Совершенствование организационно-правовых форм малого семейного предпринимательства в АПК

Китаёв Ю.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4-1 (181), Апрель 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Ни для кого не секрет, что российское сельское хозяйство находится в упадке. Какие меры могли бы способствовать его развитию? По мнению автора, для более эффективного функционирования малого семейного предпринимательства в АПК следует ввести систему ограничений для крестьянских (фермерских) хозяйств по привлечению рабочей силы, по размеру производственной мощности, по доле сельскохозяйственной продукции в общем объеме продаж продукции (товаров, услуг), чтобы отграничить их от хозяйственных обществ и товариществ.

Ключевые слова: крестьянские (фермерские) хозяйства, организационно-правовая форма, критерии, ограничения, крестьянские трудовые хозяйства



На протяжении всего периода своего развития аграрная экономика России всегда имела ряд характерных особенностей. Даже в дореформенный период, когда во всех отраслях народного хозяйства существовала только государственная собственность, в АПК получила развитие в первую очередь собственность коллективная, а преобладающей организационно-правовой формой стали коллективные и совместные хозяйства.

Однако с проведением реформ в начале 90-х годов ситуация координально изменилась, причем, не в самую лучшую сторону. В первую очередь, на условиях хозяйствования сельскохозяйственных предприятий негативно сказалась либеризация цен на сельскохозяйственную продукцию, что, для дотируемых не один десяток лет предприятий АПК, стало едва ли не губительным.

Вторым значимым изменением макросреды деятельности сельхозтоваропроизводителей стало введение частной собственности. Первым толчком к этому стало принятие Закона «О кооперации в СССР», что и дало впервые возможность реализовать частную инициативу, которая в АПК приняла в первую очередь форму сельскохозяйственных производственных кооперативов. Одновременно с этим, в ноябре 1990 года принимается закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» [3], что дает жизнь абсолютно новой и не характерной для страны организационно-правовой форме – крестьянскому (фермерскому) хозяйству, на которую возлагались большие надежды. Однако кооперативные формирования в условиях частной собственности просуществовали сравнительно не долго, чему значительно поспособствовало принятие в 1994 году первой части Гражданского кодекса РФ.

Второй главой первой части Гражданского кодекса вводились хозяйственные обществ и товарищества, которые с незначительными уточнениями и по сей день являются наиболее популярными в АПК. Позже всего, в 2003 году, был принят нормативно-правовой акт, регламентирующий деятельность ЛПХ – Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» [4].

Крестьянские (фермерские) хозяйства

Итак, с юридической точки зрения в АПК страны имеет место значительное разнообразие организационно-правовых форм хозяйствования на селе.

Однако следует констатировать, что существующие организационные и правовые формы сельскохозяйственного производства не в полной мере удовлетворяют условиям и требованиям современной многоукладной аграрной экономики.

Это наглядно можно проиллюстрировать следующим: в АПК страны нередки случаи, когда крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ) успешно развиваются и по своим размерам превышают хозяйственные общества или товарищества. Такое развитие обусловлено тем, что КФХ, являясь по своей сути семейной формой ведения хозяйства, допускает членство граждан, не состоящих в родстве с главой хозяйства и привлечение наемного труда. Такая трактовка Федерального закона позволяет данной категории сельхозтоваропроизводителей привлекать значительное количество наемных работников, многократно превышающее число членов фермерского хозяйства, не меняя организационно-правовую форму. Это в конечном итоге приводит к тому, что личное участие членов хозяйства сводится к минимуму, а весь производственный процесс осуществляется привлеченной рабочей силой. А такое положение дел, на наш взгляд, в корне противоречит идеологии фермерства.

Одновременно с этим лица, проявившие инициативу создания КФХ в более поздние сроки (2000 гг.), зачастую не имея достаточного производственного потенциала и доступа к производственным ресурсам, ведут хозяйство в несоизмеримо малых размерах без привлечения наемного труда. Соответственно такие хозяйства имеют низкие финансовые результаты, которые не могут обеспечить достаточный уровень жизни своим членам.

Сельские подворья

Еще одной особенностью современного этапа развития аграрной экономики стало постепенное, эволюционное возникновение различных семейных форм хозяйствования на селе, в первую очередь, сельских подворий, которые зачатую имеют размеры, соизмеримые со средним фермерским хозяйством, но как КФХ в силу ряда причин не регистрируются. При этом подворья являются для занятых в нем граждан основным местом работы и источником дохода.

Таким образом, возникает объективная необходимость уточнения некоторых аспектов существующего законодательства и его корректировка. В первую очередь, изменения должны коснуться малых сельхозтоваропроизводителей, поскольку правовая основа их деятельности и по сей день остается не достаточно проработанной и допускает двойственную трактовку.

Одной из таких форм является крестьянское (фермерское) хозяйство, которое согласно действующему в настоящее время Федеральному закону «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» [3] ставит целью совместное осуществление производственной и иной хозяйственной деятельности (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. При этом создано оно может быть всего лишь одним гражданином и осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица [2].

В условиях современной многоукладной экономики организационно-правовая форма КФХ требует нормативно-правового ограничения предельного размера и четкого критерия, превышение которого должно сопровождаться сменой правовой формы – реорганизацией в хозяйственное общество или товарищество.

Предлагаемые ограничения для малой формы аграрного производства

В связи с этим предлагается использовать систему критериев, которые позволят однозначно идентифицировать крестьянские (фермерские) хозяйства как малую форму аграрного производства.

Предлагаемая система содержит ограничения по следующим направлениям:

– по привлечению рабочей силы. Современная практика функционирования КФХ показывает, что формально членами фермерского хозяйства являются только граждане, находящиеся в известной степени родства, либо не более 5 граждан не состоящих в родстве. Однако в процессе производственной деятельности принимают участие и наемные работники, численность которых зачастую превышает число членов КФХ в разы. Это становится возможным за счет того, что фермер заключает с работниками, фактически занятыми на производстве круглогодично, срочные трудовые договоры на непродолжительный период пользуясь различными основаниями его заключения согласно ст. 59 Трудового кодекса РФ, а затем эти договоры периодически обновляются. Для устранения сложившегося несоответствия предлагается ограничить объем работ, выполняемых сезонными и временными работниками в КФХ трехкратным размером работ выполняемых самими членами фермерского хозяйства;

– по размеру производственной мощности. В АПК Черноземья нередки случаи, когда крестьянское (фермерское) хозяйство располагает земельной площадью, размер которой соизмерим с хозяйственным обществом или товариществом. При этом КФХ с юридической точки зрения остается малой формой хозяйствования, что позволяет ему пользоваться государственной поддержкой как субъекту малого предпринимательства. Такая же ситуация отмечается и в животноводстве, в связи с чем предлагается ограничить размер фермерского хозяйства:

а) в животноводстве – по максимально допустимому поголовью сельскохозяйственных животных;

б) в растениеводстве – по максимально допустимой площади сельскохозяйственных угодий;

– по доле сельскохозяйственной продукции в общем объеме продаж продукции (товаров, услуг). С учетом того, что зачастую КФХ, кроме сельскохозяйственного производства, занимаются иными видами деятельности, которые не являются смежными или сопутствующими. Предлагается ограничить их долю до 25%. Это позволит ориентировать деятельность фермерских хозяйств в первую очередь на сельскохозяйственное производство.

Кроме того, с целью активизации частной семейной инициативы в сельской местности предлагается ввести организационно-правовую форму – крестьянского трудового хозяйства (КТХ), которое должно стать промежуточной между КФХ и ЛПХ.

Главной особенность данной формы станет ее простота в регистрации и отчетности, минимальный размер и, в отличие от крестьянского (фермерского) хозяйства – полное исключение наемного труда. Основой данной формы хозяйствования должны стать мелкие фермерские хозяйства, в которых заняты только лишь члены семьи фермера и сельские личные подсобные хозяйства, ведущие высокотоварное сельскохозяйственное производство.

Крестьянское трудовое хозяйство

Таким образом, крестьянское трудовое хозяйство – это объединение граждан, связанных родством, совместно осуществляющих производственную или иную хозяйственную деятельность в сфере агропромышленного комплекса, основанную на личном трудовом участии и исключающее привлечение наемного труда.

Введение предлагаемой организационно-правовой формы хозяйствования в АПК преследует несколько целей:

– поддержание частной семейной инициативы развивающейся без привлечения наемного труда;

– легализация трудовой деятельности сельскохозяйственных подворий, для которых производимая продукция является основным источником дохода;

– стимулирование самозанятости сельского населения;

– упрощение процедуры кредитования объектов аграрного семейного предпринимательства;

– повышение эффективности мероприятий по поддержке малого семейного бизнеса в АПК.

Как и любая другая организационно-правовая форма, крестьянские трудовые хозяйства должны иметь четкие критерии, позволяющие отнести малое предприятие к данной форме хозяйствования:

1) члены КТХ должны являться гражданами Российской Федерации и проживать в сельской местности;

2) хозяйство должно иметь минимальный размер производственной мощности;

3) работа в КТХ должна быть основным местом работы для его главы и членов;

4) объекты производственной инфраструктуры должны принадлежать главе (членам) подворья.

При невыполнении хотя бы одного из вышеперечисленных пунктов подворье не может быть отнесено к КТХ.

Таким образом, предлагаемые пути совершенствования организационно-правовых форм хозяйствования в АПК позволят создать условия для эффективного развития малого семейного предпринимательства в области сельского хозяйства и, в конечном итоге, по мнению автора, должны привести к росту благосостояния сельского населения.


Источники:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.96 № 14-ФЗ (в ред. от 17.07. 2009 № 145-ФЗ).
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в ред. от 25.11.2009 N 267-ФЗ).
3. Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (в ред. от 30.10. 2009 № 239-ФЗ).
4. Федеральный закон от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (в ред. от 30.12.2008 № 302-ФЗ).

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:46:23