятия индивидуального деревянного домостроения производят не один, а несколько видов продукции, каждый из которых, как правило, выпускает какое-либо одно подразделение предприятия. При этом зачастую случается так, что одно структурное подразделение использует уже готовую продукцию другого в качестве своего сырья, что является так же одной из основных особенностей данной отрасли. Таким образом, встает вопрос об определении себестоимости продукции.
Калькуляция себестоимости продукции предприятия
Рассмотрим модель расчета себестоимости продукции на предприятии по местам возникновения затрат (МВЗ).
Для применения данной модели на предприятии должны существовать следующие предпосылки:
− на предприятии существует достаточно большое количество подразделений;
− на одном МВЗ [1] производится только один вид продукции (или оказывается один вид услуг), при этом, если в реальности на предприятии это условие не выполняется, то для модели это необходимо ввести формально;
− подразделения могут использовать продукцию других подразделений для производства своей продукции.
Введем такие понятия как «заявка» и «заказ».
Заявка – затраты, в случае когда МВЗ-получатель [2] и МВЗ-отправитель [3] совпадают, то есть МВЗ оказывает услуги самому себе.
Заказ – затраты, в случае когда МВЗ-получатель и МВЗ-отправитель не совпадают, то есть МВЗ оказывает услуги другому подразделению.
Себестоимость единицы продукции легко определить по формуле:
( 1 )
где
Pi – себестоимость единицы произведенной продукции,
Qi – количество произведенной продукции,
Yi – совокупные затраты МВЗi по i-му подразделению предприятия, иначе говоря это количество произведенной продукции в денежном выражении.
,
где n – количество МВЗ.
Требуется рассчитать сумму совокупных затрат по МВЗ, а так же сумму совокупных затрат по элементам затрат.
Ai – собственные затраты МВЗi,
Zij – доля из базы распределения затрат МВЗi [4],
( 2 )
( 2 ) − матрица базы распределения затрат, где по столбцам – МВЗ-получатели, а по строкам – МВЗ-отправители. Рассчитывается на основании заказов. Порядок и принцип расчета базы распределения определяется по-своему на каждом предприятии и описан в стандарте калькулирования себестоимости для каждого конкретного предприятия.
(3)
Составим систему уравнений для расчета совокупных затрат по каждому МВЗ:
(4)
В системе уравнений (4) n уравнений и n неизвестных, значит, можно решить данную систему уравнений относительно Yi ( ) методом Гаусса.
Таким образом, получили Yi – совокупные затраты по МВЗ i-го подразделения предприятия.
Далее требуется рассчитать сумму затрат по элементам и статьям затрат. Для этого составим модифицированную систему уравнений:
(5)
где
ECk – собственные затраты по k-му элементу затрат.
В системе уравнений (5) так же n уравнений и n неизвестных, значит, эту систему можно так же решить методом Гаусса относительно Yi ( ).
Решая данную систему уравнений, находим суммы по элементам затрат:
где
ECk* − сумма затрат по k-му элементу затрат = [собственные затраты + затраты, оказанные др. МВЗ]k (по k-му элементу затрат).
Заключение
Подводя итоги, следует отметить, что приведенная выше модель бюджетирования, без существенных изменений, может применяться на большинстве предприятий отрасли индивидуального деревянного домостроения. Данная модель позволяет предприятиям качественно и продуктивно планировать свою деятельность, а также управлять своими расходами, а значит, и управлять своей деятельностью.
На крупных предприятиях планированием деятельности предприятия занимаются, как правило, все его подразделения, но основная нагрузка ложится на планово-экономический и финансовый отделы. Таким образом, на крупных предприятиях целесообразно использовать автоматизированные системы планирования и бюджетирования.
Для расчета себестоимости на предприятиях используется ряд математических моделей. Одной из таких моделей является модель калькуляции себестоимости по местам возникновения затрат. Данную модель можно использовать на различных предприятиях, не только в отрасли индивидуального деревянного домостроения, но и на предприятиях других отраслей. Для использования данной модели расчета себестоимости продукции целесообразно использовать компьютерные технологии, так как при большом количестве подразделений расчет становится достаточно громоздким и сложным.
[1] МВЗ - место возникновения затрат – структурное подразделение предприятия или его часть, деятельность которого (которой) послужила непосредственной причиной возникновения затрат. В случае выполнения внутренних заказов в качестве МВЗ признается подразделение-исполнитель работ, а не подразделение, для которого они выполняются;
[2] МВЗ-получатель – МВЗ, для которого заказываются те или иные материалы или услуги;
[3] МВЗ-заказчик (МВЗ-отправитель) - МВЗ, которое заказывает те или иные материалы или услуги для МВЗ-получателя;
[4] доля затрат, которая ушла с МВЗj на МВЗi
Источники:
2. Афанасьев А. Особенности бюджетной модели компании [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.bupr.ru/?litra/ bujet/budj.htm.
3. Джай К. Шим, Джойл Г. Сигел. Основы коммерческого бюджетирования / Пер. с англ. − СПб.: Азбука, 2001. − 496 с.
4. Добровольский Е. Бюджетирование: шаг за шагом. – СПб.: Питер, 2008.
5. Сапожников Е.И. Особенности бюджетирования в российских организациях // Финансовый менеджмент. – 2003. − № 6.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:45:58